Делаем фундамент под гараж своими руками. Столбчатый фундамент гаража Закопать столбы для стен гаража
Любая постройка нуждается в той или иной основе, благодаря которой она будет устойчиво зафиксирована на месте и защищена от воздействия влаги. Фундамент стали возводить ещё в древнейшие времена. Ему уделяли особое внимание, благодаря чему многие средневековые постройки сохранилась до наших дней. Гараж не является исключением. Как и в строительстве любого жилого помещения, нежилой гараж должен иметь хорошее основание под собой. Нужно чётко понимать, как сделать так, чтобы опора была надёжной и в то же время не стала неоправданно дорогостоящей. Давайте разберёмся с тем, как залить качественный фундамент своими руками.
Зачем нужен фундамент?
- Фундамент равномерно распределяет нагрузку от постройки на грунт.
- Защищает цокольную часть от воздействия влаги.
- Благодаря фундаменту происходит естественная вентиляция цоколя.
- Любая почва движется с разной интенсивностью. Хороший фундамент защитит конструкцию от разрушений, связанных с этим фактором.
Проектирование и расчёт размеров
Чтобы правильно сделать фундамент, его сначала нужно спроектировать и провести определённые расчёты по распределению нагрузки на грунт, где будет стоять сооружение. К этому этапу нужно подойти ответственно и со всей строгостью. В противном случае он может начать деформироваться и это приведёт к дополнительным финансовым вложениям для его ремонта как минимум и разрушению постройки как максимум. Для правильного возведения основания нужно пройти учитывать следующие правила:
- Узнайте на каком уровне пролегают грунтовые воды. Фундамент должен плотно упираться в грунт, и воды не должны делать его плавающим.
- Изучите структуру грунта, на котором будет строиться гараж.
- Сделайте чертежи с указанием всех габаритов фундамента и постройки.
- Заранее приобретите все необходимые материалы и инструменты, хорошо продумайте, из какого именно сырья будет сделана основа.
- Когда будете проводить расчёты, возьмите во внимание массу фундамента и его конструктивные особенности.
- Произведите расчёт технических параметров фундаментальных частей, например, диаметра арматурных прутов и расстояние, на котором они будут располагаться, на какой глубине будет расположен фундамент и какова будет его толщина и т. д. Все эти действия значительно упростят вам дальнейшую работу.
- Не забывайте про гидроизоляцию, которая значительно увеличивает срок службы основания.
- Глубина промерзания грунта тоже должна быть учтена. Фундамент должен быть заглублён ниже этого уровня.
Гаражную постройку можно соорудить впритык к жилому дому. Это существенно сэкономит финансы на закупке материалов. В этом случае нужно соблюсти одно важное правило. Ни в коем случае не соединяйте фундамент дома и гаража. Их усадка не может быть равномерной. Более тяжёлый жилой дом усаживается сильнее и потянет за собой гараж, что может привести к его разрушению.
Идеальный грунт - это тот, что не вспучивается, не сжимается, не оползает, имеет высокую прочность и не проседает. Но на практике встретить такую почву практически невозможно. Поэтому строители придумали небольшую уловку, чтоб сделать основание более надёжным. Хорошо утрамбованная пещано-щебневая подушка помогает справиться со всеми этими недостатками грунта.
Чтобы постройка получилась долговечной и устойчивой старайтесь не допускать ошибки в расчётах.
Таблица: типы грунта
Наименование | Описание |
Слабый грунт | Пылевая и мелкопесчаная почва, суглинка и супесь. Раздвигаются и меняют местоположение под тяжёлыми нагрузками. Такую почву необходимо дополнительно уплотнять. Делается это в выкопанном заглублении под основание при помощи виброплит или хорошей утрамбовки. На этой почве можно возводить любой фундамент. |
Средняя и гравелистая почва | На такой почве строят не слишком тяжёлые сооружения. Их не нужно дополнительно трамбовать. Подходят для строительства любого типа фундамента. |
Обломочная и скальная почва | Относятся к самым прочным грунтам. Не смещаются, не размываются, не подвергаются пучению от низких температур. Хорошая несущая способность этих почв способна выдерживать тяжеловесные конструкции. |
Глиняная почва | Этот вид почв относят к самым проблемным для строительства. Главный недостаток - пучинистость. Это происходит потому, что влага, попадающая в такую почву, в ней практически и остаётся. С наступлением морозов, вода превращается в лёд и расширяется. Это давит на основание, причём с огромной силой. Деформации его неизбежны. Чтобы уменьшить давление можно уложить фундамент ниже уровня промерзания. Но это не избавляет от проблемы полностью. Конечно, есть ещё варианты утепления и строительства дренажной системы. Но это всё сильно усложняет работу. |
Любой грунт всегда можно заменить на более подходящий. Это делается путём выкапывания большого котлована, превосходящего размеры фундамента и замены имеющейся почвы на более удобную.
Как рассчитать глубину и ширину фундамента
Для большинства гаражей подходит небольшой фундамент. Если вы не собираетесь делать его двухэтажным, то дополнительное укрепление основания не требуется. Максимально в почву он должен уходить на один метр. Этого вполне достаточно. Классическая ширина основания - 400–600 миллиметров. Если для возведения стен будут использованы такие материалы, как сэндвич панели, металлопрофиль или профнастил, то такую ширину можно оставить. Если стены будут из бруса, газо- или пеноблоков, то ширина фундамента добавляется до размера выбранного материала.
Тяжёлые материалы, как кирпич, шлакоблок, бетонные и железобетонные плиты предусматривают расширение фундамент то 1500 сантиметров для надёжности.
Если уровень грунтовых вод высокий, то стоит задуматься над неглубоким вариантом основания. А следовательно, материал возведения стен не должен быть тяжёлым, чтобы основа выдерживала его.
Подготовка необходимых инструментов и материалов
Чаще всего фундамент делают из сборного или монолитного бетона, бутового камня или кирпича. Реже его возводят из деревянных свай. Выбор материала зависит от массы конструкции и свойств почвы.
Важно! Использование красного и силикатного кирпича для возведения фундамента не рекомендуется, т. к. влага действует на них разрушительно.
Для оборудования цокольной прослойки используйте морозо- и атмосферостойкие материалы. Эта прослойка должна быть тщательно гидроизолирована, чтобы избежать дополнительных финансовых затрат на возможный ремонт. Количество материала зависит от размера основания и его вида. Поэтому точно просчитать его необходимо непосредственно каждому индивидуально. То же самое касается списка инструментов. Для каждого вида материалов он свой.
Какие типы основания бывают - что выбрать
Самый распространённый вариант - это ленточный. На нём можно возводить тяжеловесные постройки из кирпича и бетона. Ещё популярен столбчатый фундамент. Он прекрасно держит деревянные и каркасные строения.
Ленточное
Он имеет такое название из-за своего внешнего вида. Может быть бетонным, бутовым, бутобетонным и кирпичным. В зависимости от того из чего сделан.
Самый дешёвый вариант, почти дармовой, - это бутовый. Несмотря на сложности монтажа, он популярен, потому что материалы для него можно найти поблизости и даром. Их не обязательно покупать. Такой вариант отличается своей надёжностью, долговечностью, не боится холода и влаги.
Бутобетонный вариант - это смесь бута, щебня и гравия. Это средний по стоимости вид основания. Его можно заливать в траншею без предварительной установки опалубной части. Это экономит некоторую часть средств.
Бетонный фундамент - это раствор цемента, в который не нужно добавлять дополнительные элементы для большей прочности и долговечности. Он и без них хорош. По сравнению с другими видами, этот достаточно дорогостоящий, т. к. для него нужно много расходного материала.
Кирпичный вариант используется нечасто. Он не отличается долговечностью, особенно если это кирпичи из обожжённой глины или силикатные.
Как залить и сколько сушить
Некоторые профессионалы советуют заливать бетон в несколько этапов по 200–300 миллиметров бетонной смеси. Каждый последующий слой начинают заливать после небольшого подсыхания предыдущего слоя.
