Группы из деревьев и кустарников. Общие сведения о древесных растениях и их свойствах Французский регулярный сад
Деревья и кустарники придают саду объем, используются для подчеркивания или маскировки рельефа, для укрепления склонов, для создания самостоятельных групп или смешанных композиций.
Художественно – композиционная характеристика деревьев и кустарников определяется их величиной, формой и цветом, которые меняются в зависимости от возраста растений, сезона года, а также определяются погодой и освещением. Такие художественные качества, как фактуру и тон ствола, рисунок листвы и цвет плодов используют в композициях, рассчитанных на близкое восприятие. Величина и форма кроны, силуэт, цвет листвы имеет значение и при больших расстояниях.
Различные формы крон деревьев и кустарников приведены на рис. 36.
Рис. 36а. Формы крон деревьев:
1 – распростертая (дуб, вяз); 2 – овальная (тополь берлинский); 3 – пирамидальная (лиственница, ель); 4 – колонновидная (тополь московский, кипарис); 5 – яйцевидная (липа); 6 – зонтичная (сосна); 7 – стелющаяся (сосна горная); 8 – шаровидная (яблоня сибирская); 9 – плакучая (ива белая)
Рис. 36б. Формы крон кустарников:
1 – продольно-овальная (спирея); 2 – шаровидная (барбарис Тунберга); 3 – овальная (роза парковая); 4 – раскидистая (можжевельник казацкий); 5 – стелющаяся (кизильник горизонтальный); 6 – конусовидная (туя западная)
Особенно привлекательной может быть пестрая окраска бересклета, барбариса, клена, голубая и серебристая - у ели, можжевельника, туи, темно-красная, бордовая осенью у аронии, барбариса, винограда девичьего.
Цветущие деревья и кустарники – сирень, чубушник, яблоня, слива, вишня, жимолость, розы, рододендроны – могут стать особым акцентом в саду. Такие растения, как барбарис, боярышник, рябина, калина, кизильник, снежноягодник отличаются декоративными плодами.
При проектировании деревьев и кустарников важно учитывать размеры и скорость роста растений, а также их требования к внешним условиям. Очень быстрорастущие деревья и кустарники дают ежегодный прирост до 2 м и более, быстрорастущие – 0,6 – 1 м, имеющие умеренный рост – 0,5 – 0,6 м, медленнорастущие – 0,25 – 0,3 м, очень медленнорастущие – до 0,2 м. В композициях лучше не смешивать медленнорастущие и быстрорастущие породы.
Рис. 37. Использование контраста при проектировании древесно-кустарниковых насаждений
Выделяют следующие приемы компоновки древесно-кустарниковых насаждений.
Солитер – отдельно стоящее дерево или кустарник. Используют на полянах, островах, для завершения парковых перспектив, как акцент на повороте аллеи и т.д. Ведущее значение имеют форма крона, силуэт дерева (кустарника).
Рис. 38. Композиционные типы групп деревьев
Группа – насаждение, состоящее из двух – десяти гармонично сочетающихся деревьев или кустарников. Группы могут состоять из растений одной или нескольких пород. Характеризуются компактной или рыхлой структурой, контрастным или мягким силуэтом, контрастом или нюансом цветовых сочетаний, статичностью или динамичностью форм. Центр (ядро) группы состоит из одного – трех и более растений, занимающих доминирующее положение по высоте, силуэту, цвету. Композиционный центр группы не является ее геометрическим центром. Для внешнего контура группы выбирается живописное очертание, создающее впечатление естественности и игру светотени. В случае использования кустарников группа включает еще и опушку (кроме центра и контура). Размеры растений уменьшаются от центра к опушке. Группы используют в качестве кулис для обрамления перспективы или любой детали паркового пейзажа, размещают вдоль аллей и дорожек, у поворота дорожек и т.д. Распространены группы из трех деревьев, которая равнозначно воспринимается со всех сторон и строится по принципу неравнобедренного треугольника. Широко используют также парные посадки деревьев – например, ель и береза, дуб и береза и т.п.
Массив – насаждения, расположенные компактной массой и занимающие значительную площадь. Состоят из деревьев и кустарников одной или разных пород. Могут быть одноярусными, двухъярусными и многоярусными, изолированными (используют для разнообразия пейзажа) и зависимыми (для выявления заднего плана). Выделяют главную породу (доминанту), занимающую ведущее место по размеру, форме и окраске, и сопутствующую, образующую внешний контур насаждения.
