Размножение и развитие (митоз, мейоз). Как определить где какая фаза
Ответ:
1) на рисунке изображена метафаза митоза;
2) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом;
3) в этой фазе двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора.
Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?
Ответ:
1)способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями;
2)способствует снабжению растений водой и минеральными веществами;
3)увеличивает поступление кислорода к корням.
Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?
Ответ:
1)большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания;
2)сбалансированным круговоротом веществ;
3)продолжительными сроками существования.
Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение?
Ответ:
1)благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом;
2)при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора;
3)рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках.
В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?
Ответ:
1)бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;
2)бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.
Какие признаки характерны для моховидных растений?
Ответ:
1)большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды;
2)размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит);
3)взрослое растение мха - половое поколение (гаметофит) а коробочка со спорами – бесполое (спорофит);
4)оплодотворение происходит при наличии воды.
Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?
Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните почему.
Ответ:
1)в клетках поджелудочной железы синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи;
2)в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков;
3)из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток поджелудочной железы.
В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?
Ответ:
1)первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;
2)матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.
Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых?
Ответ:
1)внутренний осевой скелет;
2)нервная система в виде трубки на спинной стороне тела;
3)щели в пищеварительной трубке.
Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
Ответ:
1)уменьшение численности шмелей;
2)увеличение численности растительноядных животных;
3)размножение растений конкурентов (злаков и др).
13. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?
Ответ:
1)митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;
2)для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое;
3)в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.
Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарного контроля, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде.
Ответ:
1)в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня;
2)в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и человек становится окончательным хозяином.
Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции.
Ответ:
1)изображенный органоид – хлоропласт;
2)1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе;
3)2 – ДНК, 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.
Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?
Ответ:
1)в их клетках ядерное вещество представлено одной кольцевой молекулой ДНК и не отделено от цитоплазмы;
2)не имеют митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС;
3)не имеют специализированных половых клеток, отсутствуют мейоз и оплодотворение.
Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?
В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
Ответ:
1)фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;
2)по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтез.
Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс?
Ответ:
1)А – стадия (зона) размножения (деления), клетки диплоидные;
2)Б – стадия (зона) роста, клетка диплоидная;
3)В - стадия (зона) созревания, клетки гаплоидные, развиваются сперматозоиды.
Чем отличаются по строению бактериальные клетки от клеток организмов других царств живой природы? Укажите не менее трех отличий.
Ответ:
1)отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка;
2)отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и др.;
3)имеют одну кольцевую хромосому.
Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?
Ответ:
1)создают органические вещества из неорганических;
2)аккумулируют солнечную энергию;
3)обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.
Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?
Ответ:
1)из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;
2)восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.
Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.
Ответ:
1)А – прокариотическая клетка, Б – эукариотическая клетка;
2)клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, ее наследственный материал представлен кольцевой хромосомой;
3)клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды.
В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?
Ответ:
1)сердце становится трехкамерным;
2)появляется второй круг кровообращения;
3)в сердце содержится венозная и смешанная кровь.
Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?
Ответ:
1)в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;
2)в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом;
3)в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.
