Игнатий мариупольский мощи. Святитель игнатий мариупольский, митрополит
Два столетия назад место, где ныне стоит большой приморский город Мариуполь, было свидетелем великих исторических событий. Когда думаешь о происшедшем здесь в те дни, невольно вспоминаются Библейские события Исхода евреев из Египетского рабства в Землю Обетованную под предводительством Великого Пророка Моисея. Тогда Бог послал Моисея Израилю, чтоб вывести их из страны рабства. Тех, которые на пути к свободе не всегда будут благодарны, и в ропоте на тяготы исхода не раз обвинят Моисея в своих бедах, но укрепляемые Божией помощью они всё же достигнут желанной свободы и жизнь их народа будет спасена для прославления имени Божьего.
В тяжёлые дни страданий Крымских греков под игом жестокого агарянского нечестия, когда впрямую нависла над ними угроза уничтожения за исповедание веры Христовой, Бог послал им великого святителя, Своего преданного слугу. Который всем сердцем и разумением возлюбил Бога и ближнего, и стал для страдальцев тем Моисеем, который вернул им право на жизнь, избавив от нависшей смертельной угрозы от рук мусульманских правителей.
Ещё при жизни своей Митрополит Игнатий говорил: «Через Церковь и от Церкви исходит уже небесное благословение и очевидный успех на всякие человеческие дела, работы и предприятия».
Избранник Божий родился в Греции на острове Фермия в знатном благочестивом роде Гозадино в начале десятых годов восемнадцатого столетия. Воспитываясь с юных лет на Афоне, где монашеский подвиг нёс один из его близких родственников, он всем сердцем полюбил иноческое житие с отречением от мирской суеты. Потому ещё в юных летах он принимает монашеский постриг с именем Игнатий.
Став пастырем и пройдя все иерархические степени священства, вплоть до епископского сана, он проявил себя как добрый и неленостный пастырь, за что снискал любовь и уважение своих пасомых. Константинопольский Патриарх отметил его доброе служение на ниве Божией тем, что поставил в архиепископском сане на должность члена Патриаршего Синклита.
Современники характеризуют его как мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему виду и поведению, целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточной, опытного в ведении церковных дел и отличавшегося богатыми природными способностями.
В 1769 году Владыка становится приемником в Бозе почившего преосвященного Гедеона, и возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру. Именно здесь надлежит ему совершить великое дело исхода православных греков из Татарского Крыма в христианскую землю Русского Приазовья. Он поселился в скиту возле греческого селения Марианополя. Неподалеку от Бахчисарая, где была резиденция Крымских ханов. Семь трудных лет управлял своей кафедрой на этом месте святитель Игнатий, вознося слёзные молитвы у престола Божия за притесняемую паству.
Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством и добился принятия в русское подданство Крымских христиан. После Божественной Литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита, он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, почему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии, и не сумели ему помешать.
Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – Владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинуло пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой –»бриллиантовой панагией».
По молитвам архипастыря, во время странствования преодолевали беженцы и трудности и страшные болезни. Так, когда приключилась неизвестная страшная эпидемия в пути, он молился священномученику Харлампию, который перед этим ему явился в видении. Уже на русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению Митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь, где и основал он новую кафедру как правящий архиерей под омофором Русской Православной Церкви. Город в честь Царицы Небесной, их Покровительницы в пути следования и в дальнейшей жизни на новом месте.
Став русскими подданными и свободными людьми, живя под покровительством и защитой православной державы, они теперь уже беспрепятственно могли исповедывать веру Христову. Первейшей заботой Мариупольского Митрополита Игнатия стало устроение духовной жизни пасомых. Но тяготы и лишения на новом месте, опасность нападения от турецкого десанта, нередко высаживавшегося на побережье с целью вернуть бежавших своих рабов, – всё это вызывало ропот и малодушие людей. Они начали обвинять святителя во всех своих бедах и нестроениях.
Это тяжелейшее испытание молитвой и кротостью превозмог святитель. Он поселился в шести верстах от города в построенной им каменной келии. 3 февраля (ст.ст.) 1786 года после двухнедельной болезни Владыка отшёл ко Господу. Похоронен он был в первом Мариупольском храме – в соборе Святого Харалампия.
Через некоторое время имя святителя, доселе находившееся под покровом полузабвения, вновь пробудило благодарную память о нём среди православных Русского Приазовья. Панихиды на могиле праведника собирали множества людей, проводились чтения и исторические изыскания о его жизни и трудах.
Но пришли годы страшного атеистического тоталитарного лихолетья, попрания святынь и гонений на Святую Веру Христову. В 1936 году безбожники Свято-Харлампиевский собор разрушили, а гроб святителя вскрыли. Тогда же и обнаружилось, что мощи его нетленны. Во время оккупации, когда вновь были открыты храмы, тело его перенесли в церковное здание. При освобождении Мариуполя, подожжённый немцами город горел, вместе с ним горели и святые мощи. Так исполнилось предсказание святителя, что тело его сгорит вместе с городом. И всё же, часть мощей уцелела. Стараниями верующих эта часть хранилась ими до 1992 года, когда гробничка со святыней была передана в Свято-Николо-Преображенский портовый храм Мариуполя.
Митрополит Игнатий был последним святителем с титулом Готфейский и Кефайский. Благодарные жители Мариуполя помнят об основателе прекрасного приморского города в честь Пресвятой Девы Марии. Православные помнят труды и заботы о спасении пасомых, его любовь и незлобие к тем, которые, как некогда и евреи в пустыне, не всегда были благодарны к полагавшему душу за них. Но, движимый любовью, он искал прославления имени Божия, и никакие искушения не могли привести в отчаяние души, радовавшейся о совершившемся чуде милосердия Божия и спасения ближнего. Ибо «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…»
И мы, ныне радующиеся о прославлении угодника Божия, да сподобимся молитвами его вместе с ним быть наследниками Царствия Небесного и там воспевать в Троице славимого и покланяемого Бога во веки веков.
https://azbyka.ru/
Два столетия назад место, где ныне стоит большой приморский город Мариуполь, было свидетелем великих исторических событий. Когда думаешь о происшедшем здесь в те дни, невольно вспоминаются Библейские события Исхода евреев из Египетского рабства в Землю Обетованную под предводительством Великого Пророка Моисея. Тогда Бог послал Моисея Израилю, чтоб вывести их из страны рабства. Тех, которые на пути к свободе не всегда будут благодарны, и в ропоте на тяготы исхода не раз обвинят Моисея в своих бедах, но укрепляемые Божией помощью они всё же достигнут желанной свободы и жизнь их народа будет спасена для прославления имени Божьего.
