Излюбленный жанр державина. Творчество Г.Р
4. Произведения Державина
1. Характеристика творчества Державина
Творчество Гаврилы Романовича Державина сыграло огромную роль в развитии русской литературы конца XVIII в. — начала XIX в., так как способствовало ее освобождению от отжившего к тому времени классицизма и формированию нового прогрессивного литературного направления реализма. Творчество Державина тесно связано с общеевропейскими и русскими передовыми идеями и течениями конца XVIII в. Державин сделал для развития русской литературы следующее:
✓ первым усвоил тенденции литературного направления романтизма, которое активно развивалось в то время в Европе, и постепенно подготовил развитие этого направления в русской литературе;
✓ ярко выразил тенденции развития европейской и русской культуры своего времени;
✓ ввел в русскую поэзию элементы романтизма, фольклора;
✓ разрушил тенденции классицизма в русской поэзии и литературе в целом, создав почву для развития романтизма, а затем и реализма.
Поэзия Державина имеет следующую идейную характеристику :
✓ принятие самодержавия и действующей власти, но при этом критика недостойных правителей;
✓ культ служения русскому обществу, и в этом заключается задача поэта;
✓ создание и проповедование высокого гражданского идеала вельможи и даже царя как слуги общества, принесшего себя в жертву ради блага общества, и этот идеал является критерием оценки реальных людей и их деятельности на благо государства и общества;
✓ гражданственность поэзии Державина, что дало начало гражданской поэзии Рылеева, Пушкина;
✓ черты патриотизма в поэзии и воспевания величия Отечества, составляющие одну из главных особенностей творчества Державина;
✓ проповедование идеи спокойной, приятной, радостной жизни, что не идет у Державина в разрез с его высокими гражданскими идеалами и патриотизмом.
2. Черты реализма в творчестве Державина
Творчество Державина, являясь предвестником реализма в русской литературе, имеет следующие черты этого направления:
✓ постановка реалистической задачи в поэзии, которая сводится к изображению индивидуальных черт, явлений, быта и окружающей действительности в ее реальном неподдельном характере;
✓ воплощение страны и времени в первую очередь в людях и обыденных явлениях, а не в идейных высотах, что характеризовало творчество Державина как тяготеющее к реализму в русской литературе;
✓ изображение конкретных явлений, людей и предметов, а не их анализ, что также говорит о чертах реализма в творчества поэта;
✓ открытие природы для русской поэзии и новых способов ее изображения: ярких, настоящих, реальных, а не условных картин природы;
✓ игнорирование жесткого деления литературы на жанры, что имело следующее выражение в произведениях Державина:
Название любого стихотворного произведения Державина одой;
Использование тех средств выразительности, которые близки автору, даже если они не соответствуют выбранному жанру;
Сочетание в одном стихотворении разных размеров;
Использование и экспериментирование с разными метрическими формами, строфами, размерами, иногда - использование вольного стиха;
✓ новаторство литературного языка и стиля, который у Державина имеет следующие особенности:
Разработка легкого короткого интимно-лирического стихотворения параллельно с крупными поэтическими формами;
Стремление к изяществу стиля и стиха, к улавливанию и выражению мимолетных, едва заметных настроений, картин живой природы, человека, мира, жизни;
Использование речевых оборотов, не свойственных предшественникам Державина, среди которых можно выделить:
Выражения разговорной речи, окрашенной явно демократически;
Связь речи с фольклором;
Отказ от использования свойственной тому времени салонной дворянской речи;
Использование низких и простых оборотов не только в сатире, но и в "высоких" жанрах, например в оде.
3. Изображение личности в творчестве Державина
Новаторская разработка темы личности в поэзии Державина также имела черты реализма Своеобразная, новая разработка темы личности в поэзии имела следующее значение для развития русской литературы:
✓ способствовала развитию литературы и ее отходу от традиций классицизма с его "безликим" героем, не имеющим своей индивидуальности;
✓ подготовила "рождение человека" в русской литературе и развитие традиций индивидуально-лирической медитации Жуковского, а также в перспективе психологической прозы XIX в.
Изображение личности у Державина имело следующие особенности:
✓ открытие национального определения человеческой личности, т. е. рассмотрение ее в национальном ключе, как принадлежащую к определенной нации (в данном случае нации русских), что олицетворяло собой первые попытки поднять литературу на уровень социального и исторического понимания личности, что впоследствии с успехом было реализовано А. С. Пушкиным. Такое понимание личности выражалось у Державина в следующем:
Образах русской природы;
Картинах русского быта;
Описании идеала человека;
Демократизме идеального героя;
Особенностях поэтической речи;
✓ изображение личности не только в масштабе крупных исторических событий государственной важности, но и в мелочах и деталях быта, т. е. в повседневной жизни;
✓ создание образа героя не в соответствии с конкретными жанровыми чертами, которыми должен обладать персонаж, исходя из установленного жанра произведения, а опора на то, что близко автору, и на то, что он хочет передать о себе через героя (будь то автобиография, или нет). Изображение реального персонажа и того, что ему дает автор, может не соответствовать изначально заданному жанру;
✓ неотделимость лирического героя от представлений о реальном авторе;
✓ создание образа реального человека, окруженного реальным бытом, имеющего свою индивидуальную биографию, свой характер и свою психологию, и описание его индивидуальных особенностей, и это является способом создания портрета живого настоящего человека.