выполняемым функциям, образуют 1) Ткани; 2) органы; 3) системы органов; 4) единый организм. А2. В процессе фотосинтеза растения 1) Обеспечивают себя органическими веществами 2) окисляют сложные органические вещества до простых 3) Поглощают кислород и выделяют углекислый газ 4) Расходуют энергию органических веществ. А3. В клетке происходит синтез и расщепление органических веществ, поэтому её называют единицей 1) Строения 2) жизнедеятельности 3) роста 4) размножения. А4. Какие структуры клетки распределяются строго равномерно между дочерними клетками в процессе митоза? 1) Рибосомы; 2) митохондрии; 3) хлоропласты; 4) хромосомы. А5. Дезоксирибоза является составной частью 1) Аминокислот 2) белков 3) и РНК 4) ДНК. А6. Вирусы, проникая в клетку хозяина, 1) Питаются рибосомами; 2) поселяются в митохондриях; 3) Воспроизводят свой генетический материал; 4) Отравляют её вредными веществами, образующимися в ходе их обмена веществ. А7. Каково значение вегетативного размножения? 1) способствует быстрому увеличению численности особей вида; 2) ведет к появлению вегетативной изменчивости; 3) увеличивает численность особей с мутациями; 4) приводит к разнообразию особей в популяции. А8. Какие структуры клетки, запасающие питательные вещества, не относят к органоидам? 1) Вакуоли; 2) лейкопласты; 3) хромопласты; 4) включения. А9. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза белка? 1) 300 2) 600 3) 900 4) 1500 А10. В состав вирусов, как и бактерий, входят 1) нуклеиновые кислоты и белки 2) глюкоза и жиры 3) крахмал и АТФ 4) вода и минеральные соли А11. В молекуле ДНК нуклеотиды с тимином составляют 10 % от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с цитозином в этой молекуле? 1) 10% 2) 40% 3)80% 4) 90% А12. Наибольшее количество энергииосвобождается при расщеплении одной связи в молекуле 1) Полисахарида 2) белка 3) глюкозы 4) АТФ 2 Вариант А1. Благодаря свойству молекул ДНК самоудваиваться 1) Происходят мутации 2) у особей возникают модификации 3) появляются новые комбинации генов 4) передаётся наследственная информация к дочерним клеткам. А2. Какое значение митохондрии в клетке 1) транспортируют и выводят конечные продукты биосинтеза 2) преобразуют энергию органических веществ в АТФ 3) осуществляют процесс фотосинтеза 4) синтезируют углеводы А3. Митоз в многоклеточном организме составляет основу 1) гаметогенеза 2) роста и развития 3) обмена веществ 4) процессов саморегуляции А4. Каковы цитологические основы полового размножения организма 1) способность ДНК к репликации 2) процесс формирования спор 3)накопление энергии молекулой АТФ 4) матричный синтез иРНК А5. При обратимой денатурации белка происходит 1) нарушение его первичной структуры 2) образование водородных связей 3) нарушение его третичной структуры 4) образование пептидных связей А6. В процессе биосинтеза белка молекулы иРНК переносят наследственную информацию 1) из цитоплазмы в ядро 2) одной клетки в другую 3)ядра к митохондриям 4) ядра к рибосомам. А7. У животных в процессе митоза в отличии от мейоза, образуются клетки 1) соматические 2) с половиной набором хромосом 3)половые 4) споровые. А8. В клетках растений, в отличие от клеток человека, животных, грибов, происходит А) выделение 2) питание 3) дыхание 4) фотосинтез А9. Фаза деления в которых, хроматиды расходятся к разным полюсам клетки 1) анафаза 2) метафаза 3) профаза 4) телофаза А10. Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам происходит 1) Интерфаза; 2) профаза; 3) метафаза; 4) анафаза. А11. Окисление органических веществ с освобождением энергии в клетке происходит в процессе 1) Биосинтеза 2) дыхания 3) выделения 4) фотосинтеза. А12. Дочерние хроматиды в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки в 1) Метафазе первого деления 2) Профазе второго деления 3) Анафазе второго деления 4) Телофазе первого деления
1)Как называется длительный исторический процесс происхождения человека?Б1
Выберите черты и примеры бесполого размножения организмов.
А) томство генетически уникально Б) потомство –чные копии родителей В) размножение картофеля убнями Г) размножение картофеля семенами Д) потомство может развиваться из соматических клеток Е) в процессе участвуют два родителя адании В2 и запишите все буквы в нужной последовательности в таблицу Установите соподчинение систематических категорий, начиная с наименьшей. класс Двудольные Б) отдел Покрытосеменные В) вид Одуванчик лекарственный Г) царство Растения Д) семейство ожноцветные Е) род Одуванчик
С1
Как и где закодированы наследственные свойства организмов?
