Сенат Российской империи: история создания и функции. Сенат как высший орган государственной власти Правление петра 1 сенат синод
В начале правления Петра верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда по-прежнему оставалась Боярская дума. Но после создания в октябре 1704 г. Кабинета его величества роль Боярской думы значительно снизилась - перестают созываться ее заседания. Еще в 1699г. из состава Боярской думы была выделена Ближняя канцелярия, переименованная в 1708г. в Консилию министров, которая постепенно почти полностью заменила Боярскую думу.
Во время Северной войны, требовавшей частых отъездов царя, Петр Великий решается создавать новой высший орган для управления государством во время его отлучек. Отправляясь в Прутский поход в феврале 1711 года, Петр 1 обнародовал указ: «Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат, для управления...», в этот же день был объявлен манифест о начале войны с Турцией.
Первоначально Сенат был учрежден временно, но вскоре превратился в постоянно действующий государственный орган. 2 марта этого же года всем «местам и лицам» было приказано повиноваться Сенату, как самому государю. Тогда же Сенат получил и первую должностную инструкцию, из которой видно, что Петр 1 наделял новый орган широкими полномочиями. В этом Указе говорится и о «суд нелицемерном», и о «расходах во всем Государстве», и о собрании дворян в войско, о деньгах, векселях и товарах, о соли и других хозяйственных делах. Круг ведомства Сената быстро расширялся, отчасти по прямым указаниям государя, отчасти по его собственной инициативе. В его руках сосредоточилось все управление, верховный надзор за правосудием, высшая распорядительная и законодательная власть.
Сенат представлял собой коллегиальный орган, члены которого назначались царем. Поначалу он состоял из девяти сенаторов, обладавших равными голосами: князья П.А. Голицын, М.В. Долгорукий, Г.И. Волконский, граф И.А. Мусин-Пушкин, Т.Н. Стрешнев, Г.А. Племянников. М.В. Самарин, В.Г. Апухтин, Н.П. Мельницкий. Они заседали в одном общем присутствии и решали все дела вместе. При нем для делопроизводства состояла канцелярия под управлением обер-секретаря, который вероятно был начальником всего письмоводства.
Первоначально Сенат имел непосредственное отношение к центральному и местному управлению, между ним и губерниями не было каких-либо связующих инстанций. Все документы из губерний поступали прямо в Сенат по губернскому и секретному столу. При Сенате для правильных взаимоотношений стояли особые комиссары из губерний (по 2 из каждой).
По указу «Об учреждении Правительствующего Сената» устанавливалось также «вместо приказа Розряднаго быть столу розрядному при вышеописанном Сенате». Сенат унаследовал много прав от разряда, который ведал служилыми людьми разных чинов и сосредотачивал все правительственные распоряжения по служебной части. После уничтожения разрядного приказа Сенат стал средоточием таких распоряжений, к нему перешла и специальная задача «писать в чины», то есть назначение на все военные и гражданские должности, заведование всем служилым сословием, ведение ему списков, производство смотров и наблюдение за неуклонением от службы. В 1721--1722 гг. разрядный стол преобразуется сначала в разборную канцелярию, также состоявшую при Сенате, а 5 февраля 1722 г. назначается при Сенате герольдмейстер, ведавший при посредстве герольдмейстерской конторы служилое сословие.
Через несколько дней после учреждения Сената, 5 марта 1711 года была создана должность фискалов, в обязанности которых лежало «над всеми делами надсматривать», проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны и прочее, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе». В указе от 17 марта 1714 года «О должности фискалов» уже более четко определена структура фискальной службы и обязанности фискалов. Сенату было приказано избрать обер-фискала с четырьмя помощниками (два от купечества и два от дворянства), в обязанности которого было «наблюдать за течением и справедливым отправлением дел во всех губернских присутственных местах и преследовать судом злоупотреблениями лиц, какой бы высокой степени они не были, иметь внимание за казенными сборами, быть ходатаем притесненных». При губернских правлениях был также провинциал-фискал с тремя помощниками, в городах -- 1-2 городовых фискала. Фискалы не получали жалованья, в награду за труды им полагалась в первые годы половина, а потом треть конфискованного имущества.