Рис. 40. Примеры формирования групп с учетом экологических требований:
а, б – с учетом биологической совместимости; в, г – с учетом условий произрастания;
1 – клен остролистный; 2 – клен яровой; 3 – клен полевой; 4 – ель полевая;
7 – можжевельник казацкий; 8 – ольха черная; 9 – ива белая (плакучая);
10 – черешня обыкновенная; 11 – сосна крымская
Роща – это крупный массив, занимающий площадь 1 – 1,5 га.
Куртина – насаждения из деревьев или кустарников одной породы, размер определяется целью проекта и размерами сада. Используют для усиления контраста или оживления пейзажа. В куртинах высаживают выразительные и контрастные с основной породой или массивом растения. Например, в березовом массиве – используют куртины из хвойных, дуба, липы.
Для рядовых посадок выбирают деревья с ровным, прямым стволом и правильной формой кроны. Наиболее распространенные виды рядовых посадок – аллеи и живые изгороди.
Аллеи могут быть однопородные или смешанные, симметричные и асимметричные, с использованием контрастных по высоте и форме деревьев.
Живые изгороди – плотные рядовые насаждения деревьев, кустарников (или травянистых растений), используемые для ограждения участков, тротуаров, дорог, для разделения сада, парка на зоны, для защиты от пыли, шума, ветра и т.д. Могут быть стрижеными и свободнорастущими, однопородными и комбинированными, однорядными, двурядными и многорядными. Высокие живые изгороди имеют высоту более 1,5 метров, средние – 0,5-1,5 м, низкие (бордюры) – менее 1,5 м. Для создания высоких изгородей используют тополь белый, черный, клен дланевидный, ель, пихту, лещину, тую, облепиху, боярышник, акацию и др.; для средних – сирень, чубушник, жимолость, смородину золотистую, тую, барбарис; для низких – барбарис, кизильник, спирею, бересклет японский, магонию и др. При посадке цветущих кустарников (сирень, жасмин, калина, шиповник, барбарис, боярышник, айва японская и др.) подбирают растения с различным временем цветения. Расстояние между рядами составляет 1 – 2 м, в рядах – от 0,5 м.
Рис. 41. Живая изгородь из туи западной (колонновидная форма)
Для создания открытых пространств деревья и кустарники должны составлять 5 – 10 %, для полуоткрытых – 50 – 60 %, для закрытых – 90 – 100 %.
При формировании древесно – кустарниковых насаждений учитывают композиционные, биологические и экологические особенности растений. Необходимо учитывать темп роста растений, чтобы обеспечить декоративность посадок на протяжении длительного времени.
Главный элемент озеленительных построений, основная конструкция садовой объемной архитектуры - это группа
одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В её состав входят не менее трех экземпляров древесных или кустарниковых растений. Подбор растений в группе основывается либо на мягком сочетании, либо на контрастном соотношении в зависимости от их декоративных качеств.
Внешний облик групп может быть различен. По фактуре группы бывают от ажурных до плотных, по форме – от рвущихся вверх колоновидными кронами до плакучих. Если на территории сада имеется несколько групп, то их рекомендуется делать однородными, чтобы избежать пестроты композиции. Однопородные группы, посаженные в виде букетов, усиливают художественные качества применяемой породы. Можно сочетать лиственные и хвойные породы. Лучше, если края групп будут неровными, выступающими. Возможно применение треугольных групп, отрывающихся из фона. При высаживании молодых деревьев группами неровности очертаний групп достичь нетрудно, но когда деревья разрастаются, они своими кронами сгладят выступы. Как бы ни были построены группы, почти для каждой из них обязательны два простых правила: в группе не должно быть трех и более деревьев в ряд и расстояния между деревьями не должны быть одинаковыми. Видовое разнообразие сада не означает бессистемного смешения многих пород на всей территории. Большинство деревьев сада должно состоять из одной породы. Некоторые породы деревьев хороши именно без примесей, например береза. Как небольшая примесь она хороша в группах с господством другой породы. Группа из трех деревьев различных пород обычно воспринимается хуже, чем из двух одинаковых и третьего другой породы. Следует избегать одинаковости сочетаний, т.е. однообразного разнообразия. Каждая группа должна иметь своё лицо. Размещать деревья и кустарники надо так, чтобы мощные высокорослые породы были в центре или на заднем плане и не закрывали деревьев второй и третьей величины. Не следует допускать, чтобы в разнопородных группах породы сливались в монотонной одинаковости. Тогда теряется смысл разнопородных групп. Важно, чтобы одна порода подчеркивала особенности другой.
