Основные принципы противодействия коррупции. Принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней 1 из принципов противодействия коррупции является
На сегодняшний день терроризм стал самой острой проблемой всего современного мира. Он сильно дестабилизирует обстановку как на всей планете, так и в отдельных регионах. Сегодня насчитывается около 500 формирований, которые в своих целях используют терроризм. На уровне мирового сообщества разработано немало норм и стандартов, целью которых является эскалация терроризма. В стороне не осталась и Россия.
Историческая справка и терминология
Может показаться, что понятие терроризма совершенно новое. Однако еще в XVIII веке у якобинцев (Франция) в ходу были слова «террор» и «террористы». И употребляли они эти слова по отношению к себе, придавая словам положительный оттенок. Но уже во время Великой французской революции эти слова начали использоваться как оскорбительные и даже стали синонимом слова «преступник».
Уже к 70-м годам прошлого века термин приобретает четкое значение. На сегодняшний день под терроризмом понимают методику, благодаря которой организованная преступная группа или партия пытаются достичь определенных целей, чаще всего используя систематическое насилие. Такие группировки пользуются такими устрашающими методами, как поджоги и взрывы, угоны самолетов и захват заложников.
Основной целью преступников является влияние на власть и общественность через публичное проявление агрессии. Самое страшное в этой ситуации, что в процессе теракта страдают мирные люди, которые в таких ситуациях не могут никак защититься. Основные принципы противодействия терроризму были сформированы позднее, ближе к началу XXI века, когда вспышки теракта стали появляться по всему миру и, можно сказать, приобрели массовый характер.
Самые крупные преступления последних лет
Многие не забудут двойной теракт в Санкт-Петербурге, когда в 2010 году произошел взрыв на двух станциях метро: «Парк Культуры» и «Лубянка». В результате этого погиб 41 человек, а пострадавших насчитывалось более 80.
Через год еще один взрыв в аэропорту «Домодедово». Тогда погибли 37 людей, а 170 человек получили ранения. В 2013 году в Волгограде в результате взрыва жертвами стал 41 человек. Как ни прискорбно, но этот список можно продолжать и продолжать.
Законодательные основы
Основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации заложены в ЗФ № 35 от 2006 года. Из нормативного акта вытекает, что эти преступления являются методикой достижения определенных целей, которых хотят достигнуть террористы.
К основным принципам противодействия относят:
- обеспечение безопасности всех граждан государства;
- за содеянное преступление;
- комплексное использование всех методик в борьбе (социальные, пропагандистские, политические и прочие);
- минимизация и даже полная ликвидация угрозы;
- совместная работа государственных органов и общественных, международных организаций в недопущении терактов.
Помимо этого, к основным принципам противодействия терроризму РФ относят и такие меры, как полная конфиденциальность и секретность любых сведений, которые могут касаться принятых мер по недопущению терактов. Также никакой речи о переговорах с террористами и минимизация последствий проявления агрессии.
Борьба на уровне государства
К основным принципам противодействия терроризму в России относится борьба с ним. Это деятельность федеральных органов, выраженная в разведывательных, следственных, специальных мероприятиях. Все эти и другие методики применяются исключительно с целью раннего выявления планируемого преступления, предупреждения и пресечения теракта.
На уровне государственных органов проводится комплексный анализ полученных данных, с четким распределением функциональных зон ответственности каждого органа, который ведет борьбу с насильственными преступлениями.
Деятельность по минимизации угрозы
Это один из основных принципов противодействия терроризму. В данном случае в приоритете недопущение, в крайнем случае, минимизация человеческих потерь. Ведь основной приоритет в данном случае - человеческая жизнь, а только потом имущество. Сюда включается своевременное оказание медицинской помощи и аварийно-спасательные мероприятия. Впоследствии государство делает акцент на адаптацию (психологическую и физическую) лиц, пострадавших вследствие теракта. Также в комплекс мероприятий включается восстановление разрушенной инфраструктуры, возмещение нанесенного вреда населению и юридическим лицам.