В тяжёлые дни страданий Крымских греков под игом жестокого агарянского нечестия, когда впрямую нависла над ними угроза уничтожения за исповедание веры Христовой, Бог послал им великого святителя, Своего преданного слугу. Который всем сердцем и разумением возлюбил Бога и ближнего, и стал для страдальцев тем Моисеем, который вернул им право на жизнь, избавив от нависшей смертельной угрозы от рук мусульманских правителей.
Ещё при жизни своей Митрополит Игнатий говорил: «Через и от Церкви исходит уже небесное благословение и очевидный успех на всякие человеческие дела, работы и предприятия».
Избранник Божий родился в Греции на острове Фермия в знатном благочестивом роде Гозадино в начале десятых годов восемнадцатого столетия. Воспитываясь с юных лет на Афоне, где монашеский подвиг нёс один из его близких родственников, он всем сердцем полюбил иноческое житие с отречением от мирской суеты. Потому ещё в юных летах он принимает монашеский постриг с именем Игнатий.
Став пастырем и пройдя все иерархические степени священства, вплоть до епископского сана, он проявил себя как добрый и неленостный пастырь, за что снискал любовь и уважение своих пасомых. Константинопольский Патриарх отметил его доброе служение на ниве Божией тем, что поставил в архиепископском сане на должность члена Патриаршего Синклита.
Современники характеризуют его как мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему виду и поведению, целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточной, опытного в ведении церковных дел и отличавшегося богатыми природными способностями.
В 1769 году Владыка становится приемником в Бозе почившего преосвященного Гедеона, и возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру. Именно здесь надлежит ему совершить великое дело исхода православных греков из Татарского Крыма в христианскую землю Русского Приазовья. Он поселился в скиту возле греческого селения Марианополя. Неподалеку от Бахчисарая, где была резиденция Крымских ханов. Семь трудных лет управлял своей кафедрой на этом месте святитель Игнатий, вознося слёзные молитвы у престола Божия за притесняемую паству.
Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством и добился принятия в русское подданство Крымских христиан. После Божественной Литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита, он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, почему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии, и не сумели ему помешать.
Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – Владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинуло пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой –»бриллиантовой панагией».
По молитвам архипастыря, во время странствования преодолевали беженцы и трудности и страшные болезни. Так, когда приключилась неизвестная страшная эпидемия в пути, он молился священномученику Харлампию, который перед этим ему явился в видении. Уже на русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению Митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь, где и основал он новую кафедру как правящий архиерей под омофором Русской Православной Церкви. Город в честь Царицы Небесной, их Покровительницы в пути следования и в дальнейшей жизни на новом месте.
Став русскими подданными и свободными людьми, живя под покровительством и защитой православной державы, они теперь уже беспрепятственно могли исповедывать веру Христову. Первейшей заботой Мариупольского Митрополита Игнатия стало устроение духовной жизни пасомых. Но тяготы и лишения на новом месте, опасность нападения от турецкого десанта, нередко высаживавшегося на побережье с целью вернуть бежавших своих рабов, – всё это вызывало ропот и малодушие людей. Они начали обвинять святителя во всех своих бедах и нестроениях.
Это тяжелейшее испытание молитвой и кротостью превозмог святитель. Он поселился в шести верстах от города в построенной им каменной келии. 3 февраля (ст.ст.) 1786 года после двухнедельной болезни Владыка отшёл ко Господу. Похоронен он был в первом Мариупольском храме – в соборе Святого Харалампия.
Через некоторое время имя святителя, доселе находившееся под покровом полузабвения, вновь пробудило благодарную память о нём среди православных Русского Приазовья. Панихиды на могиле праведника собирали множества людей, проводились чтения и исторические изыскания о его жизни и трудах.
Но пришли годы страшного атеистического тоталитарного лихолетья, попрания святынь и гонений на Святую Веру Христову. В 1936 году безбожники Свято-Харлампиевский собор разрушили, а гроб святителя вскрыли. Тогда же и обнаружилось, что мощи его нетленны. Во время оккупации, когда вновь были открыты храмы, тело его перенесли в церковное здание. При освобождении Мариуполя, подожжённый немцами город горел, вместе с ним горели и святые мощи. Так исполнилось предсказание святителя, что тело его сгорит вместе с городом. И всё же, часть мощей уцелела. Стараниями верующих эта часть хранилась ими до 1992 года, когда гробничка со святыней была передана в Свято-Николо-Преображенский портовый храм Мариуполя.
Митрополит Игнатий был последним святителем с титулом Готфейский и Кефайский. Благодарные жители Мариуполя помнят об основателе прекрасного приморского города в честь Пресвятой Девы Марии. Православные помнят труды и заботы о спасении пасомых, его любовь и незлобие к тем, которые, как некогда и евреи в пустыне, не всегда были благодарны к полагавшему душу за них. Но, движимый любовью, он искал прославления имени Божия, и никакие искушения не могли привести в отчаяние души, радовавшейся о совершившемся чуде милосердия Божия и спасения ближнего. Ибо «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…»
И мы, ныне радующиеся о прославлении угодника Божия, да сподобимся молитвами его вместе с ним быть наследниками Царствия Небесного и там воспевать в Троице славимого и покланяемого Бога во веки веков.
Выход христиан из Крыма. Митрополит Игнатий Мариупольский – епископ Константинопольской православной Церкви (позже Русской Православной Церкви), митрополит Готфский и Кефайский, выдающийся архипастырь, названный Моисей греков и армян Крыма, христианский апологет, оратор, дипломат.
Родился святитель в 1715 году в Греции на острове Фермия (Китнос). До принятия монашества в миру носил имя Иаков. По гречески его имя писалось так: Ιάκωβος Γοζαδίνος (Иаковос Гозадиноc). Гозадины – знатный род Элладской земли. Родители отдали сына учиться в венецианскую школу, где он помимо теологических дисциплин, изучал латинский и другие языки. С юных лет полюбил уединение и богословские науки, был очень одаренным человеком.