Когда прекратились постоянные отлучки Петра 1, вопрос о роспуске Сената даже не возникает. При все более теряющих свое значение приказах Сенат становится местом, где производятся все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. 11 декабря 1717 года подписан указ «О штате коллегий и о времени открытия оных», по которому было упразднено большинство приказов и учреждены 12 коллегий. Их открытие началось в 1718 г.
После этого устройство Сената претерпело некоторые изменения. Во-первых, между Сенатом, как органом верховной власти, и местными учреждениями появились посредствующие инстанции, особенно выделились для местного управления камер-коллегия и юстиц-коллегия. Тогда же некоторые коллегии (иностранных дел, военная и адмиралтейская) получают независимое положение, но это не уменьшает власть Сената. Затем с учреждением других коллегий временно изменяется и состав Сената. По Указу 1718 г. он должен был состоять из президентов коллегий. Предполагалось, что так он соединит в одно целое различные ведомства и направит их деятельность к одной цели. Но такой порядок существовал до 1722 г. В Указе от 27 апреля 1722 г. «О должности Сената» говорится, что "сие сначала не смотря учинено, что ныне исправить надлежит". Мотивом возвращения к прежнему устройству Сената стала медленность сенатского делопроизводства, которая объяснялась нехваткой времени у президентов коллегий работать еще и сенаторами. Но не эта причина заставила Петра 1 изменить структуру Сената, а скорее всего «желание доставить государству независимое, строгое и контролирующее учреждение». Сенаторами назначены другие сановники государства, а из президентов оставлены только президенты военной и коллегии иностранных дел. А чтобы усилить надзирающую власть Сената, государь повелел: «ревзион-коллегии быть в сенате, понеже дело едино есть, что Сенат делает».
Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры, появляющийся также в 1722 г. Прокуратура контролировала деятельность Сената и коллегий. Учреждение должности генерал-прокурора было вызвано несколькими обстоятельствами: во-первых, нужен был связующий орган между Сенатом и Императором; во-вторых, был необходим надзор за деятельностью Сената, который порой не оправдывал возложенных на него надеж.
Недовольство Сенатом сказалось на учреждение еще в 1715 году должности генерал-ревизора или надзирателя указов. Назначенный на эту должность Василий Зотов оказался, однако, слишком слабым, чтобы влиять на сенаторов и предупреждать вольные и невольные нарушения указов. В 1718 г. он был приставлен к податной ревизии, и должность его сама собою упразднилась. Постоянные распри между сенаторами вновь заставили Петра поручить кому-либо наблюдение за ходом сенатских заседаний, таким наблюдателем был назначен обер-секретарь, который также оказался непригодным для этого. Незадолго до учреждения должности генерал-прокурора надзор за благочинием сенатских заседаний был поручен помесячно переменявшимся штаб-офицерам гвардии.
Наконец, перед отъездом Петра Великого в Персидский поход 12 января 1722 года была создана прокуратура в виде сложной и стройной системы надзора не только над Сенатом, но и над всеми центральными и местными административными и судебными учреждениями. Во главе прокуратуры стоял генерал-прокурор как начальник сенатской канцелярии и как орган надзора за сенатским присутствием с точки зрения не только благочиния во время заседаний, но и соответствия сенатских решений Уложению и указам. Первым генерал-прокурором был назначен П.И. Ягужинский. Через несколько дней был назначен помощник генерал-прокурора - обер-прокурор - Скорняков-Писарев. А 27 апреля 1722 года была дана инструкция генерал-прокурору. Главной его обязанностью было наблюдать, «дабы Сенат свою должность хранил, и во всех делах, которыя к Сенатскому разсмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по Регламентам и указам отправлял…». Также генерал-прокурор руководил сенатскими прениями, не допуская сенаторов до излишних разговоров и брани, для чего он был вооружен теми же средствами, какие были прежде даны сенатскому обер-секретарю и офицеру гвардии, присутствовавшим при Сенате. Именно он назначал по песочным часам срок для обсуждения вопроса, останавливал чересчур пылкие мнения, брал с бранившихся сенаторов штраф, в нужных случаях доносил государю. Он останавливает неправильные, по его мнению, определения сената, по выбору своему дает или новый срок для пересмотра дела, или докладывает его императорскому величеству. В его управлении находится канцелярия сената, под его начальством она приобретает новое значение и вместе с ним резко выделяется, как совершенно особый элемент, из учреждения Сената. Все рапорты и доношения губернаторов и других подчиненных установлений идут через канцелярию, следовательно, все дела проходят через руки генерал-прокурора.