Нельзя допускать монотонности. Форма группы, ее величина, подбор пород и их размещение зависят от расстояния, с которого группы будут просматриваться. Согласно требованиям, на дальнем плане группы должны быть крупнее, число деревьев одинаковых пород больше, силуэтные контрасты резче, тогда как в группах переднего плана очень хороши цветущие деревья, окаймленные цветущими кустарниками. Большое значение приобретают фактура и окраска стволов, рисунок ветвей и листвы. Густота групп зависит от биологических и от декоративных требований. Породы светолюбивые и растущие раскидисто надо рассаживать реже, чем теневыносливые или узколистные. Разрывы между деревьями и кустарниками должны быть значительными. Ниже приведены примерные расстояния в метрах между деревьями в группах, указанные с расчетом на разрастание:
Между деревьями первой величины одного вида – 3-6 м
Между разными деревьями первой величины – 4-8 м
Между деревьями первой и второй величины - 4-8 м
Между деревьями второй и третьей величины – 1-4 м
Между деревьями первой величины и кустарниками – 3-5 м
Между деревьями второй или третьей величины и
кустарниками - 1-4 м
По составу пород группы подразделяются на чистые и смешанные. Чистые по составу пород группы бывают хвойные или лиственные. Смешанные группы состоят из хвойных пород и лиственных. Предпочтение следует отдавать группам, чистым по составу, так как это не нарушит целостности ландшафта и их естественного вида. Группы могут быть представлены следующими типами (рис. 2):
По структуре крон: грубые (дуб), средние (вяз) и тонкие (ива);
По плотности кроны: плотное (ель) и рыхлые (сосна);
По форме: одноярусные и многоярусные;
По цвету кроны: темные (пихта), светлые (ива) и яркие (дерен);
По дендрологическому составу группы бывают чистые и смешанные. Группы с небольшим количеством экземпляров от 2 до 5— 7 чаще бывают чистыми, например группы долины р. Славянки; в Таврическом саду; на Марсовом поле.
Группы от 10 до 20 растений — преимущественно смешанные по составу (район Парадного поля в Павловске, Верхний парк в Ломоносове).
Наблюдается следующее соотношение между количеством экземпляров и пород в группах:
Павловский парк: группа из 4 деревьев включает 1 породу; из 5 — от 1 до 4 пород; 8 — от 1 до 3; 6 — от 1 до 4; 11—3 породы; 16 — 4; 19 —5 и т. д.
Екатерининский парк в г. Пушкине: группа из 2 деревьев включает 1 породу, из 3 — 1—3 породы; 6 — 1—2; из 11 — 5 пород и т. д.
Группы, смешанные по составу, обладают потенциальной вариабельностью композиции и отличаются большой сложностью построения. Основой для построения таких групп может служить видовой состав древесных растений определенного типа леса, характерный для местных физико-географических условий.
Следует учитывать, что в смешанных группах происходит потеря декоративных качеств в случае совмещения деревьев и кустарников с различной долговечностью или в результате неблагоприятных взаимных влияний. Смена состава группы приводит к изменению ее декоративного облика.
В исторических парках смешанные группы образованы в основном лесообразующими породами. В современной практике садово-паркового строительства состав смешанных групп представлен более широким ассортиментом. Рассмотрим примеры положительных сочетаний древесных растений.
Дуб черешчатый, липа мелколистная, клен остролистный (примесь клена должна составлять не более 20%); липа мелколистная, клен остролистный, вяз гладкий, береза пониклая; сосна обыкновенная, клен остролистный, липа мелколистная; лиственница сибирская, ясень обыкновенный, клен остролистный, липа мелколистная; ель обыкновенная, дуб черешчатый, липа мелколистная, рябина обыкновенная (группа с малым количеством экземпляров, примесь дуба не более 20%); сосна обыкновенная и ель обыкновенная; сосна обыкновенная и лиственница сибирская; лиственница сибирская и ель обыкновенная.
Особую категорию составляют группы, создаваемые в лесных насаждениях путем ландшафтных рубок. Группы площадью более 0,3 га представляют собой небольшие участки леса (район Белой березы в Павловском парке).