Игнатий Мариупольский, митрополит Готфийский и Кефайский
Ещё будучи весь юным, попросил родителей отпустить его на святую гору Афон, где вскоре принял монашеский постриг. Наместник монастыря обнаружил в юном монахе способности к административным делам и богослужению. Был рукоположен во священники. Позже, по решению епископата Константинопольской Церкви, был принят в их и возведен в сан епископа. Впоследствии, его вызывают в сам Константинополь, где назначают членом синклита Вселенского Патриархата. Возведен в чин архиепископа.
В 1769 году умирает епископ Таврической кафедры, митрополит Готфский и Кефайский Гедеон. Было решено архиепископа Игнатия возвести в митрополичью должность и направить на Крымскую землю вместо покойного. Но «будущий Моисей» прибывает на благословенную землю лишь спустя почти два года в 1771 году в апреле месяце, 23 числа.
Митрополит селится в Успенском монастыре и подворье митрополитов близ поселения греков Мариамполь. Прибыв на место, святитель обнаружил тяжелые условия существования под гнетом мусульман турок и татар местного христианского греческого и армянского населения. На последних, ввиду их вероисповедания, накладывались дополнительные многочисленные подати. Существовал даже налог «на право ношения головы»! Происходила сильная тюркоизация и исламизация. Можно себе представить, насколько сильно было давление, что часть современных крымских татар – это потомки христиан-генуэзцев, окончательно ассимилированных исламским населением. На тот момент слова «толерантность» и уважение к чужим религиям особо не практиковались.
Кроме того, в год приезда первосвятителя, окончилась очередная русско-турецкая война с разгромом Турции. Опасаясь полного уничтожения духовных традиций и вероисповедания крымских христиан и их возможного полного физического уничтожения в качестве возмездия из-за военных поражений со стороны подданных крымского хана, святитель обращается к Священному Синоду Русской Православной Церкви, а через год к Всероссийской императрице Екатерине-II с просьбой посодействовать выводу православных греков и монофизитов армян из Крымского полуострова с последующим принятием тех подданства Российского государства. Просьба была услышана.
Начинается выход христиан из Крыма. Митрополит Игнатий Мариупольский подготавливает все к переселению христиан. Понадобилось около шести лет напряженной дипломатической работы дипломатов государыни и самого митрополита Игнатия с крымским ханом, прежде чем началась сама экспедиция. В 1778 году, 23 апреля, в Пасхальный день после Всепраздничного богослужения, митрополит Игнатий в пещерном храме Свято-Успенского монастыря призывает верных приготовиться к исходу из давно обжитых ими земли.
Императрица поручила позаботиться о выходящих христианах князю Потёмкину и … Но основную деятельность в этом процессе сыграл генералиссимус Суворов, войска которого были расквартированы в Симферополе. Хану Шагин Гирею был выслан ларец с подарков в 50 тысяч золотых царских монет, чтобы он не чинил препятствий. Он сдержал свое слово. Кроме того, он даже выделил охрану для уходящих налогоплательщиков. Другие 50 тысяч золотых были потрачены на успешный выход из Крыма всех желающих. Всего казна выделила 100 тысяч монет.
Перед самим уходом, были посланы многочисленный глашатаи в греческие и армянские деревни с призывом покинуть свою земную родину. Увещания были услышаны. Мотивирующим фактором для греков и армян было несколько вещей:
- Исключалось возможное физическое уничтожение.
- Прекращалось сильнейшее духовное, моральное, светское и экономическое давление со стороны бывших господ.
- Освобождались от налогов первые 10 лет
- Освобождались от обязательной рекрутской (воинской) повинности, которая на тот момент составляла 25 лет.
- Каждый член семьи мужского пола получал 10 десятин земли.
И потянулись толпы людей и вереницы обозов по направлению на север в 1778 году… А впереди шел митрополит Игнатий с явленной нерукотворной иконой Божией Матери «Одигитрия Мариампольская». Ниже изображен выход христиан из Крыма. Митрополит Игнатий Мариупольский во главе:
Выход христиан из Крыма. Митрополит Игнатий Мариупольский
В 1779 году, 21 мая Екатерина II издает грамоту, которая определила положение греческой общины на территории Российской империи. Армянская диаспора осела близь Ростовской крепости на территории современного города Ростов-на-Дону.
Святейший Синод издает Указ в марте того же года, с назначением митрополита Игнатия к списку русских архиереев. За ним был сохранен титул митрополита Готфского и Кафайского. Преосвященный епископ Игнатий активно принимал участие в расселении греков и их дальнейшей жизни.
Вышедшими греками к пятому апреля 1780 года на севере Азовского побережья (на территории современной Украины, Донецкая область) был основан город Мариуполь с более десятком близ лежащих сел. Это поселение и сейчас является важным портовым городом и главным центром морской торговли и путей сообщения на Азовском побережье Украины.
Архипастырь Игнатий почил в феврале 16 числа 1786 года и был похоронен в главной церкви Мариуполя соборе св. Харлампия, соответственно греческому церковному обычаю: сидя в кресле в полном архиерейском облачении.
Выход христиан из Крыма. Митрополит Игнатий Мариупольский. Конец Готфийской епархии
В 1788 году Готфская митрополия была упразднена и присоединена к Славянской епархии (позже Екатеринославская, а ныне Днепропетровская и Павлоградская епархия).
В начале ХХ века большевики взорвали Харлампиевский собор (сейчас там находится местный ДОСААФ), нетленные мощи первосвятителя были поруганы и сожжены, а икона Божией Матери утрачена. Сейчас никто вам не скажет, где она, поскольку никому это не известно.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), 11 июня в 1997 году митрополит Игнатий Мариупольский был причислен к лику святых. День его памяти празднуется 16 февраля по новому стилю (по-старому – 3го числа).
Ныне в Донецке построен храм святителя Игнатия (в 2003 году), а в Мариуполе открыт ему памятник. Свершился выход христиан из Крыма. Митрополит Игнатий Мариупольский сыграл в этом ключевую роль.