4. Произведения Державина
Перу Державина принадлежит множество стихотворных и прозаических произведений и од. Творческое наследие Державина включает в себя следующие произведения:
✓ первые литературные опыты:
Прозаический перевод с немецкого (1773), явившийся его первой литературной работой и вышедший анонимно;
Сборник од "Оды переведенные и сочиненные при горе Читалагае", в который были включены как переводные, так и оригинальные произведения;
✓ первые значительные произведения (1779), в которых начинает формироваться его собственный индивидуальный литературный стиль, и к этим произведениям относятся:
Ода "Ключ", в которой проявились яркие образы природы и конкретная словесная речь;
Ода "На рождение порфирородного отрока";
Ода "На смерть кн. Мещерского", в которой был открыт для читателя лиризм индивидуальной человеческой души;
✓ ода "Бог" (1780-1784), ставшая одним из знаменитых произведений Державина, и в ней он, развивая идеи поэзии раннего английского романтизма, выступает против атеизма французских материалистов;
✓ похвальная ода "К Фелице" (1782), принесшая автору известность и признание в широких кругах, в том числе при дворе, и содержащая в себе новую систему стихосложения, которая имела следующие особенности:
Похвала императрице;
Живая речь и простое подлинное лирическое изложение;
Насыщенность шутками, чертами быта, сатирическими образами, в том числе сатирой на придворных;
Изображение действительности во всем ее многообразии;
Переплетение высоких и низких, лирических и сатирических черт;
✓ множество од, насыщенных элементами сатиры, и од на гражданские темы, не имеющих той "высокой" напыщенности, которая была свойственна старому поэтическому стилю. Среди которых:
. "Ода на взятие Измаила" (1790), не содержащая сатиры и выполненная в величественных тонах, что также явило собой новую творческую победу Державина;
Ода "Вельможа" (1790-е гг.), содержащая в себе черты гражданско-сатирической оды с сатирой на пороки правящих кругов;
Ода "Водопад" (1790-е гг.), являющаяся крупнейшим произведением автора;
✓ "Евгения. Жизнь Званская", явившаяся одним из величайших шедевров автора и дающая реалистичные и в то же время проникнутые глубоким лиризмом картины мира, жизни, быта со всеми их подробностями.
Гаврила Романович Державин (1743-1816) - выдающийся русский поэт 18 - начала 19 века. Творчество Державина было во многим новаторским и оставило значительный след в истории литературы нашей страны, повлияв на дальнейшее ее развитие.
Жизнь и творчество Державина
Читая биографию Державина, можно отметить, что юные годы писателя никак не указывали на то, что ему суждено стать великим человеком и гениальным новатором.
Гаврила Романович родился в 1743 году в Казанской губернии. Семья будущего писателя была очень небогата, однако принадлежала к дворянскому сословию.
Юные годы
В детстве Державину пришлось пережить смерть отца, что еще ухудшило материальное положение семьи. Мать вынуждена была идти на все, чтобы обеспечить своих двух сыновей и дать им хоть какое-то воспитание и образование. Хороших педагогов в провинции, где жила семья, было не так много, приходилось мириться с теми, кого удавалось нанять. Несмотря на трудное положение, плохое здоровье, неквалифицированных учителей, Державин, благодаря своим способностями и упорству, все же смог получить приличное образование.
Военная служба
Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако доучиться в гимназии ему так и не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то служащим, привела к тому, что юношу на год раньше отправили на военную службу в Петербург, в в должности обычного солдата. Лишь десять лет спустя ему удалось все-таки добиться чина офицера.
С поступлением на военную службу жизнь и творчество Державина сильно изменились. Долг службы оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в военные годы Державин сочинил довольно много шуточных стихов, а также изучал произведения различных авторов, в том числе Ломоносова, которого он особенно почитал и считал образцом для подражания. Поэзия Германии также привлекала Державина. Он отлично знал немецкий язык и занимался переводами на русский немецких поэтов и в своих собственных стихотворениях часто опирался на них.
Однако в то время Гаврила Романович еще не видел свое главное призвание в поэзии. Он стремился к карьере военного, к служению родине и улучшению материального положения семьи.