Наконец, генерал-прокурор являлся посредствующим звеном между государем и сенатом, через него государь удостоверялся, верно ли сенаторы понимают его предначертания и исполняют свои обязанности. "Чин сей яко око наше и стряпчий о делах государственных». Учреждение генерал-прокурора умалило власть сенатского присутствия, но не ограничило власти сената, в состав которого он входил.
В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделен Сенат, потеряли свой смысл. Уменьшение власти Сената сказывается главным образом в области законодательства. В первое десятилетие своего существования Сенат, в области гражданского права сдерживаемый авторитетом Соборного Уложения 1649 г., в области административного права пользовался весьма широко законодательною властью. 19 ноября 1721 г. Петр предписывает Сенату не чинить без подписания руки его никакого определения генерального.
Основанный Петром Сенат не представлял ни малейшего сходства с иностранными учреждениями того же имени (Швеция, Польша) и отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни того времени. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учрежден вместо его царского величества собственной персоны.
В 1711 году во главе не только судебных, но и всех без исключения административных учреждений был поставлен Правительствующий Сенат. Являясь в качестве высшего органа государственного управления преемником «боярских (или «министерских») консилий», заменивших старую «боярскую думу», Сенат в то же время получил ряд черт, сближавших его с государственными учреждениями Западной Европы. Но еще в царствование Петра Сенат прошел несколько фаз развития, без краткого указания на которые трудно правильно понять подлинное значение Сената во всем государственном управлении и, в частности, в судебной системе603. Сенат был организован указом Петра 22 февраля 1711 г., когда в его состав было назначено 9 сенаторов 604. Но функции его как высшего государственного учреждения были определены двумя указами 2 марта того же года, из которых первый в девяти пунктах определял задачи, возложенные на Сенат («Указ, что по отбытии нашем делать»), а второй содержал добавочные три пункта 605. Из всех этих пунктов только первый пункт основного указа определял в ярких, но юридически весьма неопределенных выражениях судебную власть Сената: «Суд иметь нелицеприятный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всякого имения, тож и ябедникам да последует». Кроме того, в девятом пункте, вне прямой связи с его конкретным содержанием, говорилось об учреждении должности фискалов, также в мало определенных рамках, что подчеркнуто и самим законодателем. Ввиду большого значения деятельности органов фискалата и в Сенате и в других учреждениях приводим эту часть пункта девятого: «Учинить фискалов во всяких делах, а как быть им, пришлется известие». Другие пункты обоих указов предписывают Сенату вести организацию набора войск и их продовольствия, собирать денежные, средства («понеже деньги суть артериею войны»), организовать торговлю, разыскивать дворян, уклоняющихся от службы, и отбирать у них поместья. Таким образом, согласно этому первоначальному очертанию в законе Сенат являлся центральным судебно-военно-финансовым учреждением, осуществлявшим верховный надзор за ходом государственного управления в указанных областях606. Однако во время частых отлучек Петра из столицы и даже из пределов России функции Сената фактически расширялись, и в делах неотложных Сенат сам издавал «указы». Поэтому ряд историков приписывал Сенату даже законодательную функцию607. В период с 1711 по 1718 гг., когда были организованы коллегии, все функции Сената административные, судебные и надзорные соединялись без всякого их распределения, что дало историку русского суда повод назвать Сенат - «учреждением- монстр» !. Однако сложность функций Сената и малое число его членов вынудили его к самочинному образованию при себе подсобного органа для рассмотрения судебных дел - «расправной палаты». Она состояла частью из