Бутобетонное
Наиболее экономичный и надёжный вариант. Его делают из бутового камня, цемента М400, песка и щебёнки.
Описание пошаговых работ
- Как и в случае с ленточной основой, сначала нужно сделать разметку и выкопать траншею.
- Затем стелится пещано-щебневая подушка, которую обязательно утрамбовывают.
- В соотношении 1:2:1 смешивается цемент, песок и вода соответственно. В качестве одной части используйте ведро.
- Устелите бутовый камень на дно траншеи в один ряд. Залейте его песчано-цементным раствором так, чтобы закрыть камни. Потом снова положите ряд камней. И снова залейте их раствором. Продолжайте пока не заполните всю траншею.
Столбчатое
Его применяют для нетяжеловесных сооружений, т. к. оно не выдерживает больших нагрузок. Отличается более простым способом монтажа. На сегодняшний день зачастую в качестве столбов используются асбестовые трубы, куда заливают бетон. Бывает, что в качестве столбов используют и дерево. Это уже свайный вариант. Лиственница может неплохо выдерживать вес конструкции и достаточно долговечная. Но такой вариант неэкономичен, т. к. дерево обойдётся в копеечку.
Как разметить и возвести
Такая основа станет идеальной для тех мест, где грунтовые воды протекают близко к поверхности. Его можно устанавливать на глубину до 350 сантиметров и больше. Существенным минусом такого варианта является невозможность сооружения подвала под гаражом.
Угловые столбы устанавливаются глубже промежуточных на 50–100 сантиметров. Промежуточные ставят с шагом в 150–200 сантиметров.
Для того чтобы поставить столбы, необходимо заранее подготовить ямы под них. Удобнее всего для этого использовать бур.
Выделяют 2 способа установки ЖБ столбов. По первому арматуру ставят в яму и заливают её бетонной смесью. Второй более сложный, но имеет улучшенные несущие способности. Для него на дно стелится рубероид, на который устанавливают трубу или деревянную опалубку. Внутрь укладывают арматурные пруты и заливают всё бетонным раствором из цемента не ниже М300 или М400. Отдельно делают опорную плиту не ниже 100 миллиметров. Потом её бетонируют к столбам.
Плитное
Это самый дорогостоящий вариант основы под гараж. Он является разновидностью ленточного основания и выглядит как заглублённая железобетонная плита. Но если строительство будет происходить там, где пучинистые и просадочные почвы, то он станет идеальным и оправдает свою цену качеством. По сути, он представляет собой одну цельную плиту, которая выравнивает подвижность почвы. Именно поэтому его ещё называют «плавающим» фундаментом.
Делается «плавающее» основание с использованием цемента, арматуры и рубероида. Он может быть обычным, решетчатым монолитным или сборным и монолитным армированным по краям. Обычный - наиболее экономный вариант.
Как сделать самостоятельно
- Выкопайте котлован нужной глубины, которая зависит от характера почвы.
- Положите песчаную подушку и хорошо её утрамбуйте. В идеале сделать это в несколько слоёв, каждый из которых в отдельности смачивается водой и утрамбовывается.
- Положите арматурную сеть, чтобы усилить конструкцию.
- Теперь можно заливать бетонный раствор.
- После подсыхания раствора можно приступать к сооружению стяжки пола.
Самое важное при строительстве фундамента не забыть про смотровую яму, если она планируется. Ведь в плитном основании её соорудить будет потом проблематично. Лучше в таком варианте предусмотреть комбинированный или ленточный фундамент.
Видео: если грунтовые воды рядом - строительство свайного фундамента под гараж
Фундамент - это один из важнейших этапов строительства любого сооружения. Максимально ответственно отнеситесь к его сооружению, и тогда ваш гараж простоит долгое время. Учитывайте все нюансы и рекомендации, изложенные выше. Удачи!
Строительство гаража – ответственное решение, требующее не только усилий, но и знаний. Качественный результат возможен лишь при условии грамотного выбора вида фундамента.
Столбчатый каркас
Строители применяют три основных вида фундамента для возведения гаража:
- Монолитный фундамент под гараж. Такой вариант предполагает использование сплошной плиты, которая выступает и в качестве напольного покрытия внутри помещения.
- Столбчатый. Считается достаточно выгодным с точки зрения ценовой политики. Он состоит из нескольких столбов-фундаментов, которые в связке образуют основу постройки.
- Ленточный. Фундамент, состоящий из железобетона высокой прочности и устойчивости. В качестве основного материала может использоваться и жженый кирпич.
Каждый из них имеет свои особенности и преимущества. Поэтому каждый, кто решил возвести гараж самостоятельно, выбирает основу по своим возможностям и требованиям.
Важным показателем при выборе основы является срок службы конструкции. У каждого типа фундамента он свой:
- ленточный прослужит до 60 лет;
- блочный вариант будет служить до 80 лет;
- плитный фундамент под гараж имеет самый длительный срок службы – до 150 лет.
Однако в каждом случае могут быть исключения, обусловленные негативными внешними факторами.
ленточный фундамент
Перед началом строительства важно разработать проект, который будет включать не только расположение основной конструкции, но и основные параметры: высоту, ширину, размеры элементов конструкции, а также глубину котлована.
Глубина фундамента под гараж должна быть ниже уровня промерзания грунта в зимний период. Особенно важен этот показатель в местности, которой характерны рыхлые грунты и близость грунтовых вод к поверхности.
Внимание! Заливка фундамента под гараж осуществляется только в случае, когда температура воздуха выше 5 градусов тепла. Если температура ниже, понадобится использование морозостойких добавок во все строительные смеси.
Если не учитывать температурный режим, можно столкнуться с быстрым разрушением конструкции и ее нестабильностью. Перед заливкой бетонную смесь необходимо провибрировать. Это можно сделать при помощи арматуры либо узкой лопаты методом штыкования. Последующие работы могут проводиться лишь спустя 7 дней после заливки смеси.
Важно! При проведении работ в жаркий период бетон необходимо периодически смачивать водой. Это позволит избежать появления трещин.
типы заделки фундамента
Также следует учесть тип грунта:
- скальный – наиболее надежный;
- песчаный – самый нестабильный;
- крупнообломочный также может создавать трудности.
После того, как определились с типом грунта, можно переходить к процессу создания чертежа.
Важно! Он должен содержать информацию не только о самом гараже, но и о прилегающей территории.
Для проведения работ понадобятся следующие инструменты:
- лопата;
- строительная рулетка;
- уровень;
- молоток;
- бетономешалка;
- тачка для перемещения раствора;
- отвес;
- ведра.
Для приготовления раствора понадобятся:
- песок;
- цемент;
- гравий;
- щебень;
- вода.
Главное – своевременно заготавливать необходимое количество смеси.
слои фундамента
Столбчатый фундамент
Многие уверены, что модульные конструкции – это гаражи без фундамента. На самом деле для такого типа гаража необходима ровная поверхность, некоторое возвышение при расположении, а также твердый грунт, который не вызовет процессы деформации.
Столбчатые варианты фундамента – идеальный вариант для такого случая. Они экономичны и позволяют быстро возводить основу.
Как сделать столбчатую основу:
- Для начала необходимо просчитать габариты модуля. От полученных результатов зависит количество материала. Оно рассчитывается в пропорции 1 на 1.5-2 метра.
- Столбчатый фундамент для гаража требует предварительной разметки в местах расположения опор.
- В указанных точках необходимо выкопать углубления.
Важно! Применение такого типа фундамента не требует обширных земляных работ.
- В ямы настилаются подушки из щебня слоем не менее 10 см, после чего утрамбовываются.
- Далее устанавливается опалубка по проектной высоте. Для этого необходим нивелир либо гидроуровень.
- Затем следует смонтировать накладные детали из стержней арматуры для закрепления каркаса постройки к фундаменту.
- Когда все готово, можно переходить к заливке бетона.
- Чтобы не допустить разрушений фундамента, нужно позаботиться о гидрозащите. Для этого понадобится отмостка из бетона либо асфальта. Они должны быть с наклоном.