В последние два года в вариантах тестовых заданий ЕГЭ по биологии стало появляться все больше вопросов по способам размножения организмов, способам деления клеток, отличиям разных стадий митоза и мейоза, наборам хромосом (n) и содержанию ДНК (с) в различных стадиях жизни клеток.
Я согласен с авторами заданий. Чтобы хорошо вникнуть в суть процессов митоза и мейоза надо не только понимать, чем они отличаются друг от друга, но и знать как меняется набор хромосом (n ), а, главное, их качество (с ), на различных стадиях этих процессов.
Помним, конечно, что митоз и мейоз — это различные способы деления ядра клеток, а не деление самих клеток (цитокинез).
Помним и то, что благодаря митозу происходит размножение диплоидных (2n) соматических клеток и обеспечивается бесполое размножение, а мейоз обеспечивает образование гаплоидных (n) половых клеток (гамет) у животных или гаплоидных (n) спор у растений.
Для удобства восприятия информации
на рисунке ниже митоз и мейоз изображены вместе. Как мы видим, эта схема не включает , в ней нет и полного описания того, что происходит в клетках при митозе или мейозе. Цель данной статьи и этого рисунка обратить ваше внимание только на те изменения, которые происходят с самими хромосомами на разных стадиях митоза и мейоза. Именно на это делается упор в новых тестовых заданиях ЕГЭ.
Чтобы не перегружать рисунки, диплоидный кариотип в ядрах клеток представлен всего двумя парами гомологичных хромосом (то есть n = 2). Первая пара — более крупные хромосомы (красная и оранжевая ). Вторая пара — более мелкие (синяя и зеленая ). Если бы мы изображали конкретно, например, кариотип человека (n = 23), пришлось бы рисовать 46 хромосом.
Так каков был набор хромосом и их качество до начала деления в интерфазной клетке в период G1 ? Конечно он был 2n2c . Клеток с таким набором хромосом мы на этом рисунке не видим. Так как после S периода интерфазы (после репликации ДНК) количество хромосом, хотя и остается прежним (2n), но, так как каждая из хромосом теперь состоит из двух сестринских хроматид, то формула кариотипа клетки будет записываться уже так: 2n4c . И вот клетки с такими двойными хромосомами, готовые уже приступить к митозу или мейозу, и изображены на рисунке.
Данный рисунок позволяет нам ответить на следующие вопросы тестовых заданий
— Чем отличается профаза митоза от профазы I мейоза? В профазе I мейоза хромосомы не свободно распределены по всему объему бывшего клеточного ядра (ядерная оболочка в профазе растворяется), как в профазе митоза, а гомологи объединяются и коньюгируют (переплетаются) друг с другом. Это может привести к кроссинговеру: обмену некоторыми идентичными участками сестринских хроматид у гомологов.
— Чем отличается метафаза митоза от метафазы I мейоза? В метафазу I мейоза по экватору клетки выстраиваются не отдельные двухроматидные хромосомы как в метафазе митоза, в биваленты (по два гомолога вместе) или тетрады (тетра — четыре, по числу задействованных в коньюгации сестринских хроматид).
— Чем отличается анафаза митоза от анафазы I мейоза? В анафазу митоза нитями веретена деления к полюсам клетки растаскиваются сестринские хроматиды (которые в это время уже следует называть однохроматидными хромосомами ). Обратите внимание, что в это время, поскольку из каждой двухроматидной хромосомы образовалось две однохроматидные хромосомы, а два новых ядра еще не образовались, то хромосомная формула таких клеток будет иметь вид 4n4c. В анафазу I мейоза нитями веретена деления к полюсам клетки растаскиваются двухроматидные гомологи. Кстати, на рисунке в анафазу I мы видим, что одна из сестринских хроматид оранжевой хромосомы имеет участки из красной хроматиды (и, соответственно, наоборот), а одна из сестринских хроматид зеленой хромосомы имеет участки из синей хроматиды (и, соответственно, наоборот). Поэтому мы можем утверждать, что в профазу I мейоза между гомологичными хромосомами происходила не только коньюгация, но и кроссинговер.
