Как найти ударный слог 1. Учим ставить в слове ударение
Учитывая сложность понятия «слог», в начальных классах по сложившейся традиции определение данной категории не дается. Программа ставит задачу сформировать умение делить слово на слоги. На какой же признак слога опираются учащиеся, чтобы правильно разделить слово на слоги? В слове столько слогов, сколько гласных. Данное сведение содержит «Русский язык» для I класса, но практически учащиеся знакомятся с ним уже в период обучения грамоте. Произнесенное слово дети делят на части, каждая из которых произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. В написанном (напечатанном) слове учащиеся сначала находят гласные буквы, затем делят на столько частей (слогов), сколько гласных. В течение первого полугодия I класса упражнения в делении слов на слоги проводятся ежедневно как устные, так и письменные (в том числе и подбор учащимися слов с определенным количеством слогов). Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших, над которыми идет работа в I классе. Во-первых, с опорой на данное умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Слоговой принцип в русской графике является ведущим. Чтобы правильно передать на письме звуковую форму слова, ученик прежде всего делит слово на слоги. Устанавливает взаимодействие звуков между собой в пределах слога и использует нужные буквы для обозначения согласных и гласных звуков. Пример рассуждения ученика I класса: «В слове родина три слога. Первый слог - ро, звук р - твердый, пишу буквы эр, о. Второй слог - ди, звук д - мягкий, пишу буквы дэ, и. Третий слог - на, звук н - твердый, пишу буквы эн, а». Умение учащихся делить слово на слоги, диктовать себе по слогам, четко представляя в слоге место каждого звука, их последовательность, ведут к правильной записи слов без пропусков и перестановки букв. Поэтому работа над слогом должна включать списывание по слогам (научить списывать!), запись под диктовку по слогам (послоговое проговаривание). Во-вторых, умение делить слово на слоги необходимо учащимся для того, чтобы правильно переносить слова. В I классе школьники овладевают базовым правилом переноса: слово переносится по слогам. Однако это, казалось бы, простое правило требует значительного количества упражнений, поскольку оно осложнено рядом уточнений. Не любой слог можно перенести: слог, состоящий из одной буквы, не переносится на другую строчку; его нельзя оставить на строчке: Оля, Юлия, моя, линия и т. п. Специально отрабатывается также перенос слов с буквами ъ и и, при переносе эти буквы остаются на строчке: конъ-ки, лей-ка.
Дополнительные трудности создаются тем обстоятельством, что при переносе слов нецелесообразно «отрывать» первую букву корня, последнюю букву приставки; поэтому возникает необходимость учитывать, какой вариант слога нужно использовать при переносе, чтобы он соответствовал делению на морфемы: под-бежал, по-двинулся, над-ломил, на-крошил и т. п. Естественно, что данное правило переноса становится доступным учащимся после изучения состава слова. Во II и III классах, согласно программе, оно специально не изучается, и учитель, по мере того как встречаются в письменных упражнениях подобные слова, выясняет с детьми, какой вариант переноса удобнее и почему.
Постепенно учащиеся при переносе слов учитывают не только слог, но и морфему (приставку, корень).
Выделение в слове ударного слога представляет для учащихся I класса значительную трудность и требует систематических упражнений. Постоянные упражнения в распознавании в слове ударного слога необходимы и учащимся II-III классов. Данное умение имеет достаточно широкую сферу применения.
В I классе, еще в период обучения грамоте, начинается работа над формированием умения выделять в слове ударный слог. Для того чтобы правильно воспринять лексическое значение слова, при его чтении необходимо один из слогов произнести с большей силой. В своей речевой практике дети-дошкольники большинство слов произносят правильно (имеется в виду ударное произношение одного из слогов). Однако вычленить этот слог из слова, сказать, какой слог по счету в слове ударный, первоклассникам до специального обучения недоступно. Умение выделять в слове ударный слог связано с развитием анализирующей деятельности мышления, формируется медленно и требует систематических упражнений. Примеры упражнений:
1. Учитель произносит слово и предлагает учащимся узнать, сколько в слове слогов, который (по счету) ударный.
2. Обозначить в словах ударный слог и правильно прочитать их: портфель, морковь, магазин, щавёлъ, снегирь, чаща.