Этот тип фундамента применяется в различных случаях. Однако для гаража он считается немного трудоемким.
размеры столбчатого фундамента
Как организовать ленточный фундамент
Организация ленточного фундамента для гаража – достаточно трудоемкий процесс. Однако большинство владельцев построек выбирают именно его. Его применяют для кирпичных либо каменных зданий большого веса.
Процесс его создания включает следующие этапы:
- Разметка будущей постройки на местности.
- Выкапывание траншей, а также установка надежных откосов для предотвращения разрушений грунта.
- Укрепление основания подушкой из щебня, в которую можно добавлять песок либо цемент для повышения прочности основания.
- Армирование подошвы фундамента при помощи плоской сетки с мелкими клетками.
- Подведение подземных коммуникаций и выведение их за пределы фундамента. Оптимальным вариантом защиты коммуникаций считаются пластиковые трубы.
- Организация отмостки, необходимой для защиты основы конструкции от воды и атмосферных осадков.
Точное соблюдение последовательности позволит предусмотреть даже мелкие нюансы постройки.
заливка ленточного фундамента
Инструкция по созданию фундамента из монолитной плиты
Самым дорогостоящим вариантом считается фундаментная плита под гараж. В этом случае понадобится значительно больше количество бетона, а процедура армирования является обязательной. Однако даже несмотря на высокую стоимость, любители надежности выбирают именно этот вариант.
Последовательность работ:
- Начинать работы необходимо с разметки территории участка.
- Котлован для такого типа фундамента должен быть глубоким, до 1 метра в глубину. При этом бетонный слой может варьироваться по толщине от 15 см до 30 см. В каждом случае важно ориентироваться на тип грунта, на котором будет расположен гараж.
- На дно котлована укладывается слой песка и гравия, который необходимо выровнять при помощи уровня.
- Следующим важным этапом является установка опалубки. Ширина досок в ней не должна быть меньше 20 мм. В качестве дополнительной устойчивости ее необходимо укреплять подпорками.
- Для обеспечения защиты от негативного воздействия влаги важно позаботиться об организации гидроизоляционного слоя.
- После этого нужно провести армирование. Лучше, если армирование будет двухслойным.
- Заливать бетон под такой вариант фундамента нужно в один заход, так как он быстро затвердевает, образуя неровности и стыки.
- После заливки основы ей нужно дать время застыть и просохнуть. Это увеличит срок службы и повысит надежность конструкции.
Такой вариант основы под конструкцию гаража сможет выдержать даже усиленные нагрузки без деформаций.
монолитный фундамент
Фундамент из пеноблоков
Какой фундамент нужен для гаража из пеноблоков? Самый простой и доступный по стоимости вариант – с применением таких же легких пеноблоков. Такая конструкция отличается высокой устойчивостью на нестабильных грунтах.
Чтобы самостоятельно создать такой фундамент, необходимо выполнить следующие работы:
- Вырыть траншею глубиной до 1м.
- На дне ямы насыпать подушку из песка.
- Установить опалубку.
- Укрепить основу арматурой.
- Полученную конструкцию залить бетоном.
- Выложить фундаментальную кладку из пеноблоков.
Пеноблоки обладают множеством преимуществ:
- высокая устойчивость к атмосферным осадкам;
- экологичность;
- сохранение тепла;
- небольшой вес;
- простота использования.
Этот метод может применяться не только в гаражах, но и для постройки других хозяйственных помещений.
фундамент из пеноблоков под гараж
Вывод
Под каждую местность можно подобрать определенный тип фундамента. Главное – придерживаться технологии и не забывать о дополнительных мерах: использование подушек из песка, гравия, щебня, армирование и утяжеление конструкции при необходимости. Усилия обязательно принесут желаемый результат.
Если потребовалось построить недорогой, но прочный и удобный гараж, присмотритесь к каркасным постройкам. Масса автомобиля гораздо больше, чем у любой мебели, поэтому потребуется надёжный фундамент, который можно возвести своими руками.
Столбчатый фундамент просто в изготовлении, но для каркасных гаражей подходит не лучшим образом
Столбчатый фундамент. Этот вид фундамента использовать проще всего. Его можно изготовить, не обращаясь за помощью профессиональных строителей. Столбчатый фундамент часто выбирают, если планируют делать в гараже дощатый пол. Его устраивают разными способами, а при постройке используют всевозможные материалы – бетонные блоки, ЖБ изделия, кирпич или же вовсе комбинируют разные материалы. Но это не самое лучшее решение для каркасного гаража. При выборе столбчатого фундамента вам придётся делать мощный настил из бруса и толстых досок, который будет способен выдержать приличную массу автомобиля. Кроме того, потребуется решить вопрос устройства удобного заезда – специальной въездной аппарели. Правда, для лёгкой конструкции, особенно если стоит проблема минимального времени постройки, это допустимый вариант.
Ленточный фундамент является оптимальным вариантом для каркасных гаражей
Ленточный фундамент. Прекрасно выдерживает вес каркасной конструкции. Сделать его сложнее, так как придётся не только изготавливать опалубку, но и произвести армирование конструкции с выполнением всех требований технологии. На постройку уйдёт больше времени, поскольку потребуется ждать, пока схватится и созреет залитый бетон.
Но у ленточного фундамента есть возможности строительства оборудованной по правилам и удобной смотровой ямы. Можно изготовить как деревянный, так и бетонный пол. Если вы решили делать деревянный настил, то придётся предусмотреть дополнительные опоры для укладки лаг, их удобно изготовить в виде столбиков из бетона или кирпича. Или же можно просто вкопать в необходимых точках деревянные столбики, обработанные мастикой.
Если планируете каркасный гараж, то с плитным фундаментом хлопот не оберётесь
Плитный фундамент. Ошибочно считается наиболее сложным основанием для каркасного гаража, так как до заливки бетона необходимо уложить несколько слоёв гравия, песка, щебня и хорошо утрамбовывать их. Такой фундамент стоит намного дороже, чем другие основания для гаража, да и сил приложить потребуется больше. Но так вы сделаете очень надёжный пол, который прослужит длительный срок. Даже если вы через какое-то время решите возвести капитальные стены вместо каркасной конструкции, то фундамент у вас уже будет готов.
По конструкции это монолитная, плоская ЖБ опора. Постройки на плитных фундаментах стоят устойчиво, даже если почва слаба или подвижна. Его ещё называют плавающим фундаментом, из-за того, что как бы не перемещался грунт, перекоса стен не будет.
Существуют 2 разновидности плитных фундаментов – гладкая и со специальными рёбрами жёсткости. Они придают дополнительную устойчивость, повышают прочность фундамента, противостоят деформациям, удерживают основание и постройку в горизонтальном положении. Верх такой плиты исполняет роль пола – по этой причине её делают гладкой. Такой фундамент под каркасный гараж построить сложно, и денег на него потребуется намного больше.
Свайный фундамент хорош при слабом грунте, но не потянет тяжёлую конструкцию
Свайный фундамент. Если у вас слабый грунт (к примеру, с большим уклоном или сплошной песок), то присмотритесь к фундаменту на сваях (лучше – на винтовых). Такой фундамент представляет собой металлическую трубу с винтовыми лопастями. Подобная конструкция повышает сцепление с грунтом.
Средняя несущая способность свайного фундамента – 4-5 тонн, что вполне достаточно для каркасного гаража. Но если потребуется возвести более тяжёлое строение, такой вид фундамента вам уже не подойдёт. Обязательно покройте весь металл антикоррозийными составами, это заметно увеличит срок службы всего фундамента.
Кирпичный фундамент — уходящая натура
Кирпичный фундамент. Наиболее устаревшая и экономически невыгодная конструкция. Часто говорят, что фундамент для каркасного гаража, сложенный из кирпича, очень надёжен, но это просто слухи. Если есть в наличии лишний кирпич, то практичнее и экономичнее будет сложить из него столбчатый фундамент. Но в этом случае потребуется много цемента высокой марки для необходимой прочности столбиков – в противном случае кирпич долго не прослужит. В настоящее время застройщики почти не используют кирпичную основу, считая этот вариант фундамента экономически нецелесообразны.