памятник митр. Игнатию в Мариуполе
Ро-ди-ной бу-ду-ще-го свя-то-го был ост-ров Фер-мия в Гре-ции, где он ро-дил-ся в на-ча-ле XVIII ве-ка в знат-ном ро-де Го-за-ди-ни. С юных лет он вос-пи-ты-вал-ся на свя-той го-ре Афон, свое-об-раз-ном "мо-на-ше-ском го-су-дар-стве", где под-ви-зал-ся его близ-кий род-ствен-ник. Там же, по-лю-бив ино-че-скую жизнь, он и при-ни-ма-ет мо-на-ше-ский по-стриг. По-сте-пен-но он ста-но-вит-ся свя-щен-ни-ком, а за-тем и епи-ско-пом.
В 1769 го-ду вла-ды-ка воз-глав-ля-ет в Та-ври-де Гот-фей-ско-Ке-фай-скую епар-хию. В то вре-мя Крым еще не был при-со-еди-нен к Рос-сий-ской им-пе-рии и был управ-ля-ем крым-ско-та-тар-ски-ми ха-на-ми-му-суль-ма-на-ми. Пра-во-слав-ным жи-те-лям, пре-иму-ще-ствен-но гре-кам, при-хо-ди-лось по-сто-ян-но пре-тер-пе-вать от му-суль-ман при-тес-не-ния и жить под угро-зой рас-пра-вы.
Вла-ды-ка Иг-на-тий по-се-лил-ся в ски-ту воз-ле гре-че-ско-го се-ле-ния Ма-ри-а-но-поль, непо-да-ле-ку от Бах-чи-са-рая - ре-зи-ден-ции крым-ских ха-нов. Мно-го лет про-дол-жа-лось его пол-ное ли-ше-ний и опас-но-стей слу-же-ние по окорм-ле-нию пра-во-слав-ных, но, осо-знав ско-рую воз-мож-ность пол-но-го ду-хов-но-го по-ра-бо-ще-ния, а воз-мож-но и физи-че-ско-го уни-что-же-ния сво-ей паст-вы, свя-ти-тель об-ра-тил-ся к рус-ско-му пра-ви-тель-ству с про-ше-ни-ем при-нять крым-ских хри-сти-ан в рус-ское под-дан-ство и дать им зем-лю для по-се-ле-ния. Ца-ри-ца Ека-те-ри-на II да-ла со-гла-сие, и 23 ап-ре-ля 1778 вла-ды-ка Иг-на-тий по-сле ли-тур-гии в пе-щер-ном хра-ме Свя-то-Успен-ско-го ски-та при-звал всех вер-ных хри-сти-ан го-то-вить-ся к ис-хо-ду из мно-го-ве-ко-во-го пле-не-ния. По все-му по-лу-ост-ро-ву бы-ли разо-сла-ны гон-цы, но что са-мое уди-ви-тель-ное - не на-шлось ни од-но-го пре-да-те-ля, и под-го-тов-ку уда-лось со-хра-нить в тайне от вла-стей.
В июне то-го же го-да око-ло трид-ца-ти ты-сяч че-ло-век по-ки-ну-ли Крым. Та-та-ры не по-сме-ли им по-ме-шать, ибо ис-ход "при-кры-вал" сам Алек-сандр Су-во-ров, хо-ро-шо зна-ко-мый му-суль-ма-нам пол-ко-во-дец. В нелег-ком пу-ти на гре-ков об-ру-ши-лись ли-ше-ния, го-лод и да-же неиз-вест-ная страш-ная эпи-де-мия, но свя-ти-тель мо-лил-ся свя-щен-но-му-че-ни-ку Ха-ра-лам-пию, явив-ше-му-ся ему в ви-де-нии пе-ред этим, и бо-лезнь уда-лось пе-ре-не-сти.
На рус-ском бе-ре-гу Азов-ско-го мо-ря гре-ки ос-но-ва-ли го-род и на-зва-ли его Ма-ри-у-поль, "го-род Ма-рии", в честь Ца-ри-цы Небес-ной, их По-кро-ви-тель-ни-цы на нелег-ком пу-ти. Те-перь, став рус-ски-ми под-дан-ны-ми, они мог-ли бес-пре-пят-ствен-но ис-по-ве-до-вать свою ве-ру, но, как это обыч-но бы-ва-ет, жизнь на но-вом ме-сте все-гда свя-за-на с труд-но-стя-ми, тя-го-та-ми, ли-ше-ни-я-ми, и мно-гие ма-ло-душ-ные на-ча-ли упре-кать сво-е-го епи-ско-па в том, что рань-ше им жи-лось про-ще и сыт-нее. Эти уко-ры бы-ли для серд-ца свя-ти-те-ля как ост-рые ра-ны, ибо он мно-го лет за-бо-тил-ся о сво-ей пастве и все-гда учил ее преж-де все-го со-хра-нять свою ве-ру, а не толь-ко ма-те-ри-аль-ное бла-го-по-лу-чие. С тя-же-лой скор-бью и хри-сти-ан-ской кро-то-стью в от-вет на эти упре-ки он ушел из го-ро-да и по-се-лил-ся в ше-сти вер-стах от него в ка-мен-ной ке-лии, где и пре-ста-вил-ся ко Гос-по-ду 3 фев-ра-ля (ста-ро-го сти-ля) 1786 го-да, а те-ло его бы-ло по-гре-бе-но в пер-вом Ма-ри-у-поль-ском хра-ме во имя свя-то-го Ха-ра-лам-пия.
По-сте-пен-но па-мять свя-ти-те-ля на-ча-ла об-ре-тать бла-го-дар-ных ис-сле-до-ва-те-лей, и на его мо-ги-ле ста-ли слу-жить-ся па-ни-хи-ды, а о его жиз-ни - про-во-дить-ся изыс-ка-ния. Но по-сле ре-во-лю-ции, ко-неч-но, все это бы-ло пре-да-но за-бве-нию, и в 1936 го-ду Свя-то-Ха-ра-лам-пи-ев-ский со-бор был раз-ру-шен, а гроб с те-лом свя-то-го - вскрыт. То-гда и бы-ло об-на-ру-же-но, что мо-щи его нетлен-ны. К со-жа-ле-нию, они не со-хра-ни-лись до на-ших дней це-ли-ком. Во вре-мя осво-бож-де-ния Ма-ри-у-по-ля от фа-шист-ских за-хват-чи-ков го-род го-рел и свя-тые мо-щи по-стра-да-ли в огне. Оста-лась лишь неболь-шая ча-сти-ца, ко-то-рая и хра-нит-ся сей-час в Свя-то-Ни-ко-ло-Пре-об-ра-жен-ском хра-ме Ма-ри-у-по-ля.