3. Списать только слова с ударением на первом слоге (выборочное списывание).
4. Подобрать слова с ударением на втором слоге и т. п.
Задание. Расставить ударение в словах целесообразно предлагать учащимся ежедневно как в классных, так и домашних упражнениях. Только систематические упражнения обеспечивают развитие у учащихся умения быстро и безошибочно выделять в слове ударный слог. Осознанному выделению ударного слога способствует также поочередное произношение слова с ударением на том или ином слоге: осина, осина. Учащиеся наглядно убеждаются в том, что правильное выделение ударного слога обеспечивает понимание смысла слова и взаимодействует с ним.
В программу I класса включена тема «Ударение. Гласные в ударных и в безударных слогах», изучение которой направлено на обобщение наблюдений над ролью ударения в слове, а также на развитие умения распознавать в словах ударные и безударные слоги, сопоставлять гласные в этих слогах и правильно обозначать безударные гласные звуки.
Смыслоразличительная роль ударения особенно наглядно видна при сопоставлении слов, которые различаются только местом ударного слога: хлопок - хлопок, козлы - козлы, замок -замок, кружки, кружки и т. п. Учащиеся делают вывод: ударение - это произношение в слове одного из слогов с большей силой; с помощью ударения передается смысл слова.
В процессе изучения указанной темы особенно большое место отводится формированию у учащихся умения правильно обозначать гласные звуки в ударных и безударных слогах (согласно программе, имеются в виду только двусложные слова типа сосна, вода, река, гроза и т. п.). Безусловно, в I классе прежде всего необходимо научить писать правильно, в строгом соответствии с русской графикой, слова с ударными гласными в корне: дом, реки, стол, час, двор, лес, море, сосны и т. п. Написание слов с безударными гласными в корне, как известно, подчиняется орфографическому правилу. При формировании данного навыка фонетические знания вступают в связь со знаниями о составе слова (см. подробно в главе «Формирование орфографических навыков»).
Вопросы и задания
1. Роль фонетических знаний для овладения младшими школьниками устной и письменной речью.
2. Как научить первоклассников писать слова без пропусков и перестановки букв? Какие упражнения вы предложите ученикам, допускающим подобные ошибки?
3. По каким признакам учащиеся различают гласные и согласные звуки? Как вы познакомите с парными звонкими и глухими согласными, с непарными звонкими и глухими? Составьте фрагменты уроков.
4. Как формируется у учащихся умение различать парные по твердости и мягкости согласные звуки и правильно обозначать их на письме?
5. Как организовать работу над слогом в I классе? Проанализируйте материал в учебнике «Русский язык»: объем знаний, последовательность изучения, виды упражнений - и дайте оценку.
(букварь с. 18)
Тип урока: изучение нового.
Тема: «Ударение. Ударный слог.»
Цель : обеспечить условия для ознакомления с ударным и безударным слогом.
Планируемые результаты:
Предметные:
Обучающиеся научатся: различать гласные ударные – безударные.
Личностные:
Принимают учебную задачу, ищут способ ее решения, осуществляя пробы.
УУД (метапредметные):
Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Познавательные: общеучебные – объясняют смыслоразделительную роль ударения слов (замок – замок);
Логические – выделяют ударные слоги при произнесении различных слов, определяют на схеме место ударения в слове.
Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия.
Оборудование:
Т.М. Андрианова «Букварь»;
Т.М. Андрианова рабочая тетрадь к «Букварю»;
Т.М. Андрианова « Букварь» электронный учебник;
Предметные картинки, компьютер.
Технологическая карта урока № 16
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Орг. Момент
Готовность к уроку
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели,
И открыли поскорей
Очень много букварей.
Формулируют правила поведения на уроке
Мотивация
Организация мотивирования ученика к учебной деятельности.
1. Рассматривание картины и составление по ней предложений. Определение количества слов в предложении и составление схем предложений.
Перед детьми выставляется картина "Семья"(папа,мама,дедушка, бабушка,дочка,сын и младенец;все члены семьи заняты своими делами)
-
Сколько слов в этом предложении?
(3)
-
Какое слово первое? (второе? третье?)
-
Почему в начале схемы вы поставили вертикальную черту?
(Начало предложения пишется с большой буквы.)