Профилактические мероприятия
Самый основной принцип международно-правового противодействия терроризму - профилактика. Это целый комплекс мер, целью которых является устранение причин, которые способствуют формированию преступных группировок. На уровне государства проводится системное противодействие развитию преступной идеологии. Также в комплекс мер включается совершенствование защиты потенциально опасных объектов и усиление мер административного и уголовного наказания.
Классификация
На сегодняшний день наряду с основными принципами противодействия терроризму выделяют теракты по характеру проведения преступления:
Также существует классификация по масштабам проведения:
- внутренний, то есть преступление происходит внутри конкретной страны и совершается ее же согражданами;
- международный, насильственные действия в данном случае направлены представителями одной страны против жителей другого государства.
Для определения основных принципов и направлений противодействия терроризму очень важно определиться и с целью теракта. В современном мире выделяют следующие целевые направления:
Националистическое | В таких случаях все преступные мероприятия направлены на вытеснение и даже уничтожение культурных ценностей через захват земель и имущества. |
Религиозное | Такие насильственные действия нацелены на то, чтобы вытеснить, покорить или даже полностью ликвидировать лиц определенного вероисповедания. |
Кибернетическое | Это достаточно новое явление и связано с появлением интернета. Все действия преступников направлены на вывод из строя банковской или государственной компьютерной системы через распространение вируса. |
Экономическое | В таких случаях действия преступников направлены на дестабилизацию экономической и финансовой стабильности конкретной страны или отдельного финансового субъекта |
В любом случае, какими бы целями ни руководствовались террористы, оправдания их действиям нет.
Несмотря на существование основных принципов противодействия терроризму и экстремизму, мер по урегулированию вопроса со стороны государства, каждый человек должен понимать, что угроза есть всегда. Преступники ведут войну без линии фронта и могут оказаться рядом в любой момент. Поэтому каждый гражданин страны должен быть бдительным и знать о признаках, которые дают право подозревать преступника.
Прежде всего, если поведение конкретного человека кажется подозрительным, то об этом следует сообщить незамедлительно в правоохранительные органы. Также следует постараться запомнить приметы этого человека или группы людей. Возможно, у преступника есть особые приметы: татуировки или приметные черты лица. Ни в коем случае нельзя пытаться сделать что-то самостоятельно, в противном случае можно стать первой жертвой.
Никогда не поднимайте оставленные вещи, в особенности в общественных местах. О находке следует сообщить в правоохранительные органы.
Если никак не удается удалиться от предполагаемого преступника, то следите за его мимикой. Перед совершением преступления обычно человек сильно сосредоточен, сжимает губы и медленно передвигается.
Основные принципы противодействия терроризму и экстремизму позволяют, прежде всего, предотвратить агрессию и минимизировать человеческие потери.
Противодействие терроризму - комплексная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций в пределах их компетенции, установленной национальным законодательством, с использованием мер правового, политического, социально-экономического, идеологического и иного характера, направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений террористического характера, на осуществление уголовного правосудия в отношении террористов, на минимизацию последствий актов терроризма.
К настоящему времени в мировом сообществе и в Российской Федерации сформировалось устойчивое мировоззрение и выработались основные принципы противодействия терроризму и экстремизму.
Совет Безопасности ООН 20 января 2003 г. на своём заседании принял декларацию о борьбе с терроризмом, в которой подтвердил, что:
- терроризм во всех своих формах и проявлениях представляет собой одну из наиболее серьёзных угроз международному миру и безопасности;
- любые акты терроризма преступны и не имеют оправданий вне зависимости от их мотивов, когда бы и кем бы они ни совершались, и подлежат безоговорочному осуждению, особенно в тех случаях, когда они носят неизбирательный характер или когда от них страдают гражданские лица;
- существует серьёзная и возрастающая угроза доступа террористов к ядерным, химическим, биологическим и другим потенциально смертоносным материалам и их использования ими и поэтому существует необходимость усиления контроля за этими материалами;
- терроризм можно победить лишь путём применения в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций и международным правом, устойчивого всеобъемлющего подхода, включающего активное участие и сотрудничество всех государств, международных и региональных организаций, а также путём активизации усилий на национальном уровне.
Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- общепризнанные принципы и нормы международного права;
- международные договоры Российской Федерации;
- федеральные конституционные законы;
- Федеральные законы «О безопасности», «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности»;
- нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
- Концепция внешней политики Российской Федерации;
- Военная доктрина Российской Федерации;
- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации;
- нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.
Эти законы и акты создают (составляют) правовую основу для защиты государства, общества и каждого гражданина от экстремизма и терроризма. Знание основного содержания этих законов и актов поможет вам самостоятельно оценить события и явления общественной и вашей повседневной жизни с позиции укрепления общественной и личной безопасности, принять правильное решение об участии или неприятии каких-то действий, которые делают вас невольным соучастником нарушения закона. Вас намного сложнее будет ввести в заблуждение относительно последствий того, что вы делаете, и того, к чему вас могут призывать сторонники экстремизма и терроризма.
Итак, знание законов поможет вам сделать сознательный жизненный выбор и не стать жертвой. Содержание некоторых вышеуказанных законов будет подробно приведено в следующих параграфах.
Основные принципы противодействия экстремистской деятельности
Противодействие экстремистской деятельности основывается на таких принципах, как:
- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
- законность;
- гласность;
- приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
- приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
- неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Основные принципы противодействия терроризму
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
- системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
- приоритет мер предупреждения терроризма;
- единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
- сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
- конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приёмах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
- недопустимость политических уступок террористам;
- минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
- соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
На международном уровне определены и сформулированы основные направления противодействия терроризму и экстремизму.
В этой связи Совет Безопасности ООН призывает предпринять следующие шаги:
- Все государства должны осуществлять неотложные меры по недопущению и пресечению любой активной и пассивной поддержки терроризма и, в частности, в полном объёме выполнять все соответствующие резолюции Совета Безопасности.
- Совет Безопасности призывает государства:
- стать в безотлагательном порядке участниками всех соответствующих международных конвенций и протоколов, касающихся терроризма, в частности Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., и поддержать все международные инициативы, предпринятые с этой целью, и в полной мере использовать источники помощи и рекомендации, которые появляются в настоящее время;
- максимально оказывать друг другу содействие в деле предотвращения, расследования, уголовного преследования и наказания за акты терроризма, где бы они ни совершались;
- тесно взаимодействовать, с тем чтобы осуществить в полном объёме санкции, направленные против террористов и их пособников, в частности Аль-Каиды и движения «Талибан» и их пособников, как указано в ряде резолюций, принять срочные меры, чтобы лишить их доступа к финансовым ресурсам, которые необходимы им для осуществления их деятельности, и сотрудничать в полной мере с Группой контроля.
Основные направления противодействия экстремистской деятельности
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:
- принятие профилактических мер, нацеленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Выводы
- В мировом сообществе и в Российской Федерации сформулированы основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.
- Мировое сообщество считает, что терроризм можно победить лишь путём применения в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций и международным правом устойчивого всеобъемлющего подхода, включающего активное участие и сотрудничество всех государств, международных и региональных организаций, а также путём активизации усилий на национальном межгосударственном и межнациональном уровнях.
- Борьба с терроризмом в Российской Федерации направлена прежде всего на обеспечение защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
- Определена неотвратимость наказания за осуществление террористической и экстремистской деятельности.
Вопросы
- Как реагирует мировое сообщество на проявления терроризма?
- Какие принципы лежат в основе организации противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации?
- Какие конкретные меры предусмотрены в Российской Федерации по противодействию терроризму и экстремизму?
- Почему важно знать законы о противодействии экстремизму и терроризму?
Задание
Подберите фактический материал и подготовьте сообщение на тему «Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями».
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Правовая основа противодействия терроризму
Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Федеральный закон по противодействию терроризму, нормативные правовые акты Президента РФ.
Основные принципы противодействия терроризму
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
Обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
Законность;
Неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
Системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
Сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
Конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
Недопустимость политических уступок террористам;
Минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
ВИДЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ И СПОСОБЫ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.
Террористические акты могут быть следующих видов.