Пол-ное жи-тие свя-ти-те-ля Иг-на-тия Ма-ри-у-поль-ско-го
Вот уже бо-лее двух сто-ле-тий на бе-ре-гу Азов-ско-го мо-ря сто-ит слав-ный го-род Ма-ри-у-поль. На-зван он в честь Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы - Де-вы Ма-рии. Ос-но-ва-те-лем Ма-ри-у-по-ля яв-ля-ет-ся свя-ти-тель Иг-на-тий Ма-ри-у-поль-ский, мит-ро-по-лит Гот-фей-ский и Ке-фай-ский.
В тя-же-лые дни стра-да-ний крым-ских гре-ков, на-хо-дя-щих-ся под игом же-сто-ко-го ага-рян-ско-го нече-стия, ко-гда неот-вра-ти-мо на-вис-ла над ни-ми угро-за уни-что-же-ния за ис-по-ве-да-ние ве-ры Хри-сто-вой, Бог по-слал им ве-ли-ко-го свя-ти-те-ля, Сво-е-го пре-дан-но-го слу-гу.
И тот всем серд-цем и ра-зу-ме-ни-ем воз-лю-бил Бо-га и ближ-не-го и стал для стра-даль-цев тем Мо-и-се-ем, ко-то-рый вер-нул им пра-во на жизнь, из-ба-вил от на-вис-шей смер-тель-ной угро-зы от рук му-суль-ман-ских пра-ви-те-лей.
Еще при жиз-ни мит-ро-по-лит Иг-на-тий го-во-рил: "Через Цер-ковь и от Церк-ви ис-хо-дит уже небес-ное бла-го-сло-ве-ние и оче-вид-ный успех на вся-кие че-ло-ве-че-ские де-ла, ра-бо-ты и пред-при-я-тия". Из-бран-ник Бо-жий ро-дил-ся в Гре-ции на ост-ро-ве Фер-мия в знат-ном бла-го-че-сти-вом ро-де Га-за-ди-ни в на-ча-ле 10-х го-дов XVIII сто-ле-тия. Вос-пи-ты-ва-ясь с юных лет на Свя-той го-ре Афон, где мо-на-ше-ский по-двиг нес один из его близ-ких род-ствен-ни-ков, он всем серд-цем вос-при-нял ино-че-ское жи-тие с от-ре-че-ни-ем от мир-ской су-е-ты. По-то-му еще в юных ле-тах он при-ни-ма-ет мо-на-ше-ский по-стриг с име-нем Иг-на-тий. Прой-дя все иерар-хи-че-ские сте-пе-ни свя-щен-ства, вплоть до епи-скоп-ско-го са-на, он про-явил се-бя как доб-рый пас-тырь, за что снис-кал лю-бовь и ува-же-ние па-со-мых. И Кон-стан-ти-но-поль-ский Пат-ри-арх от-ме-тил доб-рое слу-же-ние на ни-ве Бо-жи-ей, по-ста-вив Иг-на-тия на долж-ность чле-на Пат-ри-ар-ше-го Син-кли-та. Совре-мен-ни-ки ха-рак-те-ри-зо-ва-ли его как "му-жа чест-но-го, бо-го-бо-яз-нен-но-го, доб-ро-го нра-ва, скром-но-го по внеш-не-му ви-ду и по-ве-де-нию, це-ло-муд-рен-но-го, бди-тель-но-го, ве-ду-ще-го се-бя, при-лич-но ан-гель-ско-му об-ра-зу, бла-го-че-сти-во-го, об-ла-дав-ше-го до-ста-точ-ным опы-том в ве-де-нии цер-ков-ных дел и от-ли-чав-ше-го-ся бо-га-ты-ми при-род-ны-ми спо-соб-но-стя-ми. В 1769 го-ду Вла-ды-ка ста-но-вит-ся пре-ем-ни-ком по-чив-ше-го в Бо-зе Прео-свя-щен-но-го Ге-део-на и воз-глав-ля-ет в Та-ври-де Гот-фей-ско-Ке-фай-скую ка-фед-ру. Имен-но здесь над-ле-жит ему со-вер-шить ве-ли-кое де-ло ис-хо-да пра-во-слав-ных гре-ков из та-тар-ско-го Кры-ма в хри-сти-ан-скую зем-лю При-азо-вья. Он по-се-лил-ся в ски-ту воз-ле гре-че-ско-го се-ле-ния Ма-ри-а-но-по-ля - непо-да-ле-ку от Бах-чи-са-рая, где бы-ла ре-зи-ден-ция крым-ских ха-нов. Семь труд-ных лет управ-лял здесь ка-фед-рой свя-ти-тель Иг-на-тий, воз-но-ся слез-ные мо-лит-вы у пре-сто-ла Бо-жия за при-тес-ня-е-мую паст-ву. Осо-зна-вая на-вис-шую над пра-во-слав-ны-ми угро-зу ду-хов-но-го и физи-че-ско-го уни-что-же-ния, он на-чал пе-ре-го-во-ры с рос-сий-ским пра-ви-тель-ством и до-бил-ся при-ня-тия в рос-сий-ское под-дан-ство крым-ских хри-сти-ан. 23 ап-ре-ля (6 мая н. ст.) 1778 го-да, в день па-мя-ти свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка и по-бе-до-нос-ца Ге-ор-гия, в пе-щер-ной церк-ви Свя-то-Успен-ско-го ски-та он при-звал вер-ных на-чать под-го-тов-ку к ис-хо-ду из стра-ны раб-ства и уни-же-ния. Гон-цы по все-му по-лу-ост-ро-ву опо-ве-сти-ли еди-но-вер-цев, и не на-шлось ни од-но-го пре-да-те-ля, по-это-му ту-рец-ко-та-тар-ские вла-сти Кры-ма ни-че-го не узна-ли о го-то-вя-щем-ся со-бы-тии и не су-ме-ли ему по-ме-шать. В июне, оста-вив свои до-ма и мо-ги-лы пред-ков, с ве-ли-кой свя-ты-ней - ико-ной Бо-жи-ей Ма-те-ри "Оди-гид-рия", на-хо-див-шей-ся в Бах-чи-са-рай-ском Успен-ском мо-на-сты-ре - они вы-шли в путь.
Во-ен-ной сто-ро-ной де-ла ру-ко-во-дил Алек-сандр Су-во-ров, а ду-хов-но-адми-ни-стра-тив-ной - Вла-ды-ка Иг-на-тий. Бо-лее трид-ца-ти ты-сяч че-ло-век по-ки-ну-ли пре-де-лы ту-рец-ко-та-тар-ско-го Кры-ма. За про-яв-лен-ные по-дви-ги му-же-ство им-пе-ра-три-ца Ека-те-ри-на на-гра-ди-ла свя-ти-те-ля вы-со-кой на-гра-дой - брил-ли-ан-то-вой па-на-ги-ей. Бла-го-да-ря мо-лит-вам ар-хи-пас-ты-ря, бе-жен-цы во вре-мя стран-ство-ва-ния пре-одоле-ва-ли и труд-но-сти, и страш-ные бо-лез-ни.
Так, ко-гда на-стиг-ла их в пу-ти неиз-вест-ная страш-ная эпи-де-мия, он мо-лил-ся свя-щен-но-му-че-ни-ку Хар-лам-пию, ко-то-рый пе-ред этим ему явил-ся в ви-де-нии. На рус-ском бе-ре-гу Азов-ско-го мо-ря, где оста-но-ви-лись пе-ре-се-лен-цы, по бла-го-сло-ве-нию мит-ро-по-ли-та Иг-на-тия был за-ло-жен го-род Ма-ри-у-поль.
Здесь ос-но-вал он но-вую ка-фед-ру как пра-вя-щий ар-хи-ерей под омо-фо-ром Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви. Го-род стро-ил-ся в честь Ца-ри-цы Небес-ной - их По-кро-ви-тель-ни-цы в пу-ти сле-до-ва-ния и даль-ней-шей жиз-ни на но-вом ме-сте. Став рос-сий-ски-ми под-дан-ны-ми и сво-бод-ны-ми людь-ми, жи-вя под по-кро-ви-тель-ством и за-щи-той Пра-во-слав-ной дер-жа-вы, крым-ские бе-жен-цы те-перь уже бес-пре-пят-ствен-но мог-ли ис-по-ве-до-вать ве-ру Хри-сто-ву.
Пер-вей-шей за-бо-той мит-ро-по-ли-та Иг-на-тия ста-ло устро-е-ние ду-хов-ной жиз-ни па-со-мых. Но тя-го-ты и ли-ше-ния на но-вом ме-сте, опас-ность на-па-де-ния от ту-рец-ко-го де-сан-та, неред-ко вы-са-жи-вав-ше-го-ся на по-бе-ре-жье с це-лью вер-нуть бе-жав-ших сво-их ра-бов, - все это вы-зы-ва-ло ро-пот и ма-ло-ду-шие лю-дей. Они на-ча-ли об-ви-нять свя-ти-те-ля во всех сво-их бе-дах и нестро-е-ни-ях. Это тя-же-лей-шее ис-пы-та-ние свя-ти-тель пре-воз-мог мо-лит-вой и кро-то-стью. Он по-се-лил-ся в ше-сти вер-стах от го-ро-да в по-стро-ен-ной им ка-мен-ной ке-лии.
16 фев-ра-ля 1786 го-да по-сле двух-не-дель-ной бо-лез-ни Вла-ды-ка ото-шел к Гос-по-ду. По-хо-ро-нен он был си-дя-чим в крес-ле (по гре-че-ско-му обы-чаю) в пер-вом ма-ри-у-поль-ском хра-ме - в со-бо-ре свя-то-го Хар-лам-пия, позд-нее на-зы-вав-шим-ся Ека-те-ри-нин-ской (гре-че-ской) цер-ко-вью. Над ме-стом за-хо-ро-не-ния был уста-нов-лен бал-да-хин.
Через неко-то-рое вре-мя имя свя-ти-те-ля, до-се-ле на-хо-див-ше-е-ся в по-лу-за-бве-нии, вновь про-бу-ди-ло бла-го-дар-ную па-мять о нем у пра-во-слав-ных При-азо-вья. Па-ни-хи-ды на мо-ги-ле пра-вед-ни-ка со-би-ра-ли мно-же-ство лю-дей, про-во-ди-лись чте-ния и ис-то-ри-че-ские изыс-ка-ния о его жиз-ни и тру-дах.
Но при-шли го-ды страш-но-го ате-и-сти-че-ско-го то-та-ли-тар-но-го ли-хо-ле-тья, по-пра-ния свя-тынь и го-не-ний на Свя-тую Ве-ру Хри-сто-ву. Храм, в ко-то-ром на-хо-ди-лись мо-щи свя-ти-те-ля, был раз-ру-шен, а са-ми мо-щи пе-ре-не-се-ны в под-вал кра-е-вед-че-ско-го му-зея.