Расположение деревьев и кустарников (построение) в группах имеет большое значение для формирования здорового, жизнеспособного фитоценоза и художественного облика.
Деревья в группах могут размещаться на равных расстояниях, симметрично по отношению друг к другу или несимметрично (свободное расположение).
Они бывают плотными, ажурными, часто объединенными тройками типа квинкус.
Расстояние между деревьями проектируется с учетом биологических особенностей каждой породы. Например, для светолюбивых пород (берез, ясеней, сосен), 3—5—7 м, для теневыносливых (кленов, лип) —1 —1,5—2—3—5 м. Несмотря на теневыносливость елей и пихт, при недостаточном доступе света они теряют нижние ветви, поэтому в больших группах для пихты рекомендуется расстояние 3—4 м, для ели — 4—5, для туи и можжевельников — от 0,4 до 2 м.
В малых по количеству экземпляров группах (2—5) растения почти не страдают от недостатка света. При близкой посадке растений (0,5 м) отмирают скелетные ветки, ориентированные внутрь группы, при расстоянии между деревьями 5—7 м кроны развиваются равномерно.
С увеличением количества деревьев в чистой группе меньшее значение имеет расположение их в плане, в смешанных целесообразно построение отдельными подгруппами растений по видам.
Кустарники в группах размещаются на 0,5—3 м друг от друга, в зависимости от их величины. Крупные (боярышник, сирень) высаживают на расстоянии 1—3 м друг от друга; средние (виды и сорта роз, снежноягодник) — 0,8—1,5; мелкие (барбарис Тунберга, некоторые виды спирей) — 0,1—0,7 м.
Древесные растения, образующие ядро средних и больших групп, высаживают на более близком расстоянии (иногда до 0,7—0,8 м) по сравнению с периферией группы, где растения высаживают иногда на 3—5—8—10 м от ядра группы и на 3—5 м друг от друга. Этим достигается высокая декоративность групп — здоровые, хорошо развитые кроны деревьев и кустарников.
При размещении растений на расстоянии 8—14 м группа может потерять свое значение и стать участком с рединным типом пространственной структуры.
В группах из деревьев 2—3 видов быстрорастущие светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые с медленным ростом — второй; деревья, размещенные по краю группы, развиваются более равномерно.
Таким образом, по построению группы разделяются на регулярнные и иррегулярные, контрастные и нейтральные (построенные на нюансах одного декоративного признака), по цвету, структуре, форме, которые, в свою очередь, членятся на имеющие «ядро» и не имеющие его. Ядро группы формируется из одного или нескольких растений, обычно более высоких. Оно может быть чистым и смешанным по составу. Чаще наблюдаются чистые по составу и спокойные по цвету, реже — яркие или пестрые. При компоновке ядра из нескольких видов подбираются растения, близкие по окраске листвы, структуре, создающие плавный переход от светлых к более темным деревьям и образующие компактную основу группы.
При формировании ядра из хвойных деревьев с окружением из лиственных между растениями допускается расстояние 4—8 м.
В тех случаях, когда ядро создается из деревьев с ажурной светлой кроной, группа производит впечатление светлой, радостной; из деревьев с густой, темной кроной — строгой, торжественной.
Деревья, скомпонованные подгруппами, в больших смешанных группах находятся в лучших условиях для своего развития (площадь питания), что усиливает декоративность объема компонента. В редких случаях подобные группы строятся без ядра. Малые смешанные группы создают с учетом оценки декоративных качеств каждого экземпляра и в большинстве своем не имеют ядра.
По густоте посадки (или структуре) растения в группах можно разделить на: а) плотные, или густые, б) рыхлые, или ажурные, в) группы с просветами.Плотные группы образуют монолитный объем, лишенный сквозной просматриваемости, а поэтому изолирующий пространство. Посадочные места в таких группах обычно сближены, имеются насаждения во втором ярусе и в опушке — словом, они строятся таким образом, чтобы получить густую массу зелени. Для построения плотной темной группы высаживают деревья соответствующей структуры (с густым ветвлением и облиствением) и окраски, на 0,5—3,5 м друг от друга или создают сложную по форме многоярусную группу из деревьев различного возраста так, чтобы крона одного дерева проектировалась на другую и закрывала просветы между деревьями. Подобные группы составляют из пород теневыносливых, и по размерам они бывают средние и большие. Используя разнообразные виды деревьев и кустарников, можно достигнуть той или иной плотности (густоты) смешанной группы. Чистые по составу пород, густые без просветов группы скомпоновать сложнее.