1. Диверсия (взрыв, распыление отравляющих веществ и т. п.). Производятся взрывы транспортных средств или в зданиях с целью нанести ущерб и вызвать человеческие жертвы, а также на открытом пространстве для уничтожения людей. В результате взрывов страдает большое количество случайных людей, поэтому именно такая тактика приводит к наиболее сильному психологическому эффекту. Другой вид взрывной деятельности - использование шахидов-самоубийц исламскими террористами. Также террористы минируют различные объекты: жилые здания, магазины, банки, гостиницы, аэропорты, транспортные магистрали, производственные сооружения.
2. Похищение. Похищениям подвергаются значительные фигуры, способные привлечь внимание общественности: известные политики, чиновники, журналисты, дипломаты. Совершаются для того, чтобы добиться исполнения политических требований, для устрашения господствующих слоев, получения средств на деятельность организации.
3. Покушение и убийство. Отличается демонстративной адресностью, поэтому эффективен для целенаправленного психологического воздействия на узкую аудиторию
4. Ограбление (экспроприация). Осуществляется как с целью получения необходимых для ведения борьбы средств, так и в целях пропаганды.
5. Хайджекинг - захват транспортного средства: самолета, железнодорожного поезда, автомобиля, корабля.
Захват зданий.
7. Вооруженное нападение без смертельного исхода и причинение незначительного ущерба имуществу. Осуществляется террористическими организациями на стадии становления, когда еще не накоплен опыт проведения крупномасштабных операций, а также активно действующими организациями, которым необходимо только продемонстрировать способность к проведению вооруженных операций.
8. Кибертерроризм (кибервойна) - нападения на компьютерные сети. Политический терроризм - не единственный вид насильственной деятельности в сфере политики. Отдельно от террористической деятельности стоят политические убийства и партизанская война: В то же время особо опасные формы преступности не являются монополией террористов, к террористическим методам часто обращаются обычные бандиты.
коррупция противодействие правонарушение
Принятый Федеральный закон "О противодействии коррупции" дает определение коррупции, устанавливает основные принципы и организационные основы противодействия коррупции, определяет меры по ее профилактике, устанавливает специальные требования к государственным и муниципальным служащим, предусматривает ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения. В соответствии с Законом коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также будет являться совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Принципы имеют системообразующее значение, формируя нормы и направляя правоприменение, обеспечивая его единообразие. Именно принципы должны служить ориентиром и при разрешении правовых коллизий. Принцип (от лат. principium - основа, начало) - основоположение, исходная, руководящая идея, основное правило поведения, деятельности.
Принцип признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина является конституционным и, более того, универсальным. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 18 Конституции РФ закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
В комментируемом Законе данный принцип приобретает особый смысл, поскольку коррупция как негативное социальное явлении приводит к нарушению прав граждан, к несоблюдению условий нормальной конкуренции между субъектами экономической деятельности, к дискредитации института публичной гражданской службы в государстве.
Принцип законности также является конституционным и общеотраслевым принципом российского права. Законность - это состояние постоянного и точного выполнения качественного и справедливого законодательства, обеспечиваемое неотвратимостью применения мер государственного принуждения в случае нарушений. Режим законности - определенное состояние реального уровня соответствия действующих общественных отношений законам и другим нормативным актам. И все же в каждой сфере принцип законности имеет собственные нюансы и наполнение. Контекст комментируемого Закона позволяет выделить следующие направления его реализации:
1. точное исполнение закона государственными и муниципальными служащими, исключающее коррупционные проявления;
2. точное исполнение закона гражданами и организациями, которые не должны инициировать коррупционные отношения;
3. точное соблюдение и исполнение закона правоохранительными и другими органами в процессе противодействия коррупции. В итоге деятельность по противодействию коррупции имеет целью восстановление состояния законности.
Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, к сожалению, пока не занял достойного места в нашем законодательстве. Причиной тому - и отсутствие основополагающих законов о государственных органах и их деятельности. Чаще всего этот принцип замещается гораздо более узким по сфере своего применения принципом гласности. Например, принципом гласности руководствуется в своей деятельности Правительство РФ. (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации).