-Почему в конце схемы стоит точка?
(В конце каждого предложения ставится точка.)
(
Далее по картине составляются предложения о других членах семьи и составляются схемы.
)
2.Придумывание по картине слов, состоящих из одного, двух и трех слогов.
сын мама бабушка
дочь папа картина
внук кошка кубики
стол чайник машина
стул кресло тарелка
Организует составление предложений с помощью вопросов
(Дети рисуют схему предложения в тетрадях, учитель - на доске)
Рассматривают картину и составляют предложения
Дети составляют предложение: "Папа смотрит телевизор"
|____ ____ ____.
(Называя слова, дети отхлопывают количество слогов в ладоши).
Инвариативная часть
Актуализация знаний (вспоминаем, что знаем)
Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения.
Работа со звуковыми карточками. Составление схем слов: [ ир , ис ], [ир , ис].
- Что обозначают эти слова? (название цветка и название конфет)
- чем различаются схемы слов? (Ничем)
- что помогает нам различать эти слова? (Изображения предметов)
Постановка учебных задач
Создание проблемной ситуации. Фиксирование новой учебной задачи.
Послушайте одну интересную историю. Собрались как-то слова на большом листе бумаги. Лист был такой большой, что его пришлось вынести в поле, потому что только там он поместился в развернутом виде. Слова на этом листе были самые разные, попадались среди них и слова - близнецы: пишутся одинаково, а обозначают разное. Поди разберись! Вдруг в небе появилась темная туча и пошел дождь. Был он не долгим и редким, а когда выглянуло солнышко, то оказалось, что над одной из гласных букв в словах появились маленькие черточки: как будто капелька дождя хотела ударить гласную, но передумала, да так над ней и застыла. Черточку эту с тех пор стали называть ударением. Ударный гласный с тех пор выделяют в словах голосом - он произносится громче и дольше остальных звуков в слове. Слог с таким гласным называют ударным .
- Давайте произнесем название цветка и название конфет, нарисованных на рисунке.
- Что необычного заметили?
- В этих словах, одинаковых по схеме и написанию, ударение стоит на разных слогах.
Нам сегодня предстоит познакомиться с ударением и ударным слогом.
Коллективное обсуждение
Реализация построенного проекта
Решение исходной задачи
1. Сравнение названий предметов и схем.
(ирис – ирис, замок – замок, гвоздики – гвоздики)
- Произнесите слова с выделением голосом разных слогов.
- Какие звуки были ударными: гласные или согласные?
2. Знакомство со звуком ударения.
- От ударения в слове зависит его смысл. Чтобы правильно определить ударный слог, слово нужно произнести целиком, а не по слогам.
Попробуйте спросить: «Это лиса?»
-
Произнесите это слово и послушайте, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая часть этого слова?
(один из слогов произносится с большей силой голоса)
-Какой же это слог?
(второй, "са")
-Этот слог выделяется в слове силой голоса, протяжным произношением: этот слог - ударный.
____|_____ (схема слова)
-
Сколько выделено частей?
(2)
-Над какой частью сверху косая черточка?
(над второй)
-
Какая часть произносится с большей силой голоса, протяжно?
(вторая)
-На какую часть слова падает ударение?
(на вторую)
-Какой слог ударный?
(второй)
3. Тренировка в постановке ударения в словах
Назовите нарисованных животных с выделением голосом ударного слога и ударного гласного звука: лиса, белка, барсуки, аист, ворона, лебеди.
4. Работа со звуковыми схемами слов.
- Назовите сначала трехсложные, а затем двусложные слова.
- Назовите слова с первым ударным слогом, затем со вторым,
потом – с третьим.
- Назовите слова с мягкими согласными звуками.
- Назовите эти звуки в ударных слогах.
- Произнесите двусложные слова с последовательным ударением на всех
гласных звуках. Что получилось?
(один из слогов произносится с большей силой голоса)
(звуки [а ], [э ], [и ], [ а], [ о], [э ])
Физкультминутка
1. Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
2. Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди-брень!
Пляшут зайки на лужайке,
Тренди-брень, тренди-брень!
3. А теперь на барабане:
Бум-бум-бум! Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!