Блочный фундамент выдержит любой вес, но для его возведения нужна целая строительная команда
Блочный фундамент. Если вам необходим тяжёлый гараж большой площади, то лучше всего использовать блочный фундамент. Его устройство стоит дорого и требует привлечения тяжёлой техники. Но он выделяется среди других вариантов высокой надёжностью, длительным сроком службы и поистине необыкновенной несущей способностью. В качестве недостатков следует упомянуть высокую стоимость материала и работ, сложность монтажа конструкции (самостоятельно его сложить невозможно) и необходимость подготовки участка (выравнивание площади, создание котлована и т.д.).
Какой вариант лучше выбрать
В большинстве случаев для каркасного гаража используют ленточный фундамент . Он прост в изготовлении, экономичен, достаточно прочен, чтобы выдержать нагрузку от каркасных стен и автомобиля. Кроме того, его можно применять на многих видах почв.
Глубина ленточного фундамента для лёгкого здания не будет превышать 0.5 метра. Перед заливкой бетона монтируют арматурный каркас.
Интересно! На надёжных грунтах на ленточных фундаментах возводят двухэтажные, а иногда и трёхэтажные здания.
Основные преимущества ленточного фундамента:
- Можно построить самостоятельно.
- Минимальная усадка, нет деформации стен.
- При качественной заливке может выдержать большую массу.
- Повышенная прочность.
Такой фундамент удобно использовать, если пол в каркасном гараже будет цементным, заливая стяжку просто по насыпанному на грунт щебню.
Недостатки ленточного фундамента:
- Затраты выше, чем при устройстве столбчатого фундамента.
- Заливать можно только в тёплый сезон. Во время сильных дождей или в зимний период изготавливать ленточный фундамент нельзя.
- Требует найма техники – экскаватора для подготовки траншеи и бетономешалки.
- Требуется ждать длительное время, пока бетон не наберёт полной прочности.
- Необходимы дополнительные работы – изготовление опалубки, создание гидроизоляционного слоя.
Расчёт конструкции фундамента
Расчёт фундамента можно произвести без помощи специалистов
Постройка основания для возведения каркасного гаража должна начинаться с подготовки строительной площадки . Она состоит из проектирования постройки, очистки территории и разметки габаритов фундамента.
Проектирование гаража можно выполнить, не привлекая специалистов. Прикиньте необходимые габариты гаража и что в него должно поместиться.
Желательно предусмотреть небольшой запас свободной площади, так как вам необходимо будет где-то хранить запчасти, инструменты, и остальные вещи.
От места стоянки автомобиля до стены необходимо отступить минимум 1,5 метра.
Ленточный фундамент рассчитывают двумя способами: с учётом несущей способности почвы и по деформации грунта. Первый гораздо проще.
Фундамент рассчитывается в последнюю очередь. Он служит, чтобы передать нагрузку от массы гаража на грунт. А масса будет известна, после того как вы решите, из каких именно материалов построите гараж. Поэтому до планирования конструкции фундамента потребуется:
- Создать общий план постройки;
- Решить, будет ли смотровая яма и какого размера;
- Определить материал для кладки цоколя и его высоту;
- Решить, какое утепление будет использовано, а также способы наружной и внутренней отделки.
По всем материалам необходимо определить их удельную массу. Для этого лучше подготовить таблицу, после чего начинают расчеты.
Условно расчёт подразделяют на несколько стадий:
- Расчет будущей нагрузки на фундамент;
- Определение характеристик ленты;
- Необходимая корректировка.
Влияние веса здания на фундамент
К моменту расчёта влияния веса здания на фундамент общий план уже должен быть готов
Суммируется вес всех материалов, которые будут использованы:
- Стен (используется общая площадь);
- Пола и использованных для его устройства материалов;
- Перекрытий и потолка;
- Кровельных материалов;
- Фундамента (пока приблизительно);
- Крепёжных элементов.
К этому времени уже должен быть подготовлен общий план с размерами постройки. Расчёт нагрузки от используемых материалов сделать просто – нужно определить площадь, где они будут находиться, и умножить на удельную массу .
Рассчитываем ширину подошвы
Переходим к расчёту ширины
- Глубина расположения фундамента + размер цоколя = общая высота;
- Ширина ленты.
Длина фундамента уже известна – это общая длина стен, которые будут стоять на фундаменте. Глубина расположения подошвы определяется по виду почвы на участке. Для этой цели существуют специальные таблицы. После этого необходимо подсчитать ширину фундамента – на данный показатель влияет вес материалов и промежуток между стенами.
Воздействие на фундамент
Далее необходимо подсчитать, как гараж будет влиять своей массой на фундамент. Общий вес постройки делим на его площадь. Определить площадь фундамента несложно – умножаем его ширину на длину. После этого общий вес гаража нужно разделить на площадь основания в см 2 . Находим удельную нагрузку на 1 см 2 ленточного фундамента.
Если у почвы на участке несущая способность выше, чем масса гаража, площадь подошвы подсчитана верно. Если нет, то потребуется делать корректировку.
Необходимые материалы и инструменты
Чтобы изготовить фундамент, необходимы такие материалы и инструменты:
- Рулетка длиной 10 метров;
- Уровень;
- Леска, капроновая нить или шнур;
- Лопата;
- Несколько рулонов рубероида (зависит от длины фундамента);
- Арматура, и проволока для вязки;
- Щебень, цемент, крупный песок;
- Жидкая гидроизоляция;
- Небольшая бетономешалка.
Подготовительные работы
Участок, где вы будете возводить гараж, необходим ровный, без мусора . Желательно убрать плодородный слой почвы. После подготовки участка начинают разметку. Сверяясь с планом, по шнуру отбивают края фундамента. Когда будут забиты колья, и по ним протянется верёвка, проверяют геометрию будущего фундамента (замеряют диагонали – они должны быть одинаковыми). Проверьте углы – у всех них должно быть точно 90 градусов, с неправильными углами у вас получатся неровные стены гаража.
- Если в зимний период почва на участке промерзает не глубоко, то можно закладывать фундамент на глубину 40 см и столько же приготовить для песчаной подушки;
- Для суглинистых почв и глины нужно заглублять фундамент на 1,5 м, чтобы он не разрушился по вине динамичных качеств такого грунта;
- На песках траншею роют на глубину 80 см – на таком грунте пучинистых процессов не бывает.
Инструкция по устройству фундамента
Работа бурлит
Траншея для фундамента засыпается мелким гравием или крупнозернистым песком, чтобы снизить процессы пучения и исключить скапливание воды под подошвой.
После этого буром подготавливают углубления для установки свай. Их нужно обязательно расположить по углам и по периметру всех стен с промежутками 2 метра.
Важно! Необходимо устанавливать скважины на глубину, превышающую на 0.5 метра уровень промерзания грунта.
Диаметр отверстий должен свободно пропускать устанавливаемые сваи.
В отверстия засыпают крупнозернистый песок слоем 18-20 см – он послужит в качестве подушки. Его необходимо хорошо пролить водой и утрамбовать. После этого опускают металлические или асбестоцементные трубы, заливают в них на 30 см бетонный раствор. Потом трубу немного приподнимают, чтобы бетон вытек – создавая своеобразную подошву, она обеспечит надёжное сцепление свай и плотной почвы.
Пока не застыл бетон, необходимо с помощью уровня выровнять сваи по вертикали. Когда бетон схватится, в трубы опускают прутья арматуры, связанные вместе в виде решётки. Арматурный каркас должен выступать из трубы и доставать до верхней части фундамента.
После этого на уровне почвы создают деревянную опалубку из досок. Её собирают при помощи гвоздей и саморезов, по углам усиливают брусками. Все выступающие части опалубки должны находиться снаружи конструкции. Стенки необходимо укрепить, установив подкосы и закрепив стяжки. Внутрь опалубки устанавливают арматурный каркас. Прутки толщиной 8-16 мм (с учётом нагрузки) соединяют в виде сетки в точках пересечения, арматуру связывают проволокой. Необходимо соединить арматуру свай и арматурный каркас фундамента.