— Чем отличается телофаза митоза от телофазы I мейоза? В телофазу митоза в двух новых образовавшихся ядрах (двух клеток еще нет, они образуются в результате цитокинеза) будет содержаться диплоидный набор однохроматидных хромосом — 2n2c. В телофазу I мейоза в двух образующихся ядрах будет находиться гаплоидный набор двухроматидных хромосом — 1n2c. Таким образом, мы видим, что мейоз I уже обеспечил редукционное деление (количество хромосом снизилось вдвое).
— Что обеспечивает мейоз II ? Мейозом II называется эквационное (уравнительное) деление, в результате которого в четырех образовавшихся клетках будет находиться гаплоидный набор нормальных однохроматидных хромосом — 1n1c.
— Чем отличается профаза I от профазы II ? В профазу II ядра клеток не содержат гомологичных хромосом, как в профазу I, поэтому не происходит объединения гомологов.
— Чем отличается метафаза митоза от метафазы II мейоза? Очень «коварный» вопрос, так как из любого учебника вы запомните, что мейоз II в целом протекает как митоз. Но, обратите внимание, в метафазу митоза по экватору клетки выстраиваются двухроматидные хромосомы и у каждой хромосомы есть её гомолог. В метафазе II мейоза по экватору тоже выстраиваются двухроматидные хромосомы, но нет гомологичных. На цветном рисунке, как в этой статье выше, это хорошо видно, но на экзамене рисунки черно-белые. На этом черно-белом рисунке одного из тестовых заданий изображена метафаза митоза, так как здесь есть гомологичные хромосомы (большая черная и большая белая — одна пара; маленькая черная и маленькая белая — другая пара).
— Может быть и аналогичный вопрос по анафазе митоза и анафазе II мейоза .
— Чем отличается телофаза I мейоза от телофазы II ? Хотя набор хромосом в обоих случаях гаплоидный, но во время телофазы I хромосомы двухроматидные, а во время телофазы II они однохроматидные.
Когда писал на этом блоге подобную статью никак не думал, что за три года содержание тестов так сильно изменится. Очевидно, из-за сложностей создавать все новые и новые тесты, опираясь на школьную программу по биологии, авторы-составители уже не имеют возможности «копать вширь» (всё уже давно «вскопано») и они вынуждены «копать вглубь».
*******************************************
У кого будут вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу
, прошу обращаться в комментариях.
«3d рисунки на асфальте» - Филипп Козлов - первый русский мадоннари. 3d рисунки на асфальте. В молодости Курт Веннер работал художником-иллюстратором в NASA, где создавал первоначальные изображения будущих космических кораблей. США. Свои первые работы курт стал создавать в 16 лет в Санта-Барбаре, где и пристрастился к уличному искусству.
«Деление клетки мейоз» - Кроссинговер – обмен гомологичными участками гомологичных хромосом. После первого деления мейоза (редукционное деление) наступает интерфаза. Хроматин конденсируется. Первое деление мейоза (I) называется редукционное. Мейоз состоит из двух делений. Сравнение митоза и мейоза. Начинается второе деление мейоза (эквационное).
«Биология деление клетки» - Бинарное деление клетки. Анафаза. Митоз –деление клетки. Интерфаза состоит из трех этапов. Телофаза. Специальные микротрубочки выстраиваются от одной центриоли к другой, образуя веретено деления. Фазы Митоза. Когда хромосомы достигают полюсов, начинается телофаза. Интерфаза. Ядерная мембрана разрушается.
«Деление клетки» - Митоз. Метафаза. Половых. Мейоз греч "мейоз" - уменьшение. Соматических. Деление клетки. Телофаза. Поздняя профаза. Биологический смысл. Типы деления клеток. Хромосомы концентрируются на противоположных полюсах клетки. Ранняя профаза. Анафаза. Митоз греч "митос" - нить. Митотический цикл.