самостоятельная работа с проверкой по этолону
Коррекция отработки способа нахождения ударного – безударного гласного
- Ударение очень помогло словам - близнецам, значение которых можно понять только правильно поставив ударение. Давайте определим ударение в словах - близнецах.
Рысь идет на мягких лапах, Рысь добычи чует
запах
.
Швея стачала юбку в швах, А сзади сделала
запах
.
На ветку дуба сели
белки
,
Устроив в роще посиделки. Шеф-повар просит нас: "Сынки!
Для торта сбили бы
белки
!"
Лечили кошке оба
уха
,
Боялись, что лишится слуха.
У кока легкая рука:
Из щук отличная
уха
!
Из теста сделали
кружки
, из них слепили пирожки,
Компот налили в
кружки
:- Отведайте, подружки!
Осуществляют пошаговый контроль своих действий.
Закрепление через сравнение
Дети стоят в кругу.
Учитель кидает мяч, называет слово с ударением на первом слоге, а дети называют слова с ударением в конце.
Запах, стрелки, хлопок, мука, орган, кружки, козлы, замок, полки, ирис.
Вариативная часть
VIII
Включение в систему знаний, повторение
1. Чтение загадки – шарады.
- Сравните схемы слов –отгадок.
- Найдите в тексте объяснение значения слова – отгадки.
2. Дифференцированное задание.
(козлы – козлы)
Контроль на этапе окончания учебной темы
карточки
Дидактическая игра: "Где прячется ударение?"
(Детям раздаются карточки с предметными картинками и схемами слов.
Ребенок должен поставить ударение над соответствующим слогом. Затем ребенок называет слово, говорит, где стоит ударение и придумывает с этим словом предложение).
Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.»
Цель:
5. содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
6. актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Ход урока
Организационный момент
Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Дыхательная, артикуляционная и фонематическая разминка
Дыхательное упражнение «Свеча»
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
Артикуляционная гимнастика.
«Шарик»: надуть щёки; сдуть щёки.
«Дудочка»: с напряжением вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты).
«Лошадка»: вытянуть губы; приоткрыть рот; поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).
«Чистим зубки»: закрыть рот; провести круговые движения языка между губами и зубами.
«Футбол»: закрыть рот; упереться напряжённым языком то в одну, то в другую щёку.
Фонетическая зарядка (прием звукоподражания)
– Как воздух выходит из шара? (С-с-с)
– Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)
– Как поют песенку без слов, если укладывают спать куклу? (Ля-ля-ля).
– Как мычит корова? (Му-у-у).
– Как рычит собака? (Р-р-р).
Сообщение темы, цели урока
Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведет меня в этом путешествии. А поплывем мы вот на этом кораблике.
Вот он кораблик из легкой коры –
Для трудных походов, нелегкой игры.
На этом кораблике под парусами,
Мы в дальние дали отправимся с вами.
Мы всех, кто захочет, с собою возьмем.
Ну, что же согласны? Решили? Плывем!
Итак, нам предстоит путешествие по морю Слов, на удивительный, таинственный остров, правит которым добрый Волшебник. Чтобы узнать имя этого волшебника, выполним задание: расставим карточки с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается. (Задание выполняется в группах, одна пара работает у доски)
Теперь вы знаете, что цель нашего путешествия – остров, на котором мы познакомимся с Волшебником Ударение и попытаемся узнать его главные секреты. Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
4. Актуализация опорных знаний
Для того, чтобы отправиться в путь, необходимо получить пропуск на корабль.
Помогите мне закончить фразы:
Наша речь состоит из … (предложений).
Предложение выражает … (законченную мысль).
Предложения состоят из … (слов).
Задание : составить предложение со словом корабль , чтобы оно соответствовало схеме.
Задание : посчитайте количество слов в предложении.
Наш корабль готов отплыть.
Составьте его схему. Как обозначить начало предложения? Как показать, что мысль закончена? (2 человека работают у доски)
Проверка выполнения, самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
А из чего состоят слова?
Задание: слово, изображенное на картинке, разделить на слоги; показать цифру, соответствующую количеству слогов.
Море, парусник, капитан, штурвал, чайка, шторм, якорь.
Взаимооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
Вот отчалили мы от причала,
Наш корабль волна закачала,
И задул ветерок в паруса.
Обещая в пути чудеса.