Во вре-мя ок-ку-па-ции, ко-гда вновь бы-ли от-кры-ты хра-мы, мо-щи Иг-на-тия Ма-ри-у-поль-ско-го пе-ре-нес-ли в цер-ков-ное зда-ние. Вот как вспо-ми-на-ет об этом свя-щен-ник Ва-си-лий Мул-тых:
"О том, что в под-ва-ле кра-е-вед-че-ско-го му-зея на-хо-дят-ся свя-тые мо-щи мит-ро-по-ли-та Иг-на-тия, за-сы-пан-ные му-со-ром, по-чти ни-кто не знал. Там они на-хо-ди-лись со дня за-кры-тия гре-че-ской Церк-ви. Ко-гда ста-ло из-вест-но об их ме-сто-на-хож-де-нии, ре-ши-ли их под-нять из под-ва-ла. Во вре-мя ок-ку-па-ции в од-ном из клу-бов на Ма-ри-ин-ске был от-крыт при-ход, в ко-то-ром слу-жи-ли два оп-тин-ских мо-на-ха: ар-хи-манд-рит Ди-мит-рий и иеро-мо-нах Ана-ний. Бла-го-чин-ный о. Ки-при-ан по-ру-чил этим двум мо-на-хам при-ве-сти в по-ря-док свя-тые мо-щи. Они по-шли в под-вал му-зея и удо-сто-ве-ри-лись, что мо-щи на-хо-дят-ся там. За-тем, ко-гда по-шли во вто-рой раз, взя-ли ме-ня с со-бой. Ко-гда мы спу-сти-лись в под-вал, я уви-дел, что свя-тые мо-щи мит-ро-по-ли-та Иг-на-тия нетлен-ны. Труд-но бы-ло пред-ста-вить, что 155 лет на-зад его ду-ша оста-ви-ла это те-ло; ес-ли бы не му-сор и та окру-жа-ю-щая об-ста-нов-ка, мож-но бы-ло бы по-ду-мать, что, си-дя в крес-ле, Свя-ти-тель глу-бо-ко за-снул. Он си-дел в крес-ле в том по-ло-же-нии, что и в мо-мент изъ-я-тия без-бож-ни-ка-ми из гре-че-ской Церк-ви. Се-дая го-ло-ва бы-ла на-кло-не-на немно-го в пра-вую сто-ро-ну, ле-вая ру-ка сви-са-ла, а пра-вая по-ко-и-лась на пе-ри-ле крес-ла. Бо-род-ка у Свя-ти-те-ля бы-ла ред-кая, са-мо об-ла-че-ние при-шло в вет-хое со-сто-я-ние. Осво-бо-див мо-щи от му-со-ра, мы по-ня-ли, что са-мим нам их не под-нять. По-это-му, на дру-гой день, при-гла-сив несколь-ких бо-го-бо-яз-нен-ных лю-дей се-бе в по-мощь, под-ня-ли свя-тые мо-щи на-верх, в фойе му-зея. С иеро-мо-на-хом Ана-ни-ем очи-сти-ли ще-точ-кой их от пы-ли. За-тем, взя-ли свя-тую во-ду и ват-кой, осто-рож-но вы-тер-ли ру-ки, ли-цо, го-ло-ву, о. Ди-мит-рий и иеро-мо-нах Ана-ний сши-ли ар-хи-ерей-ское об-ла-че-ние и мит-ру. Ко-гда все бы-ло го-то-во, объ-яви-ли о пе-ре-не-се-нии Свя-тых Мо-щей в Ка-фед-раль-ный Со-бор. В тот день со-бра-лось мно-же-ство на-ро-да и при уча-стии хо-ра, ду-хо-вен-ства, свя-тые мо-щи тор-же-ствен-но пе-ре-нес-ли в Со-бор. На несколь-ко дней они бы-ли до-ступ-ны для по-кло-не-ния, за-тем их пе-ре-нес-ли в ча-сов-ню, ко-то-рая бы-ла устро-е-на внут-ри Со-бо-ра. На ча-совне бы-ла ико-на св. Иг-на-тия Бо-го-нос-ца и бе-лая мра-мор-ная дос-ка, ко-то-рой бы-ла по-кры-та в свое вре-мя мо-ги-ла Свя-ти-те-ля в гре-че-ской Церк-ви со сле-ду-ю-щей над-пи-сью: "Здесь по-ко-ят-ся остан-ки мит-ро-по-ли-та Иг-на-тия Гот-фей-ско-Ка-фай-ско-Ма-ри-у-поль-ско-го". Каж-дый по-не-дель-ник по свя-ти-те-лю Иг-на-тию слу-жи-ли па-ни-хи-ду".
При осво-бож-де-нии Ма-ри-у-по-ля, нем-цы по-до-жгли го-род. Он го-рел, а вме-сте с ним го-ре-ли и свя-тые мо-щи: "При от-ступ-ле-нии, нем-цы по-до-жгли мно-же-ство зда-ний, в чис-ло ко-то-рых вхо-ди-ла пя-ти-этаж-ка, где на-хо-дил-ся Ка-фед-раль-ный Со-бор. Я не мо-гу пе-ре-дать со-сто-я-ние мо-ей ду-ши при ви-де го-ря-ще-го хра-ма и на-хо-дя-щих-ся там свя-тых мо-щей. Ужас охва-ты-вал ме-ня при мыс-ли, что там, в Ка-фед-раль-ном Со-бо-ре, в огне, по-ги-ба-ет по-след-няя свя-ты-ня на-ше-го мно-го-стра-даль-но-го на-ро-да (при-азов-ских гре-ков). Я не мог до-ждать-ся то-го дня, ко-гда утихнет пла-мя. Каж-дый день я при-хо-дил к зда-нию с од-ной це-лью, ско-рее вой-ти в него, чтобы спа-сти мо-щи. Ма-ма за-ме-ти-ла, что я каж-дое утро ухо-жу из до-му, а ей ни-че-го не го-во-рю. Она силь-но пе-ре-жи-ва-ла, в го-ро-де еще бы-ли слыш-ны вы-стре-лы. Ма-ма спро-си-ла: "Ва-ся, ку-да ты по-сто-ян-но ухо-дишь, а мне ни-че-го не го-во-ришь"? Я объ-яс-нил ей, что хо-чу спа-сти остан-ки мит-ро-по-ли-та Иг-на-тия. "Да, хо-ро-шее у те-бя же-ла-ние. Он был ве-ли-ким че-ло-ве-ком для на-ше-го на-ро-да, он спас наш на-род от ба-сур-ма-нов. Иди, сы-нок, и де-лай то, что ты за-ду-мал". Сла-ва Бо-гу, мое же-ла-ние сбы-лось. Огонь угас, я вбе-жал в еще ды-мив-ший-ся Со-бор и, раз-гре-бая ру-ка-ми го-ря-чий пе-пел, пы-тал-ся най-ти хоть что-то остав-ше-е-ся от Свя-ти-те-ля Иг-на-тия. И, бла-го-да-ря Те-бе, Гос-по-ди, на-шел. Очень хо-тел най-ти че-реп, но не смог про-дол-жить по-иск из-за то-го, что в зда-ние во-шли сол-да-ты. Один из них, уви-дя ме-ня, снял с пле-ча ав-то-мат. Сла-ва Бо-гу, что я успел спря-тать свою на-ход-ку в ку-че пеп-ла. При-шлось объ-яс-нить сол-да-там, что за-шел сю-да по сво-ей нуж-де. Вый-дя из зда-ния, спря-тал-ся за угол. По-сле их ухо-да, быст-ро вы-греб сум-ку с ко-сточ-ка-ми и от-нес их к ста-ро-сте со-бо-ра Ан-дрею Ива-но-ви-чу, рас-ска-зав ис-то-рию сво-ей на-ход-ки. Сде-лав де-ре-вян-ную ча-со-вен-ку в ви-де гроб-ни-цы, в стек-лян-ную бан-ку по-ло-жил свя-тые мо-щи и свер-ху на-сы-пал немно-го пеп-ла, на са-мой же ча-со-вен-ке по-ста-вил крест и сде-лал на ней над-пись: "Здесь по-ко-ят-ся остан-ки Мит-ро-по-ли-та Иг-на-тия Гот-фей-ско-Ка-фай-ско-Ма-ри-у-поль-ско-го, мо-щи ко-то-ро-го бы-ли со-жже-ны при от-ступ-ле-нии немец-ко-фа-шист-ских ок-ку-пан-тов 10.09.1943 г."