В Конституции РФ принцип открытости закреплен только по отношению к судебному разбирательству (ст. 123). Мы можем обнаружить этот принцип в некоторых отраслевых законах - открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих (Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»). Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
В целом вопросам информационной открытости власти посвящены Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, «О персональных данных», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Однако несмотря на предпринимаемые в этом направлении шаги, нельзя сказать, что в стране создан подлинный режим информационной открытости власти. Между тем именно публичность и открытость власти отвечает идее полноценного государственного управления, предполагающего подконтрольность власти обществу. Государства, в которых сформирован механизм информационной открытости власти, являются менее коррумпированными. В комментируемом контексте принцип публичности и открытости (транспарентности) несет и превентивную антикоррупционную нагрузку - во-первых, открытость деятельности власти сокращает коррупционные возможности, во-вторых, высвечивает любые отклонения и нарушения, помогая работе правоохранительных органов, в-третьих, позволяет гражданам и организациям включиться в процесс противодействия коррупции.
Принцип неотвратимости ответственности как таковой из российских нормативных правовых актов исчез (напомним, что он являлся одним из основных принципов советского уголовного законодательства). Тем не менее Конституционный Суд РФ продолжает оперировать понятием неотвратимости ответственности, и даже назвал его по-прежнему принципом неотвратимости юридической ответственности, причем не только в сфере уголовного, но и налогового права. В современной России это понятие используется также в заявлениях по ратификации международных конвенций («Российская Федерация исходит из того понимания, что положения… Конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции»). То, что комментируемый Закон называет в качестве одного из принципов именно неотвратимость ответственности за коррупционные правонарушения, имеет целью подчеркнуть серьезность антикоррупционной политики и ориентированность на конкретные итоги деятельности по противодействию коррупции. Данный принцип означает, что за каждый факт коррупционного нарушения (при условии доказательства вины, разумеется) должно назначаться адекватное наказание. Этот принцип раскрывается далее в ст. 13 и 14 комментируемого Закона.
Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер отражает специфику коррупции как явления, требующего адекватного и системного реагирования. Комплексность использования мер противодействия коррупции ориентирована как на профилактическую работу, так и на непосредственную борьбу с коррупционными проявлениями и ликвидацию их последствий. Вдумчивое отношение к реализации данного принципа на практике позволит избежать перегибов, кампанейщины, показательных процессов, превратив рассматриваемую деятельность в один из компонентов государственного управления.
Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции , если рассматривать его в системной связи с принципом комплексности мер, ориентирует на организацию повседневной работы в нормальном режиме, воспитание в обществе нетерпимости к коррупции, поднятие престижа публичной гражданской службы и обеспечение ее стабильности, воспитание нового поколения государственных и муниципальных служащих. Этот принцип задает тон реализации всего массива нормативных актов о публичной гражданской службе, а также тех нормативных актов, которые определяют порядок реализации прав граждан и организаций в административных отношениях. Нормативная база деятельности государственных и муниципальных служащих не должна быть коррупциогенной и «подталкивать» их к произвольному правоприменению. Важную роль в реализации этого принципа должно сыграть само общество.
Принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами подчеркивает общесоциальный характер проблемы коррупции.
Коррумпированность государства - проблема не только самого государственного аппарата, это вопрос и к самому обществу, состоящему из граждан, считающих это явление если не нормальным, то вполне терпимым. Разумеется, для подлинного сотрудничества государства и общества необходимо немало условий, многие из которых не до конца сложились в нашей стране. К таким условиям следует отнести: высокий уровень развития демократических институтов, политическую и гражданскую активность населения, подлинный плюрализм мнений, настоящую свободу и независимость прессы, реальную прозрачность действий власти и ее подконтрольность институтам гражданского общества. Там, где речь идет о сотрудничестве, не может диктовать условия только один субъект. К сожалению, данный принцип наиболее слабо реализован как в тексте комментируемого Закона, так и в действующем российском законодательстве. Еще только предстоит разработать способы и механизмы, ориентированные на население, способные поощрять общественность и отдельных граждан в таком сотрудничестве, собирать объективную информацию о масштабах и способах коррупции среди чиновников. Опора на гражданское общество в борьбе с преступностью в целом и коррупцией в частности является важным направлением деятельности правоохранительных органов в демократических странах. В ст. 22 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию говорится о защите лиц, сотрудничающих с правосудием, и свидетелей и предлагается обеспечение эффективной и надлежащей защитой тех, кто сообщает о коррупционных преступлениях, сотрудничает с органами, осуществляющими расследования и разбирательства.