Музыкальная физминутка « Чунга-чанга»
Изучение нового материала
Вот мы с вами и на таинственном острове Волшебника Ударение. Посмотрите, в каком большом и красивом замке он живет. Попасть в этот замок можно только через главные ворота. Но, что это такое, ворота замка закрыты! Открыть их можно только разгадав тайну.
ЗАМОК ЗАМОК
Что вы заметили?
Как вам кажется, это одинаковые слова? А предметы? А что же нам поможет не спутать эти похожие слова? Сейчас попробуем открыть тайну.
Наблюдение за ударением (демонстрация опыта со свечой)
- Ребята, сейчас вам нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас я буду произносить слова, а вы следите за огоньком свечи. Наблюдайте, сколько раз в каждом слове оно качнется.
Учитель произносит слова: ДОМ, ШКО-ЛА, МА-ЛИ-НА (четко произносить по слогам, огонек должен реагировать на каждый слог)
Кто из вас оказался самым внимательным, сможет мне сказать, сколько же раз колыхнулось пламя свечи в первом (втором, третьем) слове?
Почему пламя мигало по-разному?
А сейчас снова внимательно следите за огоньком.(учитель произносит слово маЛИна четко выделяя только ударный слог, огонь должен погаснуть)
Как вы думаете, почему пламя погасло, хотя слово я не успела договорить? (Выдохнула больше воздуха, произнесла с большей силой, т.е с ударением)
Что же такое ударение? (Часть слова, которая произносится с большей силой голоса )
Итак, мы узнали, что такое ударение. Но главные ворота замка до сих пор закрыты.
Физкультминутка.
На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)
Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)
Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)
Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)
Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)
И открыли! (разомкнуть руки)
Давайте снова посмотрим на наши картинки, слова и схемы. Помните, мы сказали, что эти два слова очень похожи, но предметы они обозначают совершенно разные. Что же нам помогает не спутать эти слова?
Давайте попробуем определить ударение в словах. ЗАМОК, ЗАМОК.
Учитель предлагает детям попробовать слова «позвать» к себе, произнося нараспев .
Какой вывод можем с вами сделать? (Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением.)
Ребята, а как вы думаете, как называют слог, который мы выделяем голосом при произнесении? Правильно, его называют ударным. Ударение на схеме будем обозначать так: .
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем.
Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
Закрепление изученного
Посмотрите, вот и открылись ворота замка. И навстречу нам пожаловал сам волшебник Ударение. Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться.
Волшебник Ударение очень любит играть в прятки. Давайте будем очень внимательными и постараемся найти его в каждом слове.
Картинки: лиса, собака, кот, лошадь, волк, медведь, корова, жеребенок.
Задания: 1. разделить слова на слоги (работа в парах)
2. постановка ударения, определение ударного слога (коллективная работа)\
Давайте посмотрим на то, что у нас получилось, сделайте вывод, какой слог в слоге может быть ударным?
Сколько слогов может быть в слове?
Сколько ударных слогов бывает в слове? (в слове бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов)
Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
Подведение итогов. Рефлексия
Вот и пришло время покидать этот удивительный остров. Но волшебник Ударение теперь будет приходить к нам в гости очень часто.
Давайте вспомним, какие тайны нам открыл волшебник Ударение. Чему вы научились на таинственном острове?
Закончите предложение:
Сегодня я узнал…
Сегодня я научился…
На уроке мне было легко…
Пока мне трудно…
Приложение
Листок самооценки____________________
На каждой из оценочных палочек в соответствии с этапом урока учащимся ставится отметка вверху, посередине, внизу.
СО – выполнение задания соответствуют образцу (точно соответствует образцу, есть ошибки, не соответствует образцу)
Т – точность выполнения задания (выполнил точно, сомневаюсь, не выполнил)
Пр – слова на слоги разделены правильно (ошибок не было, 1 ошибка, не справился)
П – понял новый материал (все понятно, не все понятно, не понял)
Бесханум Исмаилова
Урок русского языка в 1 классе «Ударение. Ударные и безударные слоги»
Открытый урок по русскому языку
Тема урока : Ударение . Ударные и безударные слоги .
Красота слова и души.
Цель : организовать деятельность учащихся по закреплению понятия «ударение » , формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги , упражнять в разграничении слов, различающихся ударением .