В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако повышения и признания своих заслуг так и не добился. Получив в качестве вознаграждения всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не вполне честным способом - игрой в карты.
Раскрытие таланта
Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. "Чаталагайские оды" (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.
В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие - он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).
Собственный путь в литературе
С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в жанре оды, принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.
Последние годы
В последние десятилетия жизни Державин перестает писать оды, в его творчестве начинает преобладать любовная лирика, дружеские послания, шуточные стихи.
Творчество Державина кратко
Сам поэт своей главной заслугой считал введение в художественную литературу "забавного русского слога", в котором смешивались элементы высокого и просторечного стиля, сочеталась лирика и сатира. Новаторство Державина было и в том, что он расширил список тем русской поэзии, включив в него сюжеты и мотивы из повседневной жизни.
Торжественные оды
Творчество Державина кратко характеризуют наиболее известные его оды. В них часто соседствует бытовое и героическое, гражданское и личное начало. Творчество Державина, таким образом, объединяет ранее несовместимые элементы. Например, "Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока" уже нельзя назвать торжественной одой в классицистическом смысле этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 году было описано как великое событие, все гении приносят ему различные дары - разум, богатство, красоту и др. Однако пожелание последнего из них ("Будь на троне человек") указывает на то, что и царь - человек, что для классицизма было не характерно. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека.
"Фелица"
В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица - это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы.
"На взятие Измаила"
В этой оде изображен величественный образ русского народа, покоряющего турецкую крепость. Сила его уподобляется силам природы: землетрясению, морской буре, извержению вулкана. Однако она не стихийна, а подчиняется воле русского государя, движима чувством преданности родине. Необыкновенная сила русского воина и в целом русского народа, его мощь и величие были изображены в этом произведении.
"Водопад"
В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.
Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев - вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.
Философские оды
Темы творчества Державина продолжают философские "На смерть князя Мещерского" (1779) была написана после смерти наследника Павла, Причем смерть изображается образно, она "точит лезвие косы" и "скрежещет зубами". Читая эту оду, сначала даже кажется, что это своеобразный "гимн" смерти. Однако заканчивается она противоположным выводом - Державин призывает нас ценить жизнь как "небес мгновенный дар" и прожить ее так, чтобы умереть с чистым сердцем.
Анакреонтическая лирика
Подражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию.
Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича - это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина.
В 1804 году вышли отдельным изданием "Анакреонтические песни". В предисловии он разъясняет, почему решил писать "легкую поэзию": поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет.
Поздняя лирика
К особенности творчества Державина в поздний период относится то, что в это время он практически перестает писать оды и создает в основном лирические произведения. Стихотворение "Евгению. Жизнь званская", написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого вельможи, обитающего в роскошном сельском родовом поместье. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского "Вечер" и являлось полемичным зарождающемуся романтизму.
К поздней лирике Державина относят и произведение "Памятник", наполненный верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим изменениям.
Значение творчества Державина было очень велико. Начатую Гаврилой Сергеевичем трансформацию классицистических форм продолжил Пушкин, а в дальнейшем и другие русские поэты.
Несмотря на то, что основа творчества Гаврилы Державина - русский классицизм, оно значительно выходило за его пределы. Для стихов Державина характерно объединение «высоких» и «низких» элементов, смешение торжественной оды с сатирой, просторечные выражения наряду с церковнославянской лексикой. Проскальзывает в произведениях поэта и романтический подход к действительности. Иными словами, в творчестве Державина выразился весь путь развития русской литературы этой эпохи - от классицизма, сквозь сентиментализм и романтизм к реализму.
Основой искусства поэт считает истину, доносить до читателя которую обязаны художники и поэты. Задача искусства - подражание природе, то есть объективной действительности. Но это не касается низменных и грубых сторон жизни - поэзия, как считает Державин, должна быть «приятна». Также она должна быть полезна - этим объясняются многочисленные нравоучения, сатиры и морали, которыми пестрит творчество поэта.
Державин, конечно, не мог претендовать на роль духовного народного вождя и посягать на основы самодержавия, но во многих произведениях он выражает именно народную точку зрения, что уже было прорывом для русской литературы XVIII века. Так, впечатления от крестьянской пугачёвской войны отразились во всех важнейших стихах поэта - от «Читалагайских од» до «Вельможи» - в них он на стороне народа, осуждая его мучительство помещиками и вельможами.
Начиная с 1779 года творчество Державина становится всё более оригинальным - он идёт своим путём в поэзии. Заслугой Державина перед русской поэзией является введение в литературу «забавного русского слога»: сочетания высокого стиля с просторечием, сатиры и лирики.