Подготовленный фундамент и сваи заливают бетонным раствором. Во время заливки, необходимо протыкать раствор прутком арматуры, чтобы помочь выйти воздуху. После этого заглаживают верхнюю часть фундамента и защищают от осадков, укрыв полиэтиленовой плёнкой.
Пока фундамент сохнет, нужно контролировать его влажность. Допускать пересыхания нельзя. В жару набирающий прочность фундамент нужно периодически поливать водой.
Когда полностью схватится бетон, можно начинать гидроизоляцию фундамента. Для этого используют битумные и полимерные рулонные материалы – к примеру, рубероид или самоклеющуюся пленку. Перед работой покройте поверхность бетона антисептиком и грунтовкой. Когда поверхность полностью высохнет, выполняют её гидроизоляцию.
После этого необходимо утеплить фундамент, чаще всего для этой цели используют полистирол. Плиты крепят к поверхности с помощью специального клея. Когда он схватится, плиты дополнительно крепят дюбелями.
Важные рабочие моменты
Если не учесть ряд нюансов, срок службы фундаменты может существенно снизиться
Создавая фундамент, необходимо учесть несколько тонкостей процесса, которые помогут предотвратить множество проблем:
- Допустимо делать подушку не из песка, а из гравия мелкой фракции;
- Наружную часть опалубки необходимо покрыть битумом, и на нём приклеить рубероид;
- Лента фундамента должна быть 30-40 см в ширину и не более 70 см в высоту – в зависимости от планируемой нагрузки на фундамент;
- Прутья арматурного каркаса желательно соединять не с помощью сварки, а крепить вместе, используя вязальную проволоку;
- Если в отдельных местах у вас опалубка приподнялась от земли, то необходимо подсыпать туда песок, который можно будет убрать через 10 суток после заливки фундамента.
Неправильно выполненная работа существенно снизит срок службы фундамента и даже может привести к появлению трещин на стенах.
Не важно, каркасный гараж какого размера вы будете строить. Возможно, это небольшое помещение, а может – добротная постройка на 2-3 машины. Но основание для него должно иметь необходимый запас прочности. Это прямо влияет не только на продолжительность службы всего строения, но и на вашу безопасность.
Профнастил отличается высокими показателями жесткости, небольшим весом, практичностью и простотой обработки. Соорудить из него небольшую постройку для парковки автомобиля, в том числе утепленную, можно даже своими руками. Для начала необходимо определить подходящий тип конструкции, оценив чертежи и фото гаражей из металлопрофиля, рассчитать габариты и расход материалов. После подбора инструментов и ознакомления с технологией монтажа, можно смело браться за работу.
Гараж из металлопрофиля – практичность и простота конструкции
Общие требования к устройству гаража
Свод требований по возведению пристроенного или отдельно стоящего гаража изложен в СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а также в нормативах от 21.07.97 года «Пожарная безопасность зданий и сооружений». При проектировании особое внимание уделяют габаритам и месторасположению постройки:
- Минимальное расстояние до ближайшего участка – 1 м, от веранды или окон соседнего дома – 6 м.
- Запрещено размещение ворот на одном уровне с «красной линией», допустимый отступ – не менее 5 м.
- Стандартные размеры гаража для одного легкового автомобиля – 3*5 м, бокс на две машины должен быть шире на 4,5-5 м (зависит от марки транспортного средства).
- Оптимальная высота – 2-2,5 м, проход вокруг машины – 1 м.
Габариты гаража определяют удобство эксплуатации
Пытаясь максимально сэкономить место на участке, необходимо отталкиваться от минимально допустимых параметров:
- высота постройки – на 0,5 м выше роста человека;
- ширина гаража – габарит авто плюс 80 см;
- длина помещения – полуторный размер машины.
Пример чертежа
Выбор конструкции: типовые проекты и чертежи
В основу возведения гаража из профнастила заложен принцип каркасного строительства. Технология создания короба одинакова для всех видов металлопрофильных сооружений. Выбирая тип постройки, необходимо ориентироваться на устройство кровли и обособленность от других зданий. Типовые чертежи и фото гаражей из металлопрофиля помогут определиться с выбором.
Компактный проект
Гараж из профлиста с односкатной крышей
Традиционная конструкция – постройка с односкатной крышей. Это самый простой и доступный вариант возведения гаража. Скат располагается параллельно короткой или длинной стене коробки. Рекомендуется нижнюю часть кровли разворачивать к наветренной стороне.
Односкатный гараж из профнастила
При расчете важно грамотно соблюсти уклон, обеспечивающий свободный сход воды и снега. Определение угла ската основывается на следующих факторах:
- Климата региона. Пологая кровля в 5-7° актуальна для местности с умеренным выпадением осадков или районов повышенной ветровой активности.
- Тип покрытия. Профнастил – универсальный материал, который применим на пологих и крутых крышах.
- Общий архитектурный ансамбль. При строительстве гаража часто приходится подстраиваться под соседние сооружения.
Важно! Угол наклона односкатных гаражных крыш не должен превышать 30°.
Гараж на два авто с хозблоком
Схема возведения гаража из металлопрофиля своими руками отображена ниже.
Обозначения по рисунку:
- фундамент, состоящий из песчаной подушки, песчано-цементной подсыпки и бетона слоем 10 см;
- крыша (профилированный лист, обрешетка и утеплитель);
- рама ворот;
- панели обрешетки;
- опорные металлические столбы;
- бетонные сваи;
- крепежные кронштейны;
- балка перекрытия;
- вентиляционный зазор.
Чертеж односкатной постройки
Отдельно стоящая двускатная постройка из профнастила
Двускатная кровля, как правило, устанавливается на гаражах из металлопрофиля большой площади или при невозможности устройства односкатной – в регионах с сильными ветрами и обильными осадками.
Совет. В северных регионах с большими снегопадами наклон двускатной крыши должен составлять не меньше 40-45°.
Фото двускатного гаража из металлопрофиля
Достоинства двускатных гаражных построек:
- возможность обустройства вместительного чердачного помещения;
- привлекательный внешний вид.
Вместительный гараж под двускатной кровлей
Недостатки двускатной конструкции гаража из профиля:
- сложность самостоятельного возведения – устройство стропильной системы требует от исполнителя определенного опыта;
- удорожание – расход материалов и время на выполнение работ увеличивается.
Наклонная кровля с упором на стойки
При сооружении стропильной системы применяется наслонная или навесная технология.
Первый вариант подразумевает использование надежных опор для нижнего и верхнего края стропильной ноги. Низ стропильной системы опирается на вертикальные стойки сооружения, а верх – на прогонную систему. Возведение крыши начинается с установки рамы и конькового прогона. Далее с упором на раму попарно монтируются стропилины.
Второй вариант – упор стропил на стенки коробки. Точка опоры верхней пятки висячей стропилины выступает аналогичная часть зеркально установленного собрата. Обычно, висячие стропильные системы создают с помощью треугольных ферм. Металлические элементы доступны в готовом виде, как вариант, их можно изготовить самостоятельно.
Важно! Наслонная система сооружается при создании парковочных боксов на две и больше машин, где предусмотрена стена или дополнительные опорные столбы. Висячая конструкция из нескольких стропильных ферм оптимально подходит для перекрытия пролетов до 5 м.
Вариант простой конструкции двускатного гаража
Пристроенный гараж: особенности конструкции
Пристройка каркасного гаража из металлопрофиля к кирпичному дому выполняется достаточно редко. Как правило, владельцы загородных участков отдают предпочтение капитальным строениям, стремясь обустроить утепленное помещение.
Некоторые нюансы возведения «связанной» постройки:
- Общая стена строений нуждается в изоляции негорючим материалом, так как пристройка повышает пожароопасность жилого здания.
- Закладка фундамента дополнительного сооружения должна выполняться на ту же глубину, как и у основания дома.
- Крыша гаража будет располагаться ниже кровли основного здания, что позволит осадкам беспрепятственно стекать на пристройку. Во избежание «подтопов» потребуется качественная гидроизоляция на стыке двух кровель.