Задачи :
Предметные :
Организовать работу учащихся по закреплению понятия «ударение » , его смыслоразличительной функции, свойства разноместности;
Обеспечить формирование умения различать в словах ударные и безударные слоги ;
Обеспечить закрепление приема в разграничении слов, различающихся ударением ;
Способствовать обогащению лексического словаря учащихся на уроке ; развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения.
Личностные УУД :
Способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности;
Знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
Иметь представление о причинах успеха в учебе;
Метапредметные задачи : содействовать формированию УУД :
регулятивных :
Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем результат своих действий,
Вносить соответствующие коррективы;
познавательных :
На основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; -
Соотносить изучаемый материал с собственным опытом;
коммуникативных :
Адекватно реагировать на обращение учителя;
Использовать в общении правила вежливости;
Участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре) ;
Иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока . Урок изучения нового материала.
Оборудование : Русский язык . 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 8-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016; карточки с загадками; карточки со словами для работы в парах, карточки с групповыми заданиями, тетради, презентация по теме урока , песенка
Ход урока
l. Организационный момент.
Учитель заходит с «большим сердцем»
– Дети, как по-вашему, зачем я пришла на урок с сердцем . Господин Урок ежедневно наполняет ваши сердца жизненными ценностями. А вот какими именно узнаем в ходе нашего занятия. Успех любой работы зависит от самого человека. Всё в ваших руках. Перед письмом надо подготовить наши пальчики к письму. Перед вами лежат бумажные ладошки. Если у вас отличное настроение и у вас есть жажда получать новые знания, возьмите зелёный карандаш и раскрасьте большой палец, а если плохое – мизинец, аккуратно ровно по контуру. Пальчики готовы и поэтому смело приступаем к учебной работе. Давайте зафиксируем дату прибытия этого Господина. (Шестое марта. Классная работа ) .
ll. Минутка чистописания.
Из отрезка натурального ряда чисел выберите число, которое начинается со звука (в)
Какой буквой обозначим этот звук? (В)
А сколько звуков обозначает буква «В»
Что еще можете нам рассказать об этой букве?
Пишем её красиво в чередовании со строчной буквой (Вв) .
III. Мотивация учебной деятельности.
И опять возвращаемся к отрезку чисел. Каждое число знаменует какое - то событие или праздник, как по - вашему какой праздник таит в себе восьмой день марта?
8 Марта-международный женский день. История 8 Марта - это история борьбы женщин за свои права. Для современного человека – это день любви и тепла, выражения своих чувств и благодарности самым близким и любимым женщинам, а также праздник женской красоты и пробуждающейся ото сна природы. 8 марта выбрали не случайно. В этот день в 1908 г. в Нью-Йорке тысячи женщин вышли на улицу. Многие шли с детьми на руках. Женщины требовали справедливости и равных с мужчинами прав. Клара Цеткин предложила проводить подобные акции ежегодно по всему миру, рассчитывая пробудить в женщинах тягу к свободе, равенству и братству.
В память об этом событии с 1911 г. 8 марта стали отмечать как праздник солидарности женщин всего мира.
Наш урок будет посвящён этому празднику, и пришла пора узнать самые дорогие и ценные слова, которые связаны с ним. Давайте напишем слово «праздник» , выделим в нём орфограммы и проведём фонетический разбор.
lV.Орфографическая работа
Актуализация знаний и фиксация
Прежде чем начать работу над темой урока , поработаем над словами.
Работа на интерактивной доске
Упражнение «Впечатай пропущенную букву»
Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях (поочерёдно)
Докажи выбор буквы (какая орфограмма)
(слова : магазин, одежда, пальто, платок, посуда, сапоги)
V. Изучение нового материала
Посмотрите на запись слова и найдите в ней ошибку : пОдарит (ошибка в постановке ударения ) . Ребята, значит над какой темой мы будем сегодня работать?
Тема нашего урока «Ударение »
Определение целей урока :
А теперь определим цель урока .
Что мы должны узнать на уроке ? Чему должны научиться?
Что такое ударение ;
Какую роль играет ударение .
В каких словах ставится ударение .
Сегодня мы с вами будем исследовать ударение , для чего же нужно ударение , какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
1.- Итак, начинаем наше исследование. (Я произношу слова и обучающиеся делают вывод о том, что ударение -это долгое произношение слога в слове :
цветЫ, рАдость, улЫбка, счАстье). Записываем слова под диктовку.
Кто из вас знает, каким значком обозначается ударение ?
Верно, чёрточкой с наклоном вправо над гласным звуком.
А как вы думаете, как называется гласный звук, на который падает ударение ? (Ударный .)
А слог , в котором находится ударный гласный , как называется?
(Ударный .)
Догадайтесь, как называется слог , в котором гласный без ударения ?
(Безударный .)
А как называется гласный без ударения ?
(Безударный гласный .)
Над ударным гласным мы всегда будем ставить знак ударения , а безударную гласную будем выделять одинарным подчёркиванием.
2.-Я говорю слово, а вы на следующей строчке с маленькой буквы будете писать только ту букву, которая обозначает ударный гласный звук , то есть, какой звук я тяну, такой же буквой и обозначаем : лАсковая, Искренняя, нЕжная, лЮбящая, изЯщная, рОдненькая, Умная, малЫш, весЁлая, мЭтр)
Посмотрите в ваши тетради. Что вы заметили?
Записаны все буквы гласных звуков. (а, и, е, ю, я, о, у, ы, ё,э)
Значит, какой вывод напрашивается?
Ударение обозначается только над буквами гласных звуков.
А почему?
Потому что они тянутся и поются.
Все представители женского пола очень нежные существа. Посмотрите на экран и скажите : почему в слове «нежность» я могу предложить вам два варианта расстановки ударения ?
Потому что в этом слове две буквы гласных звуков.
Значит, какой вывод напрашивается здесь?
Сколько в слове гласных, столько и вариантов расстановки ударения , но только один из них верный.
3.-А теперь посмотрите на эти предложения, вдумчиво почитайте и найдите слова одинаковые по написанию.
Чай пили в саду. Пили скорей дрова.
Какой смысл в этих двух предложениях? Каким образом можно изменить эти два слова по смыслу этого предложения?
Обозначив ударение .
Правильно. Тогда какой вывод напрашивается здесь?
От места ударения зависит значение или смысл слова.
Молодцы, ребята, вы самые лучшие маленькие исследователи.
Vl. Физкультминутка. Проигрывается песня о маме с представлением слайд-шоу. Песня в исполнении учителя. Мама счастлива, потому что поёт колыбельную, потому что маленькие ручки путают её волосы, потому что на руке засыпает смысл её жизни, потому что целует каждый вечер пухленькую щёчку. Счастлива, потому что мама.
А теперь напишем слова, которых так любят все женщины, и будем учиться правильно обозначать ударение .
ЦветЫ, забОта, зОлото, подАрки, лАска, внимАние, красИвее.
Vll.Работа по учебнику
Упражнение №2, стр. 40
Почему в последней схеме нет знака ударения ? – Потому что там только одна буква гласного звука, и она итак ударная .
Подберите слова к каждой схеме и напишите их. Один ученик у доски. Остальные в тетрадях.
Проверка : сверьте свою запись с записью на доске. Есть ли другое мнение?
Прочитайте слова и подумайте, какое слово лишнее?
Добро, уважение, зло, мудрость, терпение.
Потому что оно односложное.
А ещё почему?
Потому что остальные слова называют хорошие качества человека.
Vlll. Закрепление изученного материала
Я думаю, вы свои знания закрепили. Сейчас эти знания вы будете использовать на практике. Мы будем работать в парах. Для этого повторим правила работы в парах.
Правила работы в парах.
1. Думаю сам.
2. Высказываю своё мнение.
3. Слушаю соседа.
4. Приходим к общему мнению
1) Задание для парной работы : соотнеси слово и картинку
ГвОздики-гвоздИки, стрЕлки-стрелкИ, крУжки-кружкИ
Взаимопроверка в парах.
2) Работа в группах
Я предлагаю вам поработать в группах. Выберите капитана. В группе работаем под девизом : Одно дерево- не сад, один камень -не стена.
Мамочка, пусть Бог хранит
Каждый день в твоей судьбе.
Долго, радостно живи!
Ты всегда в моей душе.
Взаимопроверка.