сенаторов, частью из назначенных Сенатом «судей раоправных дел» 608. Возникла эта палата в 1712 году, но более или менее точно ее полномочия были определены позже, в сентябре 1713 года. «Приговор» Сената установил, что палата должна была принимать к рассмотрению лишь «дела вершенные» в случаях, если челобитчик указывал, что судья вершил его дело «не дельно и противно его величества указам и Уложению». При этом у челобитчика следовало «взять за рукою сказку, чтоб он объявил именно, -какая в том деле судейская неправость и противность государеву указу и Уложению». Признав челобитную заслуживающей уважения, расправная палата принимала «вершенное дело» к своему рассмотрению и постановлял^ по нему решение. При жалобах на волокиту палата посылала в соответствующее учреждение указ о немедленном решении дела. В случае неисполнения указа требование подтверждалось «вторыми и третьими указами под взятием штрафов». И лишь тогда палата доносила об этом Сенату. Палата также должна была рассматривать фискальские доношения, сообщая ежемесячно Сенату о числе доношений «и что по них будет учинено». В своем «приговоре» Сенат предписывал палате разослать по губернским приказам как полученные из низших судов «не- вершенные дела», так и те, по моторым челобитчики не доказали основательности своих заявлений о неправом суде. Из этого «приговора» видно, что в первые годы Сенат не очень ясно представлял себе свою компетенцию, принимая к производству и «невершенные дела», а не только дела, по которым можно было предполагать решение «неправедных судей». Но расправная палата решала не только судебные дела, а и дела, относящиеся к административному и финансовому управлению *. Неопределенность положения раоправной палаты видна также из того, что, когда указами 1714 года были установлены судебные инстанции, дела, подлежавшие суду губернатора, переносились прямо в Сенат без упоминания о расправной палате, хотя она и продолжала действовать при Сенате. В 1718 году, когда «учинена была на разнимательство неправых вершенных дел и расправы» «юстиц-коллегия», расправная палата перешла в подчинение юстиц-коллегии. В- 1719 году функции расправной палаты перешли в Санкт- Петербургский надворный суд609. Попытки очертить функции Сената как высшей апелляционной инстанции были сделаны в указах 1714 и 1715 гг. Первый повелевал приносить челобитья в городах комендантам, на них жаловаться губернаторам, а на последних - Сенату. Во втором указывалось, что в городах, где нет гарнизонов и комендантов, жалобы подаются ландрихтерам. Подача жалоб непосредственно государю или в Сенат, минуя низшие инстанции* запрещается. После учреждения юстиц-коллегии в Сенат могли поступать только челобитные на неправые решения этой последней. В 1722 году для упорядочения движения челобитных и контроля за деятельностью коллегий была учреждена должность генерал-рекетмейстера при Сенате. Он имел право принимать челобитные на коллегии и канцелярии, проверять в них движение дел и докладывать в Сенате о волоките. В случаях, когда обнаружится неправильность жалобы, генерал-рекетмейстер докладывал Сенату о наложении на челобитчика наказания 610. Однако и после всех этих мер, превращающих Сенат в высшую апелляционную инстанцию, он оставался судом первой инстанции по делам о казенном интересе и по делам «против первых двух пунктов», то есть по делам политическим К Сенат являлся также судом первой инстанции по преступлениям фискалов, а также по делам, которые возбуждались в сенате личным указом государя. Вопрос о возможности жалоб на неправосудие или волокиту со стороны самого Сената в судебных делах решался неодинаково. Указ 1714 года допускал жалобы государю на сенат по прохождению дела по инстанциям только в случаях, «ежели кому в Сенате решения не учинят», то есть при отказе в правосудии или при медленности в решении дела по апелляции. Но указ 1718 года провозгласил: «вышний Сенат от Его царского величества высокоповеренным есть и в особах честных и знатных состоит, которым не токмо