Коррупция — явление системного характера. Как отмечал И.Я. Козаченко, «коррупция в сознании многих чиновников и политиков не преступление, а образ жизни» 3 . Мировое сообщество в лице международных организаций продолжает расширять сотрудничество по борьбе с этим явлением, говоря о важности проведения общей уголовной политики, которая позволит эффективно воздействовать на общество и защитит его от коррупции.
Конвенция Совета Европы от 27 января 1999 «Об уголовной ответственности за коррупцию» подчёркивает, что «коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества…» 1 В свою очередь, руководящими началами системы по борьбе с коррупцией выступают принципы, получившие прямое закрепление в ст. 3 ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
В научной литературе существуют различные мнения относительно полноты перечисленных принципов, их интерпретации и корректности формулировок. С. В. Векленко и С. Л. Панов, раскрывая сущность вышеуказанных принципов, отмечают, что к важным антикоррупционным принципам следует также следует отнести: 1) обеспечение личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями; 2) принцип своевременности (оперативности); 3) принцип экономичности (социально-экономической обоснованности).
По их мнению, введение и реализация данных принципов способствует выработке эффективной̆ государственной̆ программы противодействия коррупции. С иным предложением выступает Н. В. Щедрин, критикуя нынешнюю модель применения принципов борьбы с коррупцией. Им предложено введение принципа соразмерности (пропорциональности) антикоррупционных ограничений публичному статусу должностных лиц, который позволит направить основные ресурсы на борьбу с коррупцией высших должностных лиц.
При различном подходе учёных к решению проблемы реализации антикоррупционных принципов, общим вектором выступает приведение законодательства по борьбе с коррупцией в соответствие с международно-правовыми актами, ратифицированными Российской Федерацией, и правильное, корректное понимание и применение антикоррупционных принципов.
В этой связи хочется обратить внимание на принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, который должен обеспечивать несение наказания всеми участниками коррупционных отношений. Реализация данного принципа возможна через применение специальных мер финансового контроля и совершенствование оперативно-розыскной деятельности. Но институт иммунитета должностных лиц органов государственной власти вступает в противоречие с данным принципом, фактически препятствуя его реализации.
Так, неприкосновенность депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ создаёт целый ряд ограничений, связанных с затруднениями оперативно-розыскных мероприятий, а иногда и с полной невозможностью привлечения депутата к ответственности: право палаты депутатов отказать в направлении дела в отношении депутата в суд, необходимость испрашивания Генеральным прокурором согласия палаты о лишении неприкосновенности и вынесение палатой мотивированного решения.
Аналогичные препятствия возникают при необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий, возбуждения уголовного дела по отношению к судьям Российской Федерации. Временные затраты, необходимые для осуществления процессуальных действий (в данном случае — получение согласия соответствующей коллегии судей) могут фактически атрофировать деятельность органов следствия. Но не следует забывать о цели создания института иммунитета, как по отношению к депутатам, так и к судьям. Конституционный Суд РФ оценивает неприкосновенность судьи в качестве необходимого элемента его конституционно-правового статуса, что обозначает не личную привилегию гражданина, а средство защиты интересов правосудия, а именно — защиту прав и свобод человека и гражданина 2 . В отношении депутата Конституционный Суд РФ оценивает неприкосновенность как средство обеспечения беспрепятственного осуществления парламентариями публичных функций представительства народа в управлении делами государства.
Подводя итог, хочется сказать, что принципы противодействия коррупции должны сохранить статус определяющих положений, на которых будет базироваться антикоррупционная деятельность, а изменение и дополнение перечня принципов обязательно должно коррелировать с изменяющимся механизмом коррупции.
Но также нужно учесть, что правовой режим неприкосновенности должностных лиц органов государственной власти создан для беспрепятственного и независимого осуществления их деятельности, а также для защиты особого статуса данных субъектов как представителей законодательной, исполнительной, судебной власти, поэтому говорить о полной ликвидации иммунитета представляется невозможным.