Державин расширяет тематику поэзии, сближает её с жизнью. Он начинает смотреть на мир и природу глазами обычного земного человека. Поэт изображает природу не отвлечённо, как это делали до него, а как живую реальность. Если до Державина природа описывалась в самых общих чертах: ручьи, птицы, цветы, овечки, то в стихах поэта уже появляются детали, краски, звуки - он работает словом, словно художник кистью.
В изображении человека поэт приближается к живому портрету, что было первым шагом на пути к реализму.
Державин расширяет границы оды. В «Фелице» нарушается установленная Ломоносовым схема - это уже сюжетное стихотворение, а не свод высказываний автора в связи с торжественным событием. Наиболее знаменитые оды Державина - «Фелица», «Бог», «Видение мурзы», «Изображение Фелицы», «Водопад» - это сюжетные произведения, в которые поэт вносит свои мысли и чувства.
Стихи Державина вносят в поэзию образ автора, знакомят читателя с личностью поэта - в этом заключается ещё одно его открытие. В произведениях представлен не абстрактный, а конкретный человек. Поэт в произведениях Державина - это неподкупный борец за правду.
Огромное значение для последующего развития русской литературы имеет поэтический язык Державина. Поэт превосходно чувствовал народную речь. В стихах поэта всегда присутствует риторика и ораторские интонации - он учит, требует, наставляет, негодует. Многие выражения Державина стали крылатыми:
«Где стол был яств, там гроб стоит», «Я царь, - я раб, - я червь, - я бог», «Отечества и дым нам сладок и приятен» и т. д.
Главной заслугой поэта было введение в поэзию «обыкновенного человеческого слова», что было неслыханно неожиданно и ново. Предметом поэзии становятся обычные человеческие дела и заботы.
Произведения Державина имели влияние практически на всех поэтов конца XVIII - начала XIX века, способствуя наступлению новой вехи развития русской поэзии.
любимый жанр Державина
Альтернативные описанияПатетическое, прославляющее произведение
Стихотворение в торжественном тоне
Жанр в поэзии
Торжественное стихотворение
Оркестрово-хоровое произведение
Японский полководец (1534-1582)
. "... к радости" Шиллера
. "Вольность"
. "Вольность" по жанру
. "Песня", ставшая жанром поэзии
. "Усы" Пушкина (жанр)
. "Фелица" Гаврилы Державина
. "вольность" Радищева
Жанр лирической поэзии
Автомобиль ИЖ-2126
Величавый стих
Вид стихотворения
Возносящий стих
Восхваление
Восхваление в стихах
Державин
Дифирамбы в стихах
Ж. торжественое песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее славу, хвалу, величие, победу и пр
Жанр "Усов" Пушкина
Жанр Гаврилы Державина
Жанр Горация
Жанр Державина
Жанр высокой лирики
Жанр лирики
Жанр лирической поэзии и музыки
Жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения
Жанр поэзии
Зарифмованная лесть
Зарифмованный подхалимаж
Картина Ренуара "... к цветам"
Картина французского художника Огюста Ренуара "... к цветам"
Лестный стих
Лесть в рифму
Лесть, положенная на стихи
Лирический жанр
Лирическое стихотворение для пения хором
Льстивая песнь
Любая форма лирики в Греции
Подхалимаж в стихах
Подхалимское творение
Похвала в рифму
Похвала в стихах
Похвала от поэта
Поэзия Державина
Поэзия во славу (жанр)
Поэма английского поэта Перси Шелли "... к западному ветру"
Поэма английского поэта Перси Шелли "... свободы"
Поэма вроде дифирамба
Поэтическая хвала
Поэтический гимн
Поэтический жанр
Поэтическое произведение
Приподнятое стихотворение
Прославляющая поэзия
Прощальная у Бродского
Рифмованная лесть начальнику
Рифмованная похвала
Рифмованная хвала
Родная сестра дифирамба
Сборник американского поэта Аллена Гинзберга "Плутониева..."
Славное стихотворение
Славный стих
Славословие
Стих во славу героя
Стих во славу события
Стих герою
Стих льстеца
Стих от Ломоносова
Стих подхалима
Стих родине
Стих, посвященный родине
Стихи в торжественном тоне
Стихотворение в торжественном тоне
Стихотворное восхваление
Стихотворное послание
Стихотворный дифирамб
Стихотворный подхалимаж
Творение поэта
Торжественная поэзия
Торжественно-подхалимский стих
Торжественное стихотворение
Торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь историческому событию или герою
Торжественное, прославляющее поэтическое произведение
Торжественные стихи
Торжественный стих
Форма лирики в Древней Греции
Хвала в песне
Хвала в стихах
Хвалебная песнь
Хвалебная поэзия
Хвалебная, напыщенная
Хвалебный жанр высокой лирики
Хвалебный стих
Хвальба (поэт.)
Хвальба от поэта
Хвелