Дифференциация звуков -. Артикуляционные упражнения
Звуки [Ш] - [С]
Звук [С]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Звук [Ш]: губы выдвинуты вперед и округлены, язык за верхними зубами. Форма языка напоминает чашечку. Воздушная струя теплая. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Дифференциация звуков [С] - [Ш] в изолированном звучании
Упражнения «Насос - ветер» : С - Ш, С - Ш, С - Ш…
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в прямых слогах
ША-СА ШО-СО ШУ-СУ ШИ-СЫ ШЕ-СЭ
СА-ША СО-ШО СУ-ШУ СЫ-ШИ СЭ-ШЕ
ША-СА-ШО-СО-ШУ-СУ-ШИ-СЫ-ШЕ-СЭ
СА-ША-СО-ШО-СУ-ШУ-СЫ-ШИ-СЭ-ШЕ
ША-СА ШО-СА ШУ-СА ШИ-СА ШЕ-СА
ША-СО ШО-СО ШУ-СО ШИ-СО ШЕ-СО
ША-СУ ШО-СУ ШУ-СУ ШИ-СУ ШЕ-СУ
ША-СЫ ШО-СЫ ШУ-СЫ ШИ-СЫ ШЕ-СЫ
ША-СЭ ШО-СЭ ШУ-СЭ ШИ-СЭ ШЕ-СЭ
СА-ША СО-ША СУ-ША СЫ-ША СЭ-ША
СА-ШО СО-ШО СУ-ШО СЫ-ШО СЭ-ШО
СА-ШУ СО-ШУ СУ-ШУ СЫ-ШУ СЭ-ШУ
СА-ШИ СО-ШИ СУ-ШИ СЫ-ШИ СЭ-ШИ
СА-ШЕ СО-ШЕ СУ-ШЕ СЫ-ШЕ СЭ-ШЕ
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в обратных слогах
АШ-АС ОШ-ОС УШ-УС ЫШ-ЫС ЭШ-ЭС
АС-АШ ОС-ОШ УС-УШ ЫС-ЫШ ЭС-ЭШ
ЯШ-ЯС ЁШ-ЁС ЮШ-ЮС ИШ-ИС ЕШ-ЕС
ЯС-ЯШ ЁС-ЁШ ЮС-ЮШ ИС-ИШ ЕС-ЕШ
АШ-АС-ОШ-ОС-УШ-УС-ЫШ-ЫС-ЭШ-ЭС
АС-АШ-ОС-ОШ-УС-УШ-ЫС-ЫШ-ЭС-ЭШ
ЯШ-ЯС-ЁШ-ЁС-ЮШ-ЮС-ИШ-ИС-ЕШ-ЕС
ЯС-ЯШ-ЁС-ЁШ-ЮС-ЮШ-ИС-ИШ-ЕС-ЕШ
АШ-АС ОШ-АС УШ-АС ЫШ-АС ЭШ-АС
АШ-ОС ОШ-ОС УШ-ОС ЫШ-ОС ЭШ-ОС
АШ-УС ОШ-УС УШ-УС ЫШ-УС ЭШ-УС
АШ-ЫС ОШ-ЫС УШ-ЫС ЫШ-ЫС ЭШ-ЫС
АШ-ЭС ОШ-ЭС УШ-ЭС ЫШ-ЭС ЭШ-ЭС
АС-АШ ОС-АШ УС-АШ ЫС-АШ ЭС-АШ
АС-ОШ ОС-ОШ УС-ОШ ЫС-ОШ ЭС-ОШ
АС-УШ ОС-УШ УС-УШ ЫС-УШ ЭС-УШ
АС-ЫШ ОС-ЫШ УС-ЫШ ЫС-ЫШ ЭС-ЫШ
АС-ЭШ ОС-ЭШ УС-ЭШ ЫС-ЭШ ЭС-ЭШ
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах между гласными звуками
(в интервокальных слогах)
АША - АСА УША - УСА ОША - ОСА ИША - ИСА ЮША - ЮСА
АШО - АСО УШО - УСО ОШО - ОСО ИШО - ИСО ЮШО - ЮСО
АШУ - АСУ УШУ - УСУ ОШУ - ОСУ ИШУ - ИСУ ЮШУ - ЮСУ
АШИ - АСЫ УШИ - УСЫ ОШИ - ОСЫ ИШИ - ИСЫ ЮШИ - ЮСЫ
АШЕ - АСЭ УШЕ - УСЭ ОШЕ - ОСЭ ИШЕ - ИСЭ ЮШЕ - ЮСЭ
ЫША - ЫСА ЭША - ЭСА ЕША - ЕСА ЁША - ЁСА ЯША - ЯСА
ЫШО - ЫСО ЭШО - ЭСО ЕШО - ЕСО ЁШО - ЁСО ЯШО - ЯСО
ЫШУ - ЫСУ ЭШУ - ЭСУ ЕШУ - ЕСУ ЁШУ - ЁСУ ЯШУ - ЯСУ
ЫШИ - ЫСЫ ЭШИ - ЭСЫ ЕШИ - ЕСЫ ЁШИ - ЁСЫ ЯШИ - ЯСЫ
ЫШЕ - ЫСЭ ЭШЕ - ЭСЭ ЕШЕ - ЕСЭ ЁШЕ - ЁСЭ ЯШЕ - ЯСЭ
АША - АСО - АШУ - АСЫ - АШЕ ИША - ИСО - ИШУ - ИСЫ - ИШЕ
ОША - ОСО - ОШУ - ОСЫ - ОШЕ ЕША - ЕСО - ЕШУ - ЕСЫ - ЕШЕ
УША - УСО - УШУ - УСЫ - УШЕ ЁША - ЁСО - ЁШУ - ЁСЫ - ЁШЕ
ЫША - ЫСО - ЫШУ - ЫСЫ - ЫШЕ ЮША - ЮСО - ЮШУ - ЮСЫ - ЮШЕ
ЭША - ЭСО - ЭШУ - ЭСЫ - ЭШЕ ЯША - ЯСО - ЯШУ - ЯСЫ - ЯШЕ
АСА - АШО - АСУ - АШИ - АСЭ ИСА - ИШО - ИСУ - ИШИ - ИСЭ
ОСА - ОШО - ОСУ - ОШИ - ОСЭ ЕСА - ЕШО - ЕСУ - ЕШИ - ЕСЭ
УСА - УШО - УСУ - УШИ - УСЭ ЁСА - ЁШО - ЁСУ - ЁШИ - ЁСЭ
ЫСА - ЫШО - ЫСУ - ЫШИ - ЫСЭ ЮСА - ЮШО - ЮСУ - ЮШИ - ЮСЭ
ЭСА - ЭШО - ЭСУ - ЭШИ - ЭСЭ ЯСА - ЯШО - ЯСУ - ЯШИ - ЯСЭ
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах, где гласные находятся между звуками [С] - [Ш]
САШ-ШАС СОШ-ШОС СУШ-ШУС СЫШ-ШИС СЭШ-ШЕС
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах со стечением согласных
СНА - ШНА СМА - ШМА СВА - ШВА СКА - ШКА
СНО - ШНО СМО - ШМО СВО - ШВО СКО - ШКО
СНУ - ШНУ СМУ - ШМУ СВУ - ШВУ СКУ - ШКУ
СНЫ - ШНЫ СМЫ - ШМЫ СВЫ - ШВЫ СКЫ - ШКЫ
СТА - ШТА СПА - ШПА СЛА - ШЛА
СТО - ШТО СПО - ШПО СЛО - ШЛО
СТУ - ШТУ СПУ - ШПУ СЛУ - ШЛУ
СТЫ - ШТЫ СПЫ - ШПЫ СЛЫ - ШЛЫ
АСТ-АШТ АСК-АШК АСН-АШН АСМ-АШМ АСВ-АШВ АСП-АШП
ОСТ-ОШТ ОСК-ОШК ОСН-ОШН ОСМ-ОШМ ОСВ-ОШВ ОСП-ОШП
УСТ-УШТ УСК-УШК УСН-УШН УСМ-УШМ УСВ-УШВ УСП-УШП
ЫСТ-ЫШТ ЫСК-ЫШК ЫСН-ЫШН ЫСМ-ЫШМ ЫСВ-ЫШВ ЫСП-ЫШП
ЭСТ-ЭШТ ЭСК-ЭШК ЭСН-ЭШН ЭСМ-ЭШМ ЭСВ-ЭШВ ЭСП-ЭШП
ИСТ-ИШТ ИСК-ИШК ИСН-ИШН ИСМ-ИШМ ИСВ-ИШВ ИСП-ИШП
ЕСТ-ЕШТ ЕСК-ЕШК ЕСН-ЕШН ЕСМ-ЕШМ ЕСВ-ЕШВ ЕСП-ЕШП
ЁСТ-ЁШТ ЁСК-ЁШК ЁСН-ЁШН ЁСМ-ЁШМ ЁСВ-ЁШВ ЁСП-ЁШП
ЮСТ-ЮШТ ЮСК-ЮШК ЮСН-ЮШН ЮСМ-ЮШМ ЮСВ-ЮШВ ЮСП-ЮШП
ЯСТ-ЯШТ ЯСК-ЯШК ЯСН-ЯШН ЯСМ-ЯШМ ЯСВ-ЯШВ ЯСП-ЯШП
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в начале слова
Шайка-сайка, шалун-салют, шахтёр-сапёр, шалаш-салат, шалфей-салфетка, шорох-сорок, шутки-сутки, шуметь-суметь, шип-сыпь, шут-суд, шов-сов, шумно-сумка, шитый-сытый, ширь-сыр, шило-сила, шипит-спит, шали-соли.
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в конце слова
Ваш-вас, наш-нас, кыш-кис, мышь-мыс, камыш-кумыс, плюш-плюс, грош-рос, брошь-брось, стриж-рис.
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в середине слова
Мешать-писать, пошел-посол, уши-усы, Маша-масса, ушат-усат, башенка-басенка, пишу-несу, пашу-пасу, пляшу-плясун, нашить-носить, лошадка-посадка, мешок-лесок, вершок-песок, ремешок-носок, мышонок-спросонок, мыши-крысы, решил-спросил, решать-тесать, прошить-просить, Проша-просо.
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словах, звук в начале, со стечением согласных
Шляпа-слякоть, шмель-смел, штуки - стуки, шпалы-спали, штык-стык, шпоры-споры, штиль-стиль, шторы-сторож.
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в середине слова со стечением согласных
Кашка-каска, Машка-маска, мишка-миска, пешки-пески, кишки-киски, рубашка-колбаска, башня-басня, пашня-паста, страшный-красный, пошла-росла, Яшка-ясный, клюшка-люстра, пошли-пасли, пешки-песни, мешки-мести, вишня-виснет, стишки-тиски, ириска-Иришка.
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словах,
звуки [Ш] - [С] в одном слове
Саша, Сашка, Сашенька, суша, сушу, сушить, сушёный, сушки, свыше, слушать, слышать, старший, страшно, солнышко, стёклышко, скошу, смешу, смешить, смешок, смешинка, смешная, стишок, смешно, сынишка, старушка, сушка, сшить, сшибить, сошка, спешу, спешка, спешить, сплошной, сошёл, шоссе, шанс, шест, шесть, шерсть, шалость, шествие, шахматист, шелест, шоссе, шесток, машинист, пастушка, пастушок, пустышка, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, трусишка, веснушки, путешествие, послушный, распушил, шелест, расшумелся.
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словосочетаниях
Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип, сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка, смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в чистоговорках
Ша-ша-ша - Саша моет малыша.
Су-су-су - воздушный шарик я несу.
Ши-ши-ши - спать ложатся малыши.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Со-со-со - Миша катит колесо.
Су-су-су - мишку видели в лесу.
Аш-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
Ос-ос-ос, ос-ос-ос - над кустами много ос.
Ош-ош-ош, ош-ош-ош - и над вишней много ос. (А. Хмелёва)
Ша - са - ша - аша Маша хороша.
Са - ша - са - укусила нос оса.
Ши - сы - ши - наши ушки хороши.
Сы - ши - сы - у осы усы, усы.
Иш - ис - ыш - беги сюда мылыш.
Аш - ос - аш - у нас большой шалаш.
Аш - ос - иш - вокруг такая тишь!
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в предложениях
Из 3 слов:
У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Поспешишь - людей насмешишь. Саша ест сушки. У Маши санки. На сосне шишки. Наш дедушка машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.
Из 4 слов:
Саша шла со старушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Шесть котят есть хотят. Рыбаки в шалаше пробудилися. У Наташи сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски поставят в шкаф. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый пояс. Соня пишет без ошибок. Собака Каштан ест мясо. Мишка ест из миски. У кошки пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет мимо башни. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.
Из 5 слов:
Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка пушистый. Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша едет под высоким мостом. У нашей кошки пушистый хвост. Кошка ест вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.
Из 6 слов:
Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Смешные шутки у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска - это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.
Из 7 - 8 слов:
У высокой сосны стоят Маша и Даша. Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника. Кошки сидят на окошке и смотрят на солнышко. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в стихах
Шишки скользкие шуршали.
Шумно шлёпались с сосны.
Слоем снега, словно шалью.
Скроет шишки до весны. (А. Волобуев)
Мчатся бешено машины -
По шоссе шуршат их шины.
И в несущейся лавине
Слышен шёпот: шу-шу-шу.
Это шина шепчет шине:
«Я спешу, спешу, спешу!» (Ю. Разумовский)
Весёлая старушка
Весь день сегодня шьёт.
На круглую катушку
Глядит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот. (К. Стюарт)
Едят пшено мышки, Ах, какую кашу
Мышки на опушке, Нам готовит Маша!
Пшено едят - Нет вкуснее каши,
Усами шевелят. (А. Хмелёва) Чем у нашей Маши. (А. Хмелёва)
Стеша спешила, Я сама братишке Лёше
Рубашку шила. Тряпкой вытерла калоши.
Да поспешила - Чтоб не наследила кошка,
Рукав не дошила. (Г. Аванесова) Сшила кошке я сапожки.
У кого есть усы ? Мышь и камыш
Ус-усы, ус-усы, Камышам пищала мышь:
У кота усы, усы. - Шорох ваш нарушил тишь!
Ус-усы, ус-усы, Шепчут шумно камыши:
У сома усы, усы. - Тише, мышка, не шурши!
Ус-усы, ус-усы, Шелест твой услышит кошка.
А у кошки есть усы? Шла бы к бабушке, ты. крошка!
Есть! (A. Хмелёва) Не послушаешься, мышка, -
Черепаха Кошка сцапает, глупышка!
Черепаха всех смешит, (B. Кремнев)
Потому что не спешит.
Но куда спешить тому,
Кто всегда в своём дому?
(Б. Заходер)
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в текстах
Серый плутишка.
Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.
Лиса и кувшин (сказка).
Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин голову и вылакала молоко. Но вот беда — никак голову из кувшина не вынет. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не понимаешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кувшин топить. Да кувшин утонул вместе с лисой.
Наша кошка
У нас необыкновенная кошка. И имя её необыкновенное - Умка. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. А умная какая! Ей дети:
Кто ходит босой? Гусак?
У кого от шишки шишка? У Мишки?
Кого мыши бояться? Кошку?
Кто усатый в воде под мостом? Сом?
Вот такая наша кошка!
Чья косынка?
На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она мне даст мяса!»
Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:
Ты куда с моей косынкой? А? Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.
Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.
Моих детишек косынка!
Будет Машина косынка!
Моих детишек косынка!
Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то нет!
Пушок не отдаёт косынку. Никому нет покоя от шума: ни пташкам, ни букашкам, ни осам...
Нашла! Нашла! Моя это косынка, - пискнула мышка.
Схватила косынку и бегом в свой домик. Стало на опушке тихо, никто никому не мешает.
У окошка
Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает.
Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку.
Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая, такая мягонькая, такая усатая, ушки на макушке!
Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту.
Ленивая кошка
Не дают покою мыши бабушке. То пшено унесут, то - овёс, то - кашу. А кошка Сонька спит на своей мягкой подушке, да ест, спит да ест.
Бабушка кошке: «Как бы и тебя мыши не унесли!»
Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами, да хвостом напугаю.
И опять спит да ест, ест да спит.
Видят мыши - не опасна им кошка. Спать к кошке на мягкую подушку идут. И шутят над ней: то у сонной кошки с шеи бант снимут и сами его носят, то на усы паука посадят.
Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Мушке.
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в скороговорках
Шила шубку - сшила юбку.
Спит на окошке пушистая кошка.
Шила шапку - сшила тапку.
У Сони - шишки, у Сани - шашки.
Сшила Саша Саше шапку.
Скушай, Саша, шесть сушек.
На сосне - сосновые шишки.
У нашего Мишутки смешные шутки.
Наш кот у нас, ваш кот у вас.
Сонина кошка сидит на окошке.
Надо суметь тут не шуметь.
У Машкиной мышки смешные штанишки.
Шестые сутки шутим шутки.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шишки на сосне, шашки на столе.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В шалаше шесть шалунов.
Я куплю для кошки сафьяновые сапожки.
Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.
У шести Сашек по шесть шестов, а на шести шестах по шесть сушек.
У Саши Шустикова и сынишка - Саша Шустиков.
У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат.
Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.
Мишка пойдёт к Сашке, Сашка пойдёт к Мишке.
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в пословицах и поговорках
Не поднимай нос: споткнёшься.
Спишь, спишь, а отдохнуть некогда.
Кошка спит, а мышку видит.
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
Что испек, то и кушай.
Как постелешь, так и поспишь.
Поспешишь - людей насмешишь.
Не спеши языком, поспеши делом.
Песней поле не вспашешь.
Сонная кошка мышей не ловит.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алифанова E.A., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. - 80 с.
2. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции / Т.А. Куликовская. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010 . - 48 с.
3. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 - 7 лет / Е.Н.Спивак. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. - 48 с.
Неструева Оксана
В логопедической работе самым трудоёмким является процесс автоматизации и дифференциации звуков . Чтобы разнообразить и упростить рабочие моменты, я использую в своей работе разные игры . Дети с удовольствием выполняют задания, если они интересные, яркие и разные. Они замечают, что какие-то картинки уже использовались, даже если сейчас мы употребляем их с другой целью. Поэтому приходится придумывать разные игры или их варианты , чтобы поддерживать интерес детей и добиваться главной цели-автоматизации или дифференциации звуков .
«Собери урожай»
Цель : .
Описание : ребёнок должен разложить луковицы в корзины, в жёлтую положить только те луковицы, на которых картинки со звуком Л , а в красную- со звуком Р .
«Магазин»
Цель : автоматизация и дифференциация звуков Л-Р .
Описание : Кукла Рая пришла в магазин купить платья. Помоги выбрать ей те платья, на которых есть аппликация предмета со звуком Р .
Варианты игры «4-й лишний»
Цель : автоматизация и дифференциация звуков Ч-Ц .
Описание : просим ребёнка «налить» чай из чайника только в 3 чашки, картинки на них подскажут, какая из них лишняя (заяц-нет звука Ч ) .
Просим ребёнка отправить на прогулку только трёх матрёшек, картинки на них подскажут, какая из них лишняя (ослик-нет звука Р* ) .
«Чудо-дерево»
Цель : автоматизация и дифференциация звуков Ш-С . (развешивая на дерево другие фрукты с картинками, можно отрабатывать другие звуки ).
Описание : предлагаем ребёнку «сорвать» с дерева только те сливы (яблоки, груши, на которых есть картинки со звуком Ш .
Публикации по теме:
Презентация «Игры на автоматизацию звука [Р]» Мультимедийные презентации-игры - удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Игры сочетают в себе.
Важным условием для улучшения качества логопедической работы в детском саду является совершенствование процесса обучения на занятиях, поэтому.
В своей работе для автоматизации звука использую приемы отраженного повторения и самостоятельного называния, например. по картинкам. Работа.
Игры для дифференциации звуков Часто после постановки и автоматизации звука, ребенок в речи смешивает этот звук с оппозиционным, взаимно их заменяя в словах. Например.
Игры для дифференциации звуков [с]-[ш] У детей дошкольного возраста часто наблюдается смешение в речи звуков С – Ш. Основной причиной этого является нарушение фонематического.
Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема.
Процесс закрепления звука в речи является длительным и трудоемким, поэтому в своей логопедической работе использую различные приемы автоматизации.
При поступлении в школу иногда дети меняют местами звуки или заменяют их другими. Это отражается на качестве письменной речи. Поэтому воспитатель, совместно с учителем-логопедом проводит работу по автоматизации и дифференциации звуков. Педагог может использовать разные карточки, звуковые часы, разучивать с детьми стихи и речёвки, а так же использовать интерактивные игры. Интерактивная игра «Дифференциация звуков З-С-Ц» направлена на закрепление умения детей чётко произносить эти звуки, развитие фонематического слуха, умение определять место звука в слове и т.д.
Интерактивная игра «Дифференциация звуков З-С-Ц» — развивающие задания для детей
Работая с подгруппой детей и интерактивной доской можно предложить следующие задания: произнести слова, чётко проговаривая заданный звук, сложить на полку только те предметы, в названии которых есть звук «З», подобрать пары к словам, в которых встречаются звуки «С, Ц», придумать как можно больше слов, в которых определить место необходимых звуков.
Так же в игре есть задания типа повтори скороговорки и отгадай загадки. Интерактивная игра «Дифференциация звуков З-С-Ц» может сделать процесс речевого развития интересным и лёгким, а использование игр в образовательной деятельности позволяет добиться более высоких результатов.
Чистоговорки для закрепления звуков «З, С, Ц»
Ас-ас-ас — продаётся квас.
Ас-ас-ас — мама нам купила квас.
Аc-ac-ac — у нас дома квас.
Ас-ас-ас — вкусный очень этот квас.
Ас-ас-ас — у нас ананас.
Ас-ас-ас — у нас свет погас.
Ас-ас-ас — свет в окне погас.
Ес-ес-ес — мы пошли в лес.
Ис-ис-ис — я играл на бис.
Ис-ис-ис — цветок любимый мой ирис.
Иска-иска — на столе миска.
Ос-ос-ос — в саду много ос.
Ос-ос-ос — на палубе матрос.
Ось-ось-ось — в лесу лось.
Ус-ус-ус — на ёлке много бус.
Ус-ус-ус — у Лены много бус.
Ус-ус-ус — у Сони кактус.
Ыс-ыс-ыс — Денис пьёт кумыс.
Ась-ась-ась — уплыл карась.
Ись-ись-ись — ты играть учись.
Усь-усь-усь — я играть учусь.
Са-са-са — у сосны стоит лиса.
Са-са-са — вот летит оса.
Са-са-са — у норы оса.
Са-са-са — у Сони длинная коса.
Се-се-се — прищемили хвост лисе.
Сё-сё-сё — вот и лето всё.
Си-си-си — в тине караси.
Си-си-си — мы едем мимо на такси.
Со-со-со — у Вовы колесо.
Со-со-со — покатилось колесо.
Со-со-со — прокололи колесо.
Су-су-су — сумку новую несу.
Су-су-су — сова кричит в лесу.
Сы-сы-сы — у осы усы.
Сы-сы-сы — у папы усы.
Ся-ся-ся — вот морковка вся.
Язык книзу: са-са-са,
Укусила нос оса.
Язык книзу: сы-сы-сы,
У сома усы — усы.
Сы-со-са — на бумаге поло… (са).
Су-са-сы — у девчушки две ко… (сы).
Сы-су-со — покатилось коле… (со).
Са-со-су — маме я цветы не… (су).
Са-са-са — вот опять идёт… (лиса).
Сы-сы-сы — прибежали две… (лисы).
Су-су-су — дети видели… (лису).
Сой-сой-сой — волк погнался за… (лисой).
Се-се-се — много сказок о… (лисе).
Ис-ис-ис — в лесу есть много… (лис).
Са-са-са — кто это?
Са-са-са — это лиса.
Са-са-са — что же делает лиса?
Са-са-са — гуляет по лесу лиса.
Са-са-са — кого встретила лиса?
Са-са-са — волка встретила лиса.
За-за-за — начинается гроза.
За-за-за — на лугу стоит коза.
Зе-зе-зе — дай воды козе.
Зе-зе-зе — травку дали мы козе.
Зи-зи-зи — к дому подвези.
Зу-зу-зу — мы увидели козу.
Зу-зу-зу — ручеёк течёт внизу.
Зы-зы-зы — вымыли тазы.
Зя-зя-зя — нам болеть нельзя.
Зой-зой-зой — бежит козленок за козой.
Зон-зон-зон — в зоопарке есть безон.
Ац-ац-ац — вот какой матрац.
Ец-ец-ец — вот какой ты молодец.
Иц-иц-иц — для уколов нужен шприц.
Ца-ца-ца — это наша курица.
Це-це-це — много зёрен в огурце.
Цо-цо-цо — мы выходим на крыльцо.
Цу-цу-цу — мы похлопали певцу.
Лариса Малышева
Игры на дифференциацию звуков.
Дидактическая игра «Молоток и дудочка»
Цель: Учить детей дифференцировать в словах звуки [д] и [т].
Ход: Воспитатель постукивает деревянным молоточком по столу и говорит:
«Тук – тук – тук,
Ток – ток – ток,
Бей покрепче молоток.
У дудочки песенка звонкая, она начинается со звука [д]. А песенка молоточка незвонкая. Она начинается со звука [т]».
У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок четко проговаривает слово, интонационно выделяет звук [д] или [т]. Кладет картинку к дудочке, если в слове слышится звук [д], а к молоточку, если в слове звук [т].
Дидактическая игра «Звуковая дорожка»
Цель: Автоматизировать звук [с]в словах в различных позициях.
Ход: В игре принимают участие 2 – 4 игрока. По считалке дети выбирают первого игрока. Он кидает кубик и проходит по игровому полю столько клеточек подряд, сколько очков выпало на верхней грани кубика. При этом по ходу фишки называет предметы, изображенные на картинках. Это слова со звуком [с] в различных позициях. Затем ход передается следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым дойдет до последней картинки на дорожке.
Дид. игра «Логопедическое домино»
Цель: Автоматизировать звук [р] в словах в различных позициях.
Ход: Игра проводится по принципу домино. Количество детей от 2 до 4. Предложите первому игроку выложить любую карточку и назвать на ней изображенные предметы. Следующий участник подбирает и выкладывает одну из своих карточек так, чтобы изображения на ней и карточке предыдущего игрока совпали с одной или с другой стороны. Выигрывает тот, у кого раньше, чем у других, не останется ни одной карточки. (Ракета, радуга – ракета, гитара – гитара, кровать).
Дид. игра «Путаница»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение различать в словах звуки [з] и [с].
Ход: Воспитатель показывает предметные картинки. Если в слове слышится звук [з], то картинку кладут к комару, если звук [с] – насосу.
Дид. игра «Большой и маленький моторчики»
Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков [р] и [р"] в словах.
Ход: На столе стоят 2 машины (большая с синим кузовом и маленькая с зеленым кузовом). Дети по очереди интонационно выделяют в словах звуки [р] или [р"], кладут картинку в кузов, объясняя свой выбор (в слове рак первый звук [р] – это твердый согласный звук, значит в синий кузов.
Дид. игра «Какой звук заблудился»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.
Ход: Воспитатель предлагает детям отгадать, какой звук «заблудился» и исправить ошибку сказать правильно.
Вот колючий, серый ешик.
На крылечке сидит кожечка.
На травинку села красивая стрекоса.
Мама намазала хлеб мазлом.
Дидактическая игра по дифференциации звуков "С-Ш" "Рыбалка с Мишей"
Сидорова Мария Сергеевна
Должность:
воспитатель
Место работы:
МКДОУ №18 (филиал), г.Миасс
Краткое описание
:Дидактическая игра на дифференциацию звуков "с-ш" и на развитие фонематического восприятия.
Обязательно:
Разрезать карточки между собой!
Назначение материала
:игра может быть использована воспитателем, учителем - логопедом и родителями.
Оборудование:
Заламинированные поля: две карточки - со звуком "с" (одна с пустыми полями, вторая с картинками начинающиеся на звук "с"). Две карточки - со звуком "ш" (одна с пустыми полями, другая с картинками начинающиеся на звук "ш").
Цель:
Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков "с - ш", обогащение словарного запаса.
Задачи:
*закреплять умения детей классифицировать и различать на слух, в произношении ранее поставленных звуков «с» и «ш»;
*развивать зрительное восприятие, связную речь;
*закреплять знания детей об артикуляции этих звуков;
*воспитание навыков контроля и самоконтроля.
1. "Поймай рыбку со звуком "С""
Цель:
Дифференциация звука "с"
Ход игры:
Перед ребенком карточки рыбок с картинками на звук "с". Нужно разложить рыбок в окошечки, произнеся слова.
2. "Поймай рыбку со звуком "Ш""
Цель: Дифференциация звука "ш"
Ход игры: Перед ребенком карточки рыбок с картинками на звук "ш". Нужно разложить рыбок в окошечки, произнеся слова.