- При строительстве надо предусмотреть, чтобы уклон кровли гаража был круче наклона домовой крыши.
Каркас пристроенного гаража
Технология возведения металлического гаража своими руками
Построить гараж из металлопрофиля своими руками реально за 1,5-2 месяца. Основное время отводится на застывание ленточного или монолитного фундамента, а также на сборку рамы. Ниже приведен пошаговый пример возведения односкатной постройки для легкового автомобиля.
Чертеж конструкции гаража с 3D-макетом
Разработка чертежа и расчет материалов
Полный проект постройки из профнастила отображает следующие данные:
- Схему постройки с четырехсторонней проекцией (вид сверху, сбоку, сзади и спереди). Трехмерное изображение передает общий вид и эстетичность строения. На основном чертеже гаража из металлопрофиля указывают:
- общая и внутренняя ширина/длина постройки;
- высота конструкции;
- угол уклона;
- тип въездных ворот;
- материал кровли;
- характеристики (диаметр) и расположение опорных стоек, каркаса, ребер жесткости.
- Устройство кровли.
Схема устройства односкатной кровли
Расчет бетона. При закладке столбчато-ленточного основания производится отдельные вычисления:
- Расчет бетона для свай длиной 40 см, диаметром 30 см выполняют по формуле: V=πr2h, где V – объем цилиндра, r – радиус окружности, h – длина сваи, π – константа (3,14).
- Расчет бетона для ленточного основания. Отдельно высчитывают объемы длины и ширины ленты фундамента, перемножив показатели сторон.
- Общее количество фундамента – сумма полученных значений.
Раскладка элементов конструкции на фигуры
Расчет профнастила. Для вычисления следует всю площадь укрытия разложить на простые фигуры – прямоугольники и треугольники:
- Площадь прямоугольного треугольника – половина произведения катетов.
- Площадь прямоугольника – произведение длины и ширины.
- После расчета всех сторон, ворот и крыши, площади суммируются.
Кроме этого, для работы понадобится металлопрофиль сечением 40*40 мм и крепежные элементы. Расход профилированных труб на гараж 3*5 м – около 130 м.
Важно! Для постройки гаража подойдет стеновой профнастил С10 толщиной 0,5 мм. Ширина и высота листа подбирается по предварительному раскрою. Желательно выбирать оцинкованный многослойный материал с антикоррозионным полимерным покрытием и защитной монтажной пленкой.
Стеновой профнастил с полимерным покрытием
Подготовка места и необходимых инструментов
В работе понадобятся следующее оборудование и инструменты:
- бетономешалка;
- винтовая лопата или электрический бур;
- сварочный аппарат;
- шуруповерт;
- лопата;
- кусачки и плоскогубцы;
- ножницы для резки металла;
- отвес;
- строительный уровень;
- саморезы, шурупы, гвозди, гайки и шайбы;
- колья и шнур для разметки;
- заклепки для профнастила.
Порядок подготовки участка:
- Определить подходящее место и очистить его от мусора, кустов и травы.
- В четырех углах будущего гаража установить колышки и натянуть между ними веревку.
- Установить дополнительные клинья, наметив линии расположения фундамента шириной 30 см.
- Если планируется размещение смотровой ямы, то необходимо наметить ее контуры.
Разметка линии фундамента
Строительство свайно-ленточного фундамента
Устройство фундамента выполняется в следующей последовательности:
- По периметру участка, в пределах разметки, выкопать траншею. Глубина канавы – 40 см.
- Стены рва максимально выровнять, сделав их вертикальными.
- Утрамбовать дно траншеи тяжеловесным бревном.
- Подготовить лунки для установки и заливки бетонных свай:
- Заполнить сваи бетоном:
- залить первую сваю на 50% бетоном М200;
- немного приподнять трубу, дав возможность смеси заполнить лунку;
- установить сваю на место и заполнить бетоном до края, избавляя рабочий раствор от появившихся пузырьков;
- повторить процедуру с остальными трубами.
- Накрыть сваи пленкой или рубероидом. Периодически поливать бетон в течение первых двух дней.
- Заложить фундаментную ленту:
- соорудить опалубку из досок высотой на 8-10 см выше уровня фундамента;
- установить элементы конструкции в траншею и скрепить их саморезами;
- укрепить стороны опалубки подпорками;
- постелить рубероид, прикрепив его к доскам скобами;
- изготовить армирующий каркас шириной 25 см, высотой – 35 см;
- на дно траншеи уложить деревянные бруски на расстоянии 1-1,5 м друг от друга;
- установить арматурную конструкцию;
- залить траншею бетонным раствором.
- Оставить фундамент до полного застывания – ориентировочно на 3-6 недель.
- Снять деревянную опалубку.
Усиление ленточного фундамента
На этом этапе обустраивают смотровую яму. Ее глубина 1-1,2 м от уровня пола гаража. Стены ямы укрепить арматурной сеткой и зашпаклевать. Для удобства можно соорудить бетонные ступени.
Заливка пола и установка каркаса
Следующий этап – настил пола. Работы выполняют в несколько этапов:
- Основание застелить рубероидом в три слоя.
- По периметру постройки уложить демферную ленту.
- В верхней части стен смотровой ямы разместить опалубку.
- Залить пол бетоном слоем 30 см.
- После застывания сделать чистовую стяжку.
Металлический каркас собирается отдельно разными элементами или возводится на фундаменте. Трубы металлопрофиля раскраиваются согласно чертежу и стыкуются между собой при помощи электросварки или болтовым соединением. По периметру фундамента фиксируется стартовый профиль, а к нему привариваются угловые и промежуточные опоры. Боковые, передняя и тыльная стенки укрепляются поперечными распорками.
Совет. На ширину одного полотна профнастила должно приходиться 2-3 стойки. Расстояние между опорами – не более 80 см.
Чертеж гаражных распашных ворот
После возведения каркаса стен следует подготовить основание для кровли. Элементы стропильной системы лучше скомпоновать и соединить между собой на полу, после чего цельную конструкцию поднять и установить сверху. На этом этапе строительства надо позаботиться об устройстве ворот: сделать раму и приварить петли.
Обшивка корпуса листами металлопрофиля
Последовательность действий:
- С краю постройки закрепить первый лист, выровняв его расположение по вертикали. Сначала прикручивается верх полотна, а потом – низ.
- Второй лист установить внахлест одной волны. Стыки обработать герметиком и стянуть полотна саморезами.
- По аналогии «зашить» все стены гаража.
- На раме ворот закрепить стеновой профнастил толщиной от 0,6 мм.
- Основание крыши покрыть гидроизоляционным материалом, закрепить водостоки.
- К обрешетке кровли по ее периметру установить ветровые планки, защищающие крышу от проникновения осадков.
- Обшить крышу профнастилом:
- первый лист разместить поверх боковой ветровой планки;
- выровнять полотно по краю и зафиксировать саморезами через волну;
- последующие листы уложить с нахлестом в направление к противоположному краю.
Крепление профнастила к каркасу
В результате проделанной своими руками работы получится «холодный» гараж из металлопрофиля, как фото ниже. Однако можно не останавливаться на достигнутом и улучшить функционал.
Готовый «холодный» гараж из металлопрофиля
Утепление металлического гаража и внутренняя отделка
Металл обладает высокой теплопроводностью, поэтому гараж из профнастила нуждается в утеплении. Для теплоизоляции подойдет минеральная вата, пенопласт или стекловата.
Толщина минваты подбирается в соответствии с толщиной металлического профиля, из которого возведен каркас. При таком подходе получится уложить утеплитель заподлицо и аккуратно обшить помещение изнутри пластиковыми панелями, влагостойким гипсокартонном или вагонкой.
Совет. Минеральная вата восприимчива к влажности. Поэтому специалисты рекомендуют ее заменить менее теплоемким, но водостойким пенопластом.
Теплоизоляция постройки изнутри
Чтобы максимально задействовать пространство, помещение нужно дополнить компактными, но довольно вместительными системами хранения, подвесными полками, стеллажами, корзинами.
Модульные системы для организации пространства
При грамотном планировании, проведении расчетов, выборе материалов и соблюдении монтажной технологии – сложностей с возведением гаража из металлопрофиля своими руками не должно возникнуть. При любых сомнениях рекомендуется обратиться за помощью к профессионалам.
На сегодняшний день трудно найти человека, который стал бы осуществлять строительство дома без фундамента. Его роль при возведении практически любой постройки очень важна, ее сложно переоценить. И для гаража как дома для автомобиля фундамент является обязательным атрибутом.
Каждый автовладелец мечтает иметь гараж. И если нет возможности его купить, то построить собственными руками хочется уж точно. Особенно такая идея нравится владельцам частных домов или коттеджей с большими участками земли. Такие постройки обычно находятся за городом, роль автомобиля существенно увеличивается, а с ним и необходимость иметь гараж.
Особенности
Если говорить об особенностях строительства гаража своими руками, следует четко понимать, каким вы хотите его сделать. Необходимо сделать чертежи будущей постройки, в которых все следует расписать до мельчайших деталей. Уже после этого следует выбрать тип фундамента, который ляжет в основу будущего гаража, и произвести необходимые расчеты.
Здесь важно понимать, что даже небольшая упущенная деталь может стать причиной нестыковок в расчетах и оказаться причиной разрушения гаража.
Например, многие из тех, кто строит гараж, во время проведения расчетов забывают о весе крыши, что становится причиной ошибок в технической документации, неправильного подбора типа фундамента, неверного распределения нагрузок и так далее. И уже на этапе строительства выясняется, что гараж нельзя эксплуатировать, и деньги, потраченные на строительство, просто выбрасываются на ветер.
Еще одной важной особенностью будет то, что нужно четко понимать, для чего необходим гараж. Если в нем будет стоять только автомобиль, то нет смысла делать его слишком просторным. Если же он будет выполнять другие функции, то размеры должны быть соответствующими.
Какой должна быть глубина?
Важный вопрос при создании фундамента для гаража – это вопрос глубины. Понятно, что чем больше фундамент, тем лучше. Но его строительство – процесс довольно затратный, по причине чего хочется сделать все, чтобы расходовать меньшее количество ресурсов и получить лучший результат. Следует сказать, что фундаментная толщина будет зависеть от того, в каком грунте он будет строиться. Основные критерии в этом случае:
- тип грунта;
- высота подъема паводковых вод в весеннее время, так называемый смой;
- этажность постройки;
- необходимость строительства подпольного помещения.
Анализ грунта обычно проводится при помощи трех действий:
- определении глубины промерзания земли в холодное время года;
- отборе проб из скважин;
- установлении уровня подъема подземных вод.
На основании этих критериев следует производить расчет необходимого уровня погружения фундамента в грунт.
Естественно, грунты бывают разные. Наиболее распространенными являются:
- песчаные;
- скальные, имеющие цельную структуру;
- торфяники;
- глинистые;
- скальные, имеющие фрагментарную структуру.
Наиболее надежным основанием из вышеперечисленных будет скальный тип . Как правило, он представлен затвердевшими вулканическими выбросами и смесями пород, которые плотно прижаты друг к другу, что делает его массив прочным и сплошным. Для таких случаев можно вообще обойтись и без фундамента, так как сам по себе такой грунт идеально может им стать.
Если говорить о крупнообломочном грунте, то он состоит из гравия , а также различных кристаллических образований. Такой грунт не имеет цельной структуры, а потому в нем присутствует определенная рыхлость.
В таком случае при работе с ямой, необходимо знать, что фундамент должен быть заглублен в землю где-то на полметра.
Очень распространенными являются песчаные грунты . И они считаются довольно неблагоприятными для закладки фундамента, так как имеют ярко выраженные сыпучие свойства, а также непластичны. После перманентного воздействия влаги и постоянной нагрузки такие почвы имеют свойство сильно утрамбовываться. А в пучинистых грунтах такого типа вообще крайне сложно что-то построить. В этом случае рекомендуемой глубиной заложения будет уровень где-то в 80 сантиметров, из расчета, что 40 сантиметров необходимо отвести на фундамент и еще 40 – на подушку.
Крайне неблагоприятными считаются грунты на основе глины . Дело в том, что при высыхании такой грунт может сжаться, а при большой влажности – образовать оползни. При воздействии низких температур грунт просто вспучивается вследствие своей структуры. В таком случае будет лучше всего использовать свайный фундамент, который следует закладывать на 20 процентов выше уровня промерзания при риске подтапливания.
Если говорить о торфяниках , то этот тип грунта тоже ненадежен для создания фундаментных оснований по причине высокого содержания различного рода растительных остатков, а также высокой влажности и неравномерного сжимания. По этим причинам сделать фундамент на таком грунте практически невозможно. Если же все-таки строительство нужно осуществить на таком типе грунта, то лучше всего его заменить на песчаный, и тогда делать фундамент свайного типа. Это единственный выход из ситуации.
Если же анализ грунта сделать невозможно, или его приходится игнорировать, то ленточный фундамент закладывается на глубину не менее метра. Размер ширины монолита в этом случае – 40 сантиметров. А во всех остальных – нагрузки веса делятся на несущие свойства почвы. Полученная цифра будет минимально допустимой. При расчетах следует помнить, что толщина стен основания гаража будет чуть больше размеров блоков.
Виды фундамента
Как можно понять из написанного выше, существуют различные разновидности фундамента. Наиболее распространенной классификацией является следующая:
- столбчатый;
- ленточный;
- ленточный фундамент монолитного типа;
- плавающий;
- бутобетонный;
- винтовой.
Существуют и другие типы, но они используются редко.
Если говорить о столбчатом фундаменте , который еще принято называть свайным, то лучше всего его делать для металлического или каркасного гаража. Это позволит сохранить доступность всей конструкции и обеспечить простоту строительства. Для того, чтобы его сделать, достаточно измерить размеры модуля, после чего определить нужное количество свай. Потом необходимо вынуть грунт под каждую сваю. Сами они могут быть сделаны из различных материалов. Для укрепления конструкции не будет лишним эти сваи забетонировать. А на верх столбцов уже устанавливаются детали, к которым впоследствии будет крепиться гаражный каркас.
Второй тип фундамента – ленточный . Этот вариант будет дороже столбчатого, так как сделать его сложнее, и без определенного опыта это практически невозможно. Сначала по периметру будущего гаража выкапывается траншея, далее она бетонируется. Последним элементом будет укрепление получившейся конструкции, чтобы избежать разрушения. Как правило, такой фундамент создается тогда, когда гараж будет делаться из кирпича или тяжелых блоков. В определенных случаях можно сделать монолитную фундаментную плиту, которая выглядит как обычная плита из бетона, но внутри укреплена армированным каркасом.
Если говорить о монолитном ленточном типе основания , он используется довольно часто. Внешне он похож на дорожки, заглубленные в землю и копирующие форму подошвы здания. Если такой тип используется для строительства гаража, то ленту фундамента достаточно уложить лишь по внешнему периметру.
Так называемые плавающие фундаменты делают тогда, когда грунт, на котором будет вестись строительство, нестабилен. По сути, это своеобразный вариант монолитной плиты, залегающей под всей площадью постройки. Такие фундаменты будут отличным решением в случаях, когда требуется на зыбком грунте возвести гараж кирпичного типа либо же такую постройку из газобетона или камня. Часто основой такого плитного фундамента выступает железобетонная плита.
Если средств на создание фундамента немного, то можно использовать бутобетонный фундамент. Но только если постройка возводится на крепкой и стабильной почве. Удешевления удается добиться за счет использования бутового камня, из которого делается кладка, после чего удаляется 5 см слоя грунта, и формируется подушка под фундамент, благодаря укладыванию и утрамбовке 15-сантиметровых слоев песка и щебня. Далее все это заливается 15-сантиметровым слоем бетона, после чего на него укладываются камни. Между ними должно быть расстояние около 5 см.