XlX.Рефлексия «Букет настроения»
Материал : готовые бумажные цветочки трёх цветов.
Зеленый – я удовлетворен уроком . Урок был полезен для меня. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке . Настроение было хорошее.
Желтый – урок был интересен . Я принимал в нем участие. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий, но иногда испытывал затруднения. Настроение моё менялось.
Красный – пользы от урока я получил мало . Я не очень понимал, о чем идет речь. К ответу на уроке я был не готов . Настроение в ходе всего урока было плохое .
Подведение итогов.
Мы достигли целей нашего урока ? Докажите.
Что мы сделали на уроке ? Почему мы говорим, что цель достигнута?
Что мы теперь знаем?
Что умеем?
Мы с вами подвели итог нашего урока .
Мне удалось Вам подарить интересный урок ?
Наши мальчики подготовили стихи для милых и красивых гостей (по две строчки читают все мальчики)
Из года в год Вас поздравляют,
Желают счастья и тепла,
А в этот год и мы желаем
Сказать Вам теплые слова.
Весенний праздник пусть приносит
Лишь радость, счастье, теплоту.
Пускай исчезнут все печали,
Не будет лишних ссор в дому.
Вы улыбнитесь, и тревоги уйдут,
Как вешняя вода.
Пускай лишь радость будет рядом
Всегда, всегда, всегда, ВСЕГДА!
(Дети дарят гостям цветы)
Спасибо за урок .
Ох, уж это ударение ! Никак не получается правильно определить его место в слове.
Первоклассники, перед тем, как изучать буквы, учатся делить слово на слоги и ставить в слове ударение . Нам кажется, что это просто, но на деле оказывается далеко не так. Малышам очень трудно научиться правильно ставить ударение . Сначала дети научились делить слово на слоги. И когда надо поставить ударение, учитель спрашивает: «На какой слог падает ударение?» Дети сразу начинают делить слово на слоги и этим затрудняют себе работу.
Когда мы произносим слово по слогам, определить ударение очень трудно! Как же помочь малышам? И здесь приходит на помощь сказка и игра.
Сказка о молоточке.
Однажды на лесную полянку пришел Мишка. Он походил по полянке и никого не нашел. Мишка оставил свой след. Почему след остался такой? (Потому, что в слове МИШКА 2 слога). А сам ушел искать друзей.
В это время на полянку выскочил Зайка. Он уже давно бегал по лесу в поисках Мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал, что здесь был Мишка. Зайка решил позвать его.
« Миш-ка, Миш-ка», - кричал Зайка. Но Мишка не слышал. И тут Зайке на помощь пришел волшебный Молоточек. Он ударил по одному слогу и слог прозвучал громко-громко и очень долго: «Миииииш-ка»! Мишка сразу услышал, что его зовут и пришел. Зайчик был рад другу. А след Мишки стал таким
Теперь Зайка и Мишка решили позвать остальных друзей. «Ли-сич-ка»,- кричали они. Но Лисичка не отзывалась. Тогда Зайка позвал волшебный Молоточек на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.
Так друзья позвали и Ежика, и Волчонка, и Белочку. И каждый раз волшебный Молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот слог звучал очень громко и долго.
Когда все друзья собрались, Зайка поблагодарил Молоточек за помощь. А Молоточек улыбнулся и сказал: «Я живу в каждом слове и называюсь Ударение . Только один слог в слове я могу сделать громким и долгим. И чтобы этот слог звучал долго, я всегда стучу по гласному звуку, ведь только гласные могут петь. А еще я могу перепрыгивать с одного слога на другой и изменять слова, ведь я Ударение - волшебный Молоточек ».
А теперь можно предложить ребенку самому определить, по какому слогу стучит молоточек Ударение. Для этого разделите слово на слоги и напишите слоговую схему. А потом "позовите" это слово, указывая на произносимый слог. Если ребенок затрудняется, то стоит ему помочь.
Главное, чтобы ребенок понял:
- чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Надо "позвать" его, произнося нараспев.
- Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть.
Понравилась сказка? Ваши друзья будут благодарны, если вы поделитесь этим материалом с ними. Кликните по кнопочкам соц.сетей и ваши друзья тоже смогут прочитать эту сказку и научить ребенка ставить ударение.