«Митоз деление клетки» - Анафаза. Телофаза. Интерфаза. Фазы митоза. Хромосомы. Метафаза. Повреждения митотического аппарата Нарушения цитотомии. Деление цитоплазмы и образование новых клеточных мембран. Кариокинез. Нарушения митоза. В ядре происходит спирализация ДНК; Ядрышки исчезают. Митоз. Ядерная оболочка разрушается. При различных патологических процессах нормальное течение Митоза нарушается.
Ответ :
1) зародышевый листок - мезодерма;
2) формируются ткани - соединительная, мышечная;
3) формируются органы опорно-двигательной, кровеносной, выделительной, половой систем.
С2. Назовите способ и фазу деления клеток, изображенных на рисунке. Какой процесс они иллюстрируют и в чем состоит его сущность?
Ответ :
1) профаза мейоза I;
2) изображены конъюгация и кроссинговер;
3) кроссинговер – обмен участками, генами между гомологичными хромосомами, который приводит к перекомбинации генов.
С2. Определите тип и фазу деления клетки, изображенной на рисунке. Какие процессы происходят в эту фазу?
Ответ :
1) на рисунке изображена метафаза митоза;
2) в эту фазу двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора;
3) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом.
С2. Пользуясь рисунком, определите способ и фазу деления клетки. Какие процессы происходят в эту стадию? Укажите набор хромосом и количество ДНК в клетке в эту стадию. Ответ поясните.
Ответ:
1) метафаза митоза, так как все хромосомы выстраиваются в одной плоскости экватора;
2) хромосомы прикрепляются к нитям веретена деления и выстраиваются в экваториальной плоскости клетки, заканчивается формирование веретена деления;
3) количество хромосом 2n – 4; поскольку хромосомы состоят из двух сестринских хроматид, то количество молекул ДНК в два раза больше, чем хромосом – 8.
C 2 № 14191. Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этой фазе?
Ответ:
1) Тип и фаза деления клетки: митоз; анафаза;
2) Сокращение нитей веретена деления;
3) Деление центромер хромосом, расхождение к полюсам клетки однохроматидных хромосом.
С3. Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств.
Ответ :
1) в размножении участвует одна особь;
2) потомки являются копиями родительской особи;
3) новый организм образуется из соматических клеток (вегетативных органов).
С4. Объясните, какой процесс лежит в основе образования половых клеток у животных. В чём состоит биологическое значение этого процесса?
Ответ :
1) в основе образования половых клеток лежит редукционное деление – мейоз;
2) образуются наследственно разнородные гаметы (за счёт кроссинговера и независимого расхождения хромосом);
3) при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, характерный для данного вида.
C4. В чем заключается биологический смысл митоза?
Ответ :
1) Митоз обеспечивает точную передачу наследственной информации от материнской клетки к дочерним.
2) Лежит в основе роста тканей, органов.
3) Является способом размножения некоторых одноклеточных организмов.
C4. В чем заключается биологический смысл мейоза?
Ответ :
1) Это способ образования половых клеток.
2) Уменьшение вдвое набора хромосом в гаметах позволяет при оплодотворении восстановить двойной набор хромосом, характерный для вида.
3) Перекрест и обмен участками гомологичных хромосом увеличивает разнообразие потомства.
C4. Что называется зиготой?
1) Зигота - это оплодотворенная яйцеклетка.
2) Содержит диплоидный набор хромосом.
3) Служит для образования зародыша.
C4. В чем заключается сходства и различия яйцеклеток лягушки и человека?
1) Сходства: содержат одинарный набор хромосом, вырабатываются в яичниках, самостоятельно не способны к передвижению, имеют округлую форму.
2) Различия: в размерах (у человека невидимая простым глазом), в кариотипе (разное количество, размеры, формы хромосом), в содержании питательных веществ, в расположении (у лягушки - в откладываемых в воду икринках, у человека - внутри организма).