Для размещения кустарников под пологом древесных насаждений подбираются породы теневыносливые, такие, как дерен сибирский, снежноягодник, смородина альпийская, смородина золотая, жимолость обыкновенная, можжевельник обыкновенный, бузина красная, калина обыкновенная и др. Кустарники, не выносящие затенения, высаживают на расстоянии 2—5—10 м от деревьев. При этом они лучше растут и развиваются, имеют здоровый вид. Кустарники рядом с деревьями (0,3—1 м) хуже развиваются, а вблизи деревьев, имеющих поверхностную корневую систему, погибают.
Кустарники, окаймляющие группу, могут закрывать ее кольцом в том случае, если она — элемент регулярной композиции. В пейзажной композиции это производит впечатление искусственности, лишает группу интересных объемов — выступов, углублений. Группа более живописна при размещении кустарников в одном или нескольких местах. Кустарники высаживают по 3—5 или 7—12 экземпляров.
Рыхлые, или ажурные, группы представлены редкими посадками, позволяющими хорошо развиться каждому растению. Они имеют сквозную просматриваемость (поэтому их называют еще сквозистыми), т. е. сквозь стволы и кроны деревьев виден задний план пейзажа — луг, вода, стена насаждений.
Для построения ажурных групп деревья высаживают на расстоянии от 3 до 9 м друг от друга. Они формируются преимущественно из светолюбивых (сосна, береза, лиственница), а также теневыносливых пород (пихта, ель, липа) — при редком размещении деревьев. Ажурные группы состоят из 3—10 экземпляров с интервалом посадки 0,5—3— 5—11 м. При этом ажурность создается благодаря тонкой структуре высокоподнятых крон и редкой расстановке деревьев.
Для создания ажурных групп из кустарников подбираются растения тонкой структуры, которые высаживают на расстоянии 2—3 м и более друг от друга.
Группы с просветами представляют собой структурный вариант ажурных, реже плотных групп. По количеству экземпляров они отличаются от ажурных групп. В группу часто включают кустарники. По составу они могут быть чистыми и смешанными, из светолюбивых и теневыносливых растений.
Величина просвета в небольшой группе бывает 0,5—3—5 м (для взрослых деревьев), но не более, иначе нарушаются единство и цельность. В больших группах величина просвета может доходить до 5—9 м.
Группы кустарников чаще создают сплошные, но иногда, чтобы открыть вид на дерево, кустарник, цветник, группу разрывают небольшим просветом до 2—3 м величиной.
Наиболее характерные приемы построения групп:
1. Регулярное размещение растений (квинкус, простые ряды, шахматный порядок, круг, «подкова» и др.)
2. Сближенное расположение растений или высадка в один котлован — группы-букеты (смешанные и чистые по составу).
3. Создание чистых по составу групп типа «шатер» из разновозрастных саженцев.
4. Создание групп смешанного состава типа «шатер» из деревьев и кустарников.
5. Создание групп со свободным размещением деревьев — чистые и смешанные по составу породы.
6. Создание групп протяженной композиции, рассчитанные на 2—3 основные видовые точки (группы вдоль дорог, группы-арки на дорогах).
7. Группы, формирующиеся в сочетании с солитерами.
Форма группы является одним из основных декоративных качеств. Она оказывает влияние на характер пейзажа и зависит от подбора древесно-кустарниковых растений и их компоновки. Из растений с регулярным и иррегулярным типом крон компонуются группы с симметричным и асимметричным равновесием, сферические, островершинные и контрастные (одноярусные простые и многоярусные сложные).
При соответствующей компоновке растений группа в зависимости от видовой точки меняет форму (до 3—5 вариантов). Силуэт больших групп (при участии высоких деревьев с пирамидальной, колонновидной формой) строится с 2—3 вертикалями. Наиболее интересными в пейзажных парках являются асимметричные группы с большей высотой по отношению к ширине и четким определенным силуэтом.
Архитектоника группы определяется типом ветвления, толщиной ветвей, расположением листвы, величиной и формой листовых пластинок древесных растений. Различаются группы с грубой, средней, тонкой и смешанной структурой. Фоном чаще всего служат деревья, близкие по структуре. Компоновка групп определяется их назначением в пейзаже. Для увеличения глубины перспективы на первый план высаживаются деревья с грубой структурой, а на задний — с тонкой.