челобитчиковы дела, но и правление государства поверено есть». Поэтому указ запретил бить на Сенат челом его величеству под страхом казни 611. Дальнейшее изменение организации и функций Сената связано с учреждением в 1718 году коллегий. Это были центральные административные учреждения, заменившие старые приказы. С этой реформой все административные функции Сената отходили к коллегиям, в которые и были в начале 1719 года отосланы из Сената соответствующие дела. Как было указано выше, дела расправной палаты были переданы в юстиц-коллегию. В связи с учреждением коллегий за Сенатом был оставлен лишь высший контроль. Он осуществлялся собранием президентов коллегий, которые должны были обсуждать дела, не укладывавшиеся в компетенцию отдельных коллегий. Это дало основание некоторым авторам сделать вывод о том, что с 1718 до 1722 гг. Сенат вообще не существовал в качестве постоянно действовавшего учреждения!. Однако в «Должности Сената» 3 декабря 1718 г. указывалось на такую функцию Сената, как рассмотрение и решение дел по челобитным, удостоившимся высочайшей подписи, «дабы розыскать между челобитчиком и юстиц-коллегиумом». Таким образом, за Сенатом сохранилось значение высшего судебнонадзорного органа, в который при известных обстоятельствах могли попадать жалобы на решения юстиц-коллегии. В последнем же пункте «Должности» законодатель подчеркнул основную функцию Сената. «Глава же всему, дабы (сенаторы) должность свою и наши указы в памяти имели и до завтра -не откладывали, ибо как может государство управляемо быть, егда указы действительны не будут». Таким образом, было провозглашено, что Сенат должен быть «хранилищем законов» 612. В Генеральном регламенте коллегиям 28 февраля 1720 г. снова была подчеркнута мысль о положении Сената как высшего* органа правительства, стоящего над коллегиями. Все государственные коллегии «токмо под его царским величеством особливым, тако ж и Правительствующего Сената указами обретаются»613. Однако деятельность Сената в составе президентов тех коллегий, над которыми он должен был осуществлять высший надзор, оказалась мало удовлетворительной. Указ Петра 12 января 1722 г. прямо признал это, подчеркнув невозможность совмещения должностей президентов коллегий и членов сената. «Правление сего государства, яко нераспоряженного перед сим, непрестанных трудов в сенате требует, а члены сенатские, почитай все, свои коллегии имеют, того ради не могут одного снесть, сие сначала несмотря учинено, что ныне надлежит исправит^» 614. Но при реорганизации Сената путем назначения в него сенаторов, не связанных с руководством коллегий, принцип этот не был полностью соблюден, и президенты военной, адмиралтейской, иностранной и берг-коллегии остались его членами. С 1722 года было точно установлено, что Сенат не имеет законодательной власти, а осуществляет высший надзор за всеми правительственными органами. В частности, Сенат имел право посылать в губернии сенаторов, ревизующих деятельность местных органов. Ревизионная деятельность Сената в отношении судебных дел выражалась в приеме жалоб еа решения коллегии. 124.
Правительствующий Сенат — высший орган центрального управления, созданный Петром I в 2 марта 1711 года для исполнения законодательной, административной и судебной функций во время отсутствия царя на Северной войне со Швецией . Все члены Сената назначались лично Петром I и ему лично отчитывались о положении дел в стране, а также о выполнении его приказов
Создание Сената при Петре I
Функции Правительствущего Сената
Кратко перечислим основные функции Сената, ради исполнения которых этот высший орган государственного управления и был создан Петром I:
- Контроль за доходами и расходами госдураства — ведение торговлей, налогами и откупами
- Исполнение функции высшей судебной инстанции
- Внешняя политика — налаживание дипломатических отношений с соседними государствами
- Контроль за деятельностью государственных чиновников всех уровней — назначение на должности, проверки качества исполняемых обязанностей и т.д.
История создания Правительствующего Сената при Петре I
Учреждение Сената прежде всего связано со стремлением Петра I управлять государством единолично (форма абсолютистской монархии) при содействии лично преданных людей на ключевых постах. Подготовка к созданию Сената началась еще с 1701 года, когда функции Боярской думы, как правительственного органа высшей инстанции, стала выполнять «Консилия министров» - собрание из глав наиболее значимых правительственных ведомств (многие из которых не были боярами). Именно на основе этой «Консилии» Петр I отобрал людей для заседаний в Сенате, который был учрежден 5 марта 1711
Состав сената при Петре I
Первоначальный состав Сената состоял из девяти человек: боярин Т. Н. Стрешнев, князь П. А. Голицын, граф И. А. Мусин-Пушкин, князь М. В. Долгоруков, князь Г. И. Волконский, генерал-кригсцальмейстер М. М. Самарин, князь Г. А. Племянников, генерал-квартирмейстер В. А. Апухтин и Н. П. Мельницкий. Роль обер-секретаря исполнял А. Щукин.
Также, для дополнительного контроля, была создана должность фискалов, которые осуществляли надзор за деятельностью чиновников. При Сенате числился обер-фискал (чуть поздее генерал-фискал) с четырьмя помощниками, для каждой губернии предполагался провинциал-фискал с тремя помощниками, в городах располагались один или два городовых фискала, в зависимости от численности населения.
Структура Сената при Петре I
Дальнейшие преобразования центральных органов управления касались системы исполнительных органов — в течении 1718-1722 годов устаревшая приказная система была заменена на коллегиальную, а сами коллегии избавили Сенат от рассмотрения незначительных вопросов. Изначально президенты всех коллегий входили в Сенат, но впоследствии это было признано неэффективным и в Сенате остались только президенты Адмиралтейств- Военной- и коллегии Иностранных дел.
12 января 1722 года в качестве системы надзора над всеми местными и центральными органами управления и суда (в т.ч. Сенатом) учреждается прокуратура. Стоящий во главе прокуратуры генерал-прокурор выполнял функции начальника сенатской канцелярии и осуществлял надзор за сенатом. В качестве помощника генерал-прокурора в Сенате был обер-прокурор.
Был учреждён Правительствующий Сенат - высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.
Постоянные отлучки Петра I из страны мешали ему заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. 22 февраля (5 марта) 1711 г. эти полномочия были возложены на новое учреждение, названное Правительствующим Сенатом.
Сенат осуществлял всю полноту власти в стране в отсутствие государя и координировал работу других государственных учреждений.
В состав нового учреждения вошли девять человек: граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, боярин Тихон Никитич Стрешнев, князь Петр Алексеевич Голицын, князь Михаил Владимирович Долгорукий, князь Григорий Андреевич Племянников, князь Григорий Иванович Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Михайлович Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Андреевич Апухтин и Назарий Петрович Мельницкий. Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин.
В первые годы существования Сенат заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за разветвлённым бюрократическим аппаратом. Через несколько дней после учреждения Сената 5 (16) марта 1711 г. в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству. Указом императора от 28 марта 1714 г. «О должности фискалов» эта служба получила окончательное оформление.
В 1718-1722 гг. в состав Сената входили все президенты коллегий. Была введена должность генерал-прокурора , который контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал-прокурор и обер-прокурор Сената подчинялись только государю. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка. Первым генерал-прокурором был назначен Павел Иванович Ягужинский.
После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Сенат вместо Правительствующего стал именоваться Высоким. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел», но реальное значение Сената в делах внутреннего управления было невелико.
1.4 Сенат от царствования Александра I до конца XIX
Основной характер Сената, как и других центральных учреждений, окончательно намечается в царствование Александра Павловича. Почти немедленно по вступлении на престол император Александр приступил к реформе Сената, сознавая всю необходимость положить конец тому унизительному положению, до которого было доведено верховное учреждение империи. 5 июня 1801 г. был издан именной указ, которым Сенат приглашался составить доклад о правах своих и обязанностях. Указ этот, в котором ясно было выражено намерение императора поднять значение Сената, произвел сильнейшее впечатление не только на Сенат, но и на образованную публику вообще. В ответ на указ было представлено несколько проектов всеподданнейшего доклада, написанных с необыкновенным одушевлением (гр. Завадовским, Державиным, Воронцовым) и выражавших стремление Сената вернуть то значение, которым он пользовался при Петре I и Елизавете. Сенат принял проект гр. Завадовского. По представлении его государю началось подробное обсуждение реформ Сената как в «Неофициальном комитете», так и в незадолго до того учрежденном (30 марта 1801 г.) Государственном совете. Результатом всех этих совещаний явился именной указ 8 сент. 1802 г. о правах и обязанностях Сената. Указ этот является последним законодательным актом, систематически определяющим как самую организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Несмотря на то, что указ 8 сент. 1802 г. явился результатом серьезного стремления императора и приближенных к нему лиц поднять значение Сената, он не вносил в организацию его и в его отношения к другим учреждениям почти ничего нового: он только восстановлял в памяти забытые и фактически уничтоженные Павлом права Екатерининского Сената, то есть Сената уже умаленного в первоначальном достоинстве Ключевский В.О. Курс русской истории. М, Юрайт,2005, 217 с. . Нововведениями были только следующие правила: в случае протеста ген.- прокурора против определения Сената дело докладывалось государю не одним ген.- прокурором, но при депутации от Сената; Сенату было дозволено, если он усмотрит важные неудобства в существующих законах, представлять о том государю. Одновременно с указом о Сенате был издан манифест об учреждении министерств, причем было постановлено, что ежегодные отчеты министров представляются в Сенате для доклада государю. В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью не было создано, и это предопределило характер отношений Сената к Государственному совету, министрам и комитету министров.
Александр І. Крестьянский вопрос
Александр I внушил обществу надежду на проведение долгожданных реформ, в том числе и в разрешении крестьянского вопроса. Подобного можно было ожидать, если учитывать...
Буржуазные реформы Александра II
19 февраля 1855 года на российский престол вступил император Александр?(1818-1881 гг.), который вошел в историю России под именем Освободителя. Новый император по сравнению со своим отцом Николаем? являлся достаточно заурядной личностью...
Государственные преобразования Петра I: создание Сената и Коллегий
Выше коллегий стоял Сенат. Предшествовала Сенату Боярская дума, которая во время правления Петра I претерпела ряд изменений. Одним из таких изменений было то, что в состав думы начинали входить не только представители знати...
Государственные учреждения Российской империи с 1725 по 1755 годы
Государственный и общественный строй Древнего Рима
До 30-х годов II в. до н.э., то есть до начала гражданских войн, сенат фактически был высшим органом Римской республики. До времен Суллы (конец 80-х годов до н.э.) сенат состоял из 300 членов. С последней четверти IV в. до н.э...
Древний Рим, его правители
Римский сенат второй половины I века предстает в источниках как «арена взаимных нападок и раздоров», где «каждый за себя, с нестройным и беспорядочным криком, привлекал к ответу своих недругов и добивался их наказания»...
Крестьянский вопрос в России
Появление и развитие терроризма в дореволюционной России, методы его предупреждения
Терроризм в России становится постоянным фактором общественной жизни со второй половины XIX века, характеризующийся активными действиями террористов против самодержавия...
Правление Александра I
декабрист реформа царствование александр В первые годы правления нового императора проявилось его твердое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране. К началу XIX в...
Реформирования органов государственной власти в период кризиса крепостной системы первой половине XIX века
Созданный еще Петром Великим в 1722 г. и объявленный верховным учреждением империи Сенат должен был контролировать деятельность коллегий (министерств) и губернаторов, проводить ревизии деятельности местных органов власти...
Реформы в России второй половины XIX века
Усвоив бессознательно твердыню самодержавия царствования Николая I, Александр II был уверен в праве ив силе сделать все, что он захочет, но незнание русской жизни произвели то, что он не мог проверить: пристрастие и лживые обвинения...
Реформы государственного управления при Александре I
8 февраля 1802 года был подписан именной указ "О правах и обязанностях Сената", который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи...
Российское государство в первой половине 19 века
Как это не раз бывало до и после, в награду за самоотверженную борьбу с завоевателем наш народ не только не получил облегчения своей жизни, но, напротив, власть решила, что можно еще крепче притеснять его...
Фирма Фаберже
1. "Курочка" (1885г.) Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 г. Оно было заказано царём Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Так называемое "Куриное" яйцо снаружи было гладким и эмалированным...