C4. Каково значение интерфазы в жизни клетки?
1) Интерфаза это период между двумя делениями клетки.
2) В ней происходит усиленный синтез веществ и их накопление, увеличение количества органоидов, накопление АТФ.
3) Происходит удвоение молекул ДНК.
C4. Каково значение двойного оплодотворения у цветковых растений?
1) В процессе двойного оплодотворения происходит два слияния клеток.
2) Один спермий сливается с яйцеклеткой и образуется зигота.
3) Другой - с крупной диплоидной центральной клеткой и образуется триплоидный эндосперм - питательная ткань для зародыша. Таким образом, в результате двойного оплодотворения образуется семя, состоящее из зародыша, обеспеченного питательными веществами и защищенного семенной кожурой.
C4. В чем заключаются преимущества и недостатки бесполого и полового размножений?
1) Преимущества бесполого размножения: позволяет быстро увеличить численность особей при благоприятных условиях и распространяться.
2) Недостатки бесполого размножения: так как потомство одинаково, при неблагоприятных условиях все особи могут погибнуть, неэффективно происходит процесс естественного отбора.
3) Преимущества полового размножения: более эффективно происходит естественный отбор из-за разнообразия потомства, быстрее происходит приобретение приспособлений, усложнение организации, больше шансов для сохранения вида.
4) Недостатки: требуется время для достижения половозрелости, нужны определенные условия (наличие воды для споровых растений, наличие пищевых ресурсов для выкармливания потомства и т.д.), требуется дополнительные энергозатраты для перемещения на места размножений, для создания пар, для построения гнезд, нор и т.д.
C4. Чем отличаются клетки печени осла от клеток печени лошади?
Клетки отличаются кариотипом:
1) количеством,
2) размерами,
3) формами хромосом.
C4. Опишите строение и функции яйцеклеток животных.
1) Яйцеклетки - женские гаметы, вырабатываются яичниками в процессе мейоза, содержат гаплоидный набор хромосом, не способны самостоятельно двигаться, содержат все органоиды и запас питательных веществ.
2) Функции: обеспечивают передачу наследственной информации от материнского организма потомству, и обеспечивают питательными веществами зародыш.
3) У разных видов отличаются размерами и формами.
C4. Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом в клетках организмов из поколения в поколение?
1) Митоз обеспечивает постоянство числа хромосом в соматических клетках и за счет него организм растет.
2) Мейоз образует гаметы с гаплоидным набором хромосом.
3) При оплодотворении диплоидный набор хромосом, характерный для вида, восстанавливается.
C4. Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном.
1) У потомства при половом размножении комбинируются признаки обоих родителей;
2) причина комбинативной изменчивости - кроссинговер, мейоз и случайное сочетание гамет при оплодотворении;
3) при вегетативном размножении потомки сходны друг с другом, имеют большое сходство с родительским организмом, из соматических клеток которого они формируются.
C4. Охарактеризуйте функции половых клеток животных и человека.
1) Обеспечивают преемственность поколений;
2) обеспечивают передачу наследственной информации и комбинацию признаков;
3) яйцеклетка обеспечивает развитие зародыша за счет питательных веществ, а большое число сперматозоидов повышает вероятность оплодотворения, у некоторых животных из не оплодотворенных яйцеклеток развивается потомство (явление партеногенеза).
C4. Яйцеклетка кролика в 3000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?
1) Лягушка - представитель класса земноводных. Развитие их личинок происходит в окружающей среде (воде) за счет питательных веществ оплодотворенной яйцеклетки.
2) Кролик - представитель класса млекопитающих, для которых характерно внутриутробное развитие.
3) Во время развития зародыш млекопитающих находится в матке и питается за счет питательных веществ материнского организма.
C4. В чем проявляется связь между митозом, мейозом и оплодотворением?
1) Мейоз - основа образования гамет с гаплоидным набором хромосом.