По-сле осво-бож-де-ния Ма-ри-у-по-ля ста-ро-сту сго-рев-ше-го в пя-ти-этаж-ке Со-бо-ра вы-зы-ва-ли в ко-мен-да-ту-ру и пред-ло-жи-ли зда-ние под храм по Мит-ро-по-ли-чьей ули-це, где и от-кры-лась цер-ковь Пре-об-ра-же-ния Гос-под-ня, в ко-то-рую пе-ре-нес-ли остан-ки мо-щей свя-ти-те-ля Иг-на-тия. При по-валь-ном за-кры-тии хра-мов в хру-щев-ские вре-ме-на этот храм то-же за-кры-ли, а свя-тые мо-щи пе-ре-нес-ли в Пор-тов-скую Цер-ковь.
В но-яб-ре 1997 го-да из Пор-тов-ской Церк-ви их тор-же-ствен-но пе-ре-нес-ли в Свя-то - Ни-коль-ский ка-фед-раль-ный Со-бор на Но-во-се-лов-ке, где они на-хо-дят-ся и по се-го-дняш-ний день.
В 1998 го-ду свя-ти-тель Иг-на-тий был при-чис-лен к ли-ку свя-тых Укра-ин-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви.
30 но-яб-ря 2017 го-да Оп-ре-де-ле-ни-ем Освя-щен-но-го Ар-хи-ерей-ско-го Со-бо-ра имя свя-ти-те-ля Иг-на-тия бы-ло вк-лю-че-но в ме-ся-це-слов Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви.
Ис-точ-ник: Пра-во-сла-вие в Ма-ри-у-по-ле
Пастырское послание высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Хариупольского, экзарха Патриарха Константинопольского
Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе, Экзархат Константинопольского Патриархата, как и другие церковные юрисдикции Запада, с озабоченностью следит за развитием напряженных отношений между Православными Церквями и в то же время с особой остротой переживает их в своей внутренней жизни.
Будучи укорененными в духовном и культурном наследии русской эмиграции, приходы и общины Архиепископии сталкиваются с множеством вопросов со стороны верующих в связи с напряженностью, которая недавно возникла между Московским Патриархатом и Патриархатом Вселенским, в ведении которого мы состоим. Первый из вопросов, с которыми сталкиваются наши священники и наши миряне, - это, безусловно, самый серьезный вопрос о евхаристическом общении.
Московский Патриархат принял одностороннее решение прервать евхаристическое общение с Вселенским Патриархатом, сделав это решение обязательным для всех верующих, клириков и мирян. Для Архиепископии, привыкшей к сослужению с Московским Патриархатом, этот разрыв общения - великое страдание. Фактически, почти ни в один момент истории Архиепископия не находилась в полном разрыве общения с Московским Патриархатом даже в самые мрачные времена ХХ-го века, поскольку Архиепископия, как и весь Вселенский Патриархат, и Московский Патриархат всегда продолжали исповедовать один и тот же символ веры. Именно исповедание веры является мерилом православия наших церквей, и до сих пор ни одна из них не изменяла символа веры.
В силу своего одностороннего (и, на наш взгляд, чрезмерного) характера решение, принятое Священным Синодом Московского Патриархата, очевидно, неприменимо в церквях Архиепископии. В нынешней ситуации наши священники и дьяконы не допускаются к сослужению в церквях, принадлежащих к Московскому Патриархату, хотя им не запрещается посещать эти церкви в личном порядке, незаметно присоединяясь к молитве всей Церкви. Но согласно православной экклезиологии, этот запрет не может относиться к мирянам, то есть, к крещеным православным верующим, которые не являются рукоположенными дьяконами, священниками или епископами. В отношении таинств мирянин в Западной Европе принадлежит к единому соборному Телу Христову, то есть, ко всем юрисдикциям одновременно, а не к одной иерархической структуре, будь то константинопольской, московской или иной.
Крещеные люди не являются собственностью епископов, они - члены единого церковного тела, собранного в том месте, где они находятся. Так, православный верующий Санкт-Петербурга, переселяясь на Крит, перестает быть членом Российской церкви и становится полноправным членом церкви Критской, которая принадлежит к Вселенскому Патриархату. В отличие от клириков, миряне не нуждаются в каноническом отпуске своего епископа при изменении места жительства.
В силу того, что в западных странах множество православных епископских юрисдикций сосуществуют на одной и той же территории, наши верующие в отношении таинств потенциально являются членами всех церковных юрисдикций, исповедующих один и тот же символ веры. Разумеется, верующие могут нести определенные обязанности в том или ином приходе, но это нисколько не уменьшает их принадлежности ко всему телу церковному. Сосуществование нескольких юрисдикций на одной территории, которая часто подвергается критике, представляется в нынешних условиях фактором, побуждающим к единству в таинствах.
Не следует оскорблять благодать Божию, присутствующую и действующую во всех наших Церквях, поскольку в них сохраняется православная вера, даже при возникновении конфликтов. Напротив, нам следует положиться на действие Святого Духа в первую очередь через евхаристическое общение, к которому мы призваны. Мы заверяем духовенство Московского Патриархата в нашей братской любви и надеемся, что как можно скорее сможем снова участвовать в совместных богослужениях. Что касается мирян, мы повторно уверяем их в общении веры и любви и ожидаем у Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа всех православных верующих, желающих отозваться на призыв Господа: «Примите ядите, сие есть тело мое, за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть кровь моя, Нового Завета, за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
† Архиепископ ИОАНН Хариупольский, патриарший экзарх православных русских церквей в Западной Европе
Иллюстрация: Архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето) справа/Фото: stcaterina.com