Красочность группы зависит от составляющих ее видов и является очень важным качеством, от которого иногда полностью зависит эффект композиции. В парках встречаются как однотонные группы (50—70%), так и контрастные (30— 35%) по цвету. Цветовой эффект группы обычно рассчитан на разные сезоны года.
По назначению в пейзаже выделяются:
Группы, являющиеся главным композиционным центром парковой картины. Они размещаются в так называемых карманах, на полянах, завершают перспективу, закрепляют повороты дорожек, у воды;
Группы, создающие фон для сооружения или других акцентов;
Группы как переход от массива к открытому пространству;
Группы, образующие парковые кулисы — «рамы», разграничивающие пространство на отдельные виды и группы, создающие многоплановые перспективы;
Группы в опушке массива или куртины, выделяемые как акценты.
Все рассмотренные свойства древесных групп необходимо учитывать при их анализе и оценке. При этом, как правило, в первую очередь воспринимается степень яркости группы, ее величина, высота, форма, структура и красочность. В некоторых случаях только одно качество выступает особенно рельефно и производит эффект — величина, форма или цвет. При комплексном воздействии этих качеств живописность и выразительность группы увеличиваются. К этим качествам можно было бы отнести еще аромат и шелест листвы, рассчитанные на обоняние и слух человека.
При создании групп — компонентов паркового пейзажа следует использовать опыт, накопленный в садово-парковой, лесокультурной и лесоводственной практике.
Возраст древесно-кустарниковых групп . Состав пород определяет долголетие групп. Л. Рубцов подразделяет породы по долговечности на 3 категории: малая, средняя и большая. Деревья малой долговечности начинают дряхлеть во второй половине первого столетия, например многие тополя, березы, черемухи, яблони, груши, рябины. Деревья средней долговечности — со второго столетия жизни, к ним можно отнести большинство наших лесообразующих пород (ель, пихта, клен). Деревья большой долговечности — начиная с третьего столетия, к ним можно отнести дуб, ясень, орех маньчжурский, лиственницу.
При проектировании парков необходимо учитывать продолжительность жизни видов, входящих в состав групп. Различная долговечность составляющих группу растений приводит к разрушению структуры задуманной художественной композиции. Л. Рубцов приводит пример группы из клена Шведлера и тополя черного ф. пирамидальная (клен в 30 лет вступает в период полного развития, а тополь дряхлеет к 50 годам; замена тополя более долговечным пирамидальным дубом могла бы сохранить композицию).
Динамика развития деревьев в группе:
Порода | Этап юности (лет) | Возраст кульминации прироста (лет) | Этап зрелости (лет) | Возраст прекращения роста в высоту (лет) | Этап старения (лет) |
Береза | до 25 | 20 — 25 | 25 — 60 | 50 — 60 | более 60 |
Дуб | до 80 | 60 — 80 | 80 — 180 | 120 — 180 | более 180 |
Осина | до 30 | 20 — 30 | 30 — 60 | 50 — 60 | более 60 |
Сосна | до 50 | 40 — 60 | 50 — 120 | 100 — 120 | более 120 |
Ель | до 60 | 50 — 60 | 60 — 140 | 120 — 140 | более 140 |
При составлении групп необходимо представлять ход роста и развития составляющих их древесных растений.
Быстрорастущие древесные породы скорее достигают кульминации возраста и прекращают рост, а медленнорастущие — позднее.
Неблагоприятные условия местопроизрастания (уплотнение почвы, вытаптывание, недостаток питательных веществ и др.) приводят к отставанию в росте, появлению суховершинности, преждевременной гибели насаждений. Особенно большое количество питательных веществ необходимо в период усиленного роста (в 10—40 лет), когда образуется основная масса ветвей и листьев.
Деревья редко доживают до своего предельного возраста. Причиной их гибели являются ветровалы, лесные пожары, рекреационные нагрузки, а в городе — целый комплекс неблагоприятных факторов.
Процесс старения дерева внешне выражается постепенным и притом устойчивым ослаблением его жизнедеятельности — отмиранием веток, уменьшением количества листвы, ослаблением прироста. Процесс отмирания скелетных веток у взрослых деревьев, как показывают наблюдения, начинается суховершинностью, которая вначале наблюдается на наиболее слабых скелетных ветвях высших порядков.
В средних и больших одновозрастных группах процесс старения начинается раньше у деревьев, расположенных в середине группы, у которых отмирание происходит обособленными секторами кроны, начиная от наиболее слабых и хуже ориентированных скелетных веток и кончая сильными.
Из древесных пород, доживающих до 200 лет, можно создавать долговечные группы, которые на протяжении десятков лет дают равный по силе эффект (взрослые деревья), а следовательно, в целом сохраняющие задуманный характер парковой картины. Продолжительность эффекта такой группы следует оценивать не только неделями, годами, но и на протяжении всей жизни дерева — это так называемый «постоянный» эффект.
Добавить в закладки:
При озеленении различных объектов в городах, селах и даже на приусадебных участках, а также при создании парков в большинстве случаев в насаждениях доминируют рядовые посадки или массивы из одного вида деревьев или кустарников. Такая же картина, в большинстве случаев, наблюдается и в озеленении административных зданий. Такие типы насаждений хотя и являются классическими, но выглядят однообразными и статическими. Поэтому в современном ландшафтном дизайне городов и приусадебных участков все больше используются декоративные группы из деревьев и кустарников - разнообразные по видовому составу группы из деревьев и кустарников, составляющие гармоничное целое и размещенные отдельно от других насаждений на открытом месте.
Для создания гармоничной композиции большинство растений, которые входят в группу, должны иметь одну или несколько общих черт: форму кроны, цвет, текстуру. Для создания контрастной композиции используют растения нескольких видов, но один из них должен быть доминантным. Обычно, декоративные группы формируют из пород деревьев и кустов, присущих флоре данного района. Наиболее распространенным, классическим примером такой группы являются посадки ели обыкновенной с березой бородавчатой, сосны обыкновенной с березой. Но в современном ландшафтном дизайне состав групп представлен более широким ассортиментом. И чтобы созданная группа была долговечна, стойкая и декоративная, следует придерживаться таких принципов подбора растений.
Экологический принцип. Для нормального развития растения нуждаются в определенных экологических условиях, и несоответствие этих условий ведет к потере декоративности, даже к их гибели. Поэтому при подборе растений необходимо учитывать требования пород ко всему спектру экологических условий данной территории (климат, плодородие и кислотность почв, влажность, условия освещения и др.) и понятно, что все виды растений составляющих группу, по большинству экологических факторов, должны иметь идентичные требования.
Фитоценотический принцип. Этот принцип предусматривает максимальное приближение группировки растений в декоративных группах к их естественному сочетанию - фитоценозу (естественная совокупность растений, которые растут совместно и характеризуются определенным составом и взаимодействием)
Следует отметить, что созданные природой фитоценозы на конкретной территории, являются наилучшими образцами устойчивых групп. В этом отношении природа - лучший учитель
Декоративный (физиономический) принцип. Основой этого принципа является гармоничное, декоративное, эстетичное сочетание растений с учетом их внешнего вида, формы, текстуры и цвета. Такие композиции создаются по законам живописи.
Принципы построения декоративных групп. Для определения количества растений в группе четких правил не существует. Растений не должно быть много, а минимум - это три растения, потому что рекомендуется использовать непарное количество. Когда площадь участка озеленения небольшая, как например, при оформлении площади возле дома, офиса, рекомендуется использовать 3-9 до 11-15 растений, большее количество требует значительных площадей. Но сколько бы экземпляров вы не решили посадить вместе, композиция будет по-настоящему эффектна только тогда, когда элементы, которые подбираются, будут отвечать по размеру друг другу и размерам группы в целом. Этого соответствия можно добиться, используя один из трех принципов построения группы: принцип тождественности, принцип подобия и принцип контраста.
Принцип тождественности построен на сопоставлении похожих признаков. Например, когда группа создается из разных видов, которые относятся к одному роду растений. Или хотя из растений разных видов, но похожих за основными физиономическими и анатомическими признаками. Какая-нибудь симметричная композиция - это вариант тождественности.
Принцип подобия (нюанс) характеризует очень незначительные расхождения в свойствах элементов композиции. Это один из самых сложных вариантов, потому что он требует совершенного знания растений, с которыми работаешь. В композиции, основанной на принципе подобия, внимание акцентируется на наименьших расхождениях цвета или размера растений.