2) Образование зиготы с диплоидным набором хромосом происходит в результате оплодотворения.
3) Деление клеток путем митоза - основа роста дочернего организма.
т.о. Митоз, мейоз и оплодотворение - основа сохранения постоянства числа и формы хромосом в клетках.
C4. Почему у разных животных разная плодовитость?
1) Чем больше выражена забота о потомстве, тем меньше плодовитость.
2) Для всех организмов действует закономерность: чем больше вероятность гибели потомства, тем больше плодовитость.
3) Чем крупнее животное, тем меньше плодовитость.
С5. Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чем оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.
Ответ :
1) сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза;
2) все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды);
3) образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.
С5. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в телофазе мейоза 1 и мейоза 2 по сравнению с интерфазой в половых клетках дрозофилы? Её соматические клетки содержат 8 хромосом. Ответ поясните.
Ответ :
1) в интерфазе молекулы ДНК удваиваются, поэтому число хромосом – 8, молекул ДНК – 16;
2) в телофазе мейоза 1 происходит редукционное деление, поэтому число хромосом – 4, молекул ДНК – 8;
3) в телофазе мейоза 2 клетки содержат 4 хромосомы и 4 молекулы ДНК, так как происходит митотическое деление.
С5. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6х10 -9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре при овогенезе перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и мейоза II.
Ответ :
1) перед началом деления в процессе репликации число ДНК удваивается и общая масса ДНК равна 2х6х10 -9 мг =12х10 -9 мг;
2) в анафазе мейоза I масса ДНК не изменяется и равна 12х10 -9 мг, так как все хромосомы находятся в одной клетке;
3) перед началом мейоза II клетка содержит уже гаплоидный набор хромосм, но каждая хромосома состоит из двух молекул ДНК, поэтому в анафазе мейоза II масса ДНК равна 12х10 -9:2=6х10 -9 мг
С5. В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Какое число хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе перед началом мейоза, в профазе мейоза I и мейоза II?
Ответ :
1) перед началом деления (в интерфазе 2n4c). Молекулы ДНК удваиваются, количество хромосом не меняется, следовательно количество хромосом 8, а ДНК 16;
2) в профазе мейоза I (2n4c), следовательно количество хромосом 8, а ДНК 16;
3) в профазе мейоза II (n2c) после редукционного деления мейоза I число хромосом 4, молекул ДНК – 8.
С5. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.
Ответ:
1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш развивается из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки;
2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом – 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);
3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом – 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша
С5 . Какой набор хромосом характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Из каких клеток и в результате какого процесса они образуются?
Ответ:
1) клетки пыльцевого зерна и спермиев сосны гаплоидны;
2) клетки пыльцевого зерна формируются из гаплоидной микроспоры путем митоза;
3) спермий формируется из генеративной клетки пыльцевого зерна путем митоза.
С5. Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
Элементы ответа:
1) в клетках иголок сосны набор хромосом – 2n; в спермиях сосны – n;
2) взрослое растение сосны развивается из зиготы (2n);
3) спермии сосны развиваются из гаплоидных спор (n) путём митоза
C2. Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их.
1) 2 - спора;
2) 3 - заросток с развивающимися на нем антеридиями - 4 и архегониями 5;
3) 6 - спермий (сперматозоид) и 7 - яйцеклетка.
С5. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.
С5. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
С5. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня в профазе и конце телофазы митоза. Объясните полученные результаты в каждой фазе.
С5 . Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
1. Эпидермис листа имеет диплоидный набор хромосом. Взрослое растение является спорофитом.
2. Все клетки зародышевого мешка гаплоидны, но в центре находится диплоидное ядро(образуется в результате слияния двух ядер) - это уже не восьмиядерный, а семиклеточный зародышевый мешок. Это гаметофит.
3. Спорофит образуется из клеток зародыша семени путем митотического деления. Гаметофит образуется путем митотического деления из гаплоидной споры.