Теперь конструкция ограничивается опалубкой, после чего заливается 25-сантиметровый слой цемента.
Ленточный фундамент представляет собой конструкцию из бетона и железа, которая располагается по заранее намеченному периметру. Такой фундамент делают из кирпичного материала бетонных или газосиликатных блоков. Или он может быть просто бетонным основанием.
В зависимости от использованного материала, срок службы такого фундамента может варьироваться от 40 до 150 лет. Если говорить о его преимуществах, то следует отметить:
- простую технологию возведения;
- основание, подходящее для разных стройматериалов;
- отличную сопротивляемость перепадам температур.
А если говорить о недостатках, то следует назвать:
- большую затратность материалов;
- непростую технологию возведения.
Как можно убедиться, видов фундаментов существует большое количество. Главное, следует помнить, что основными критериями при выборе вида фундамента являются тип материалов, используемых при постройке гаража, а также тип фундамента, на котором будет постройка располагаться.
Материалы
Строительство гаража может осуществляться из различных материалов. Самыми популярными на сегодняшний день считаются:
- керамзитовые или керамзитобетонные блоки;
- пеноблоки;
- шлакоблоки.
Последние вообще сегодня очень востребованы для строительства фундамента и стен маленьких построек. Для создания шлакоблоков используется специальный состав, состоящий из золы, песка, шлака и других материалов. Его просто класть, и в то же время он очень прочен, а потому является отличным решением для создания фундамента. Шлакоблоки бывают двух видов – пустотелые и цельные. Но для гаражного фундамента следует брать исключительно целые. Использовать их в фундаменте выгодно по следующим причинам:
- они доступны;
- надежны и прочны;
- возрастает скорость закладки основания;
- уменьшение затрат бетона;
- высокие огнеупорные характеристики.
В то же время такой фундамент будет иметь и свои минусы:
- использовать такой материал в сыпучей или глинистой земле нельзя;
- влагоустойчивость шлакоблока крайне низкая;
- если нагрузки на шлакоблок поперечные, то его прочность существенно падает.
Еще одним популярным вариантом является фундамент из пеноблоков .
При их создании применяются песок, вода, цемент, а также пенообразователь.
Преимуществами фундамента из пеноблоков являются:
- отсутствие вредных примесей;
- отличные характеристики звуко- и теплоизоляции;
- малый усадочный коэффициент, а также отличное сопротивление воздействию влаги;
- хорошие огнеупорные свойства;
- отличная сопротивляемость воздействию природных факторов;
- небольшая масса;
- малая гигроскопичность;
- длительный срок эксплуатации;
- простота обработки.
В то же время пеноблоки имеют и недостатки:
- довольно хрупкие, а при попытке сгибания быстро теряют прочность;
- хорошо поглощают влагу;
- могут использоваться для фундаментов только небольших построек.
Также сегодня часто можно увидеть использование керамзитобетонных материалов для формирования фундамента гаража.
Такой материал имеет следующие преимущества:
- отличную теплоизоляцию;
- хорошую сопротивляемость к воздействию природных факторов;
- после строительства постройка дает минимальную усадку;
- экологичность;
- отличную сопротивляемость радиации;
- низкую стоимость;
- при воздействии высоких температур вредные вещества не выделяются.
Если же говорить о недостатках такого материала, то следует сказать, что:
- материал крайне неудобно обрабатывать;
- блоки легко разрушаются при воздействии динамического характера;
- при использовании таких материалов необходимо обязательно создавать теплоизоляционный и гидроизоляционный слои.
В то же время фундаменты могут делать и из других материалов. Нередко можно встретить информацию о том, что они делаются с применением шпал, кирпича, газосиликатных блоков или даже покрышек.
Как сделать?
Теперь, после того, как было рассказано о различных материалах для создания фундамента, его типах, особенностях и характеристиках, следует уделить внимание такому вопросу, как делать своими руками фундамент. Это крайне важно, ведь если строительство пойдет не по плану, то исправить что-либо уже будет невозможно. Предположим, что мы уже составили план гаража у дома, смогли рассчитать, что нам нужно для того, чтобы выполнить работы.
Теперь расскажем о том, как поэтапно залить основание.
Первым этапом будут земляные работы. Чаще всего рекомендуется заливать ленту на уровне 40-50 см. Как правило, в эту цифру не входит так называемая подушка, толщина которой должна быть не менее 20 см. То есть глубина траншеи для фундамента должна составлять 65-70 см. Ширину при желании можно выбрать произвольно. Перед тем, как осуществляется непосредственная заливка раствора, необходимо сделать опалубку. В этом вопросе лучше всего ориентироваться на размеры купленных блоков, а также знать, что ширина ленты основания должна быть немного больше, чем у камней. К тому же, должно быть и свободное пространство, чтобы можно было укрепить каркасные щиты распорками.
Если грунт не слишком плотный, то площадь опоры конструкции на почву необходимо искусственно повысить. Это можно сделать путем увеличения ширины траншеи и предварительно смонтировав стяжку, на которую после этого будет поставлена опалубка. Правда, при таком варианте придется сделать глубину фундаментного основания больше на размер толщины заливки.
Вторым этапом будет формирование подушки. Для этого необходимо максимально укрепить дно траншеи, после чего положить туда немного глины и утрамбовать. На нее необходимо насыпать крупнозернистый песок. Его нужно столько, чтобы после уплотнения этот слой имел размер 1 м. Сверху насыпается мелкий щебень таким образом, чтобы и его уровень был 1 м. Наличие подушки позволит амортизировать подвижки грунта, если они будут.
Третьим этапом будет создание опалубки. Сделать ее можно различными способами. Щиты могут быть сделаны из досок. Высота опалубки должна быть чуть больше, чем глубина заливки. Если основание блочное, то лучше всего будет делать каркас несъемного типа. Можно либо купить форму, либо сделать ее самому из плит. Внутри такую конструкцию необходимо обернуть пленкой. Это нужно, чтобы влага не впитывалась в древесину, что может стать причиной неравномерности бетона и уменьшения прочности постройки.
Четвертым этапом будет армирование. Параметры каркаса должны быть меньше, чем глубина и ширина заливки. Сама арматура должна быть не менее чем в 50 мм относительно лентового среза. В случае раскрашивания камня металл начнет подвергаться воздействию коррозии. Чтобы предотвратить ее возникновение, необходимо взять специальные стаканы из пластика. Вязку лучше не сваривать, а делать самому. Следует четко понимать, что каркас должен не только обеспечивать прочность основания, но обеспечивать удобство работы с раствором. При работе над фундаментом необходимо брать лишь металлическую арматуру.
Любые другие варианты типа композитного прутка хоть и дешевле, но не подходят для усиления ленты.
Последним этапом будет заливка бетона, которая производится максимально равномерно по размеру всей опалубки. После того, как весь бетон будет залит, его надо уплотнить специальным вибратором, что позволит быть уверенным, что его плотность будет максимальной. Теперь остается дать время бетону на то, чтобы он застыл, а также максимально просох. Как правило, застывает бетон около 10 дней, а просыхание будет зависеть от погодных условий.
- Лучше всего работу спланировать таким образом, чтобы она была закончена за день.
- Еще один совет – использовать в качестве наполнителя для смеси бетона мелкофракционный щебень. Дело в том, что раствор после того, как была проведена заливка, будет нуждаться в утрамбовывании для выдавливания из него воды и воздуха. Большими параметрами лента под гараж похвастать не может, а сделать уплотнение самостоятельно бетона вручную и действительно качественной, который наполнен крупным наполнителем, очень и очень непросто.
- Не менее важный совет – если гараж возводится в холодное время года, то лучше специально не осушать ленту. Пусть лучше раствор крепнет самостоятельно без лишнего вмешательства. Лишь в этом случае фундамент сможет оказаться действительно качественным и прочным, как и было задумано при планировании.
- Если вы хотите в будущем установить подъемник для машины, то следует просчитать это заранее. Если просто начать пользоваться подъемником без предварительной подготовки и строительства, то через какое-то время любой пол начнет портиться.