Контрастные композиции создаются из растений, которые имеют разные формы кроны, цвет и размер листьев. Растения с пирамидальной, конической и колоновидной формами кроны в таких композициях контрастируют с шаровидными, плакучими и стелящимися. В группах, построенных на принципе контраста очень важное значение имеет цвет. Создавая контрастные композиции, следует учитывать и моменты, известные всем дизайнерам. Растения с цветами и листьями теплых цветов (желтые, оранжевые, красные) в тени кажутся более сочными и свежими, чем на солнце; растения светлых тонов, визуально увеличивают пространство, а темные уменьшают; растения теплых тонов, кажутся ближе, чем они являются в действительности, а холодные - дальше.
Размещение растений в группах. Размещение деревьев и кустарников в группах, имеет большое значение, как для эстетичного восприятия, так и для формирования устойчивого культурфитоценоза в целом. Расстояние между деревьями проектируется с учетом, биологических особенностей каждой породы. Большое значение имеет отношение к свету растений в группе, строение корневой системы и долговечность породы, так светолюбивые - береза, ясень, сосна, высаживают на расстоянии 5-7 м один от другого. Теневыносливые растения в группах (клены, липы) можно высаживать на расстоянии 2-3, 5 метров. Но такие теневыносливые растения как ель и пихта при недостаточном освещении теряют свою декоративность за счет отпада нижних ветвей. Кусты в группах размещают в зависимости от их размера и отношения к свету.
Так, кустарники больших размеров (садовый жасмин, сирень, калина, скумпия) высаживают на расстоянии 1-3м один от другого; средние (барбарис, дерн, форзиция) - 0,8-1,5; малые (низкорослые таволги, можжевельники, кизильник) - 0,5-0,7м. При размещении кустарников под кронами деревьев необходимо обязательно подбирать теневыносливые растения, такие как бузина красная, черника, самшит, дерн, кизил, снежноягодник, жимолость обыкновенная и другие. Более светолюбивые кустарники желательно высаживать на большем расстоянии от древесных пород. Под кронами и непосредственно возле стволов деревьев с поверхностным размещением корневой системы (ель обыкновенная, туя западная и др.), кусты высаживать не рекомендуется.
В целом, как отмечает известный дендролог Л.И. Рубцов, рекомендации по подбору растений в декоративных группах можно свести к следующим положениям:
- Основные породы следует выбирать и группировать по высоте, текстуре, форме и в соответствии с их экологическими требованиями;
- Листопадные деревья следует использовать в качестве подчиненным хвойным, чтобы подчеркнуть сезонные изменения в окраске;
- Выбирать группы деревьев и отдельные экземпляры, которые должны служить акцентом для общей композиции; при этом следует осторожно использовать растения с оригинальным внешним видом;
- Растения, должны соответствовать размеру и масштабу композиции;
- Необходимо знать размеры взрослых растений и сроки, когда растения их достигнут;
- Согласовать продолжительность жизни растений, входящих в определенную композицию;
- Не применять слишком много видов растений в одной композиции. Группа из небольшого количества видов выглядит наиболее эффектно (закон простоты);
- В композиции должен доминировать один вид, а другие должны быть ему подчинены (закон доминирования);
- Растения, которые входят в композицию, должны гармонировать, то есть быть похожими цветом, формой, текстурой (закон гармонии)
- Место, отведенное для растений должно отвечать их требованиям, а потребности растений разных видов в группе не должны быть антагонистическими.
Учитывая принципы построения декоративных групп, в совершенстве зная морфологию и биологию растений, и их экологические требования можно создать высокохудожественные древесно-кустарниковые композиции. Такие композиции украсят входную часть частных домов и административных зданий, будут уместными и в зоне отдыха, и как отдельный элемент озеленения территорий разного функционального назначения. Если взять декоративные группы за основу при создании дендропарка или показательного участка при садовом центре, особенно на небольших площадях, то это даст возможность не только сделать их привлекательными в эстетическом плане, но и позволит собрать значительную коллекцию дендрофлоры, которая к тому же, может служить маточником для получения семян и черенков для размножения растений на питомнике.
- Правильное питание при ангине для взрослых и детей Что можно пить когда болит горло
- Сколько выводится алкоголь из организма в зависимости от различных факторов
- Ситуация: может ли банк списать ошибочно перечисленные на расчетный счет деньги без распоряжения организации Какие цели преследуют «злодеи»
- Как приготовить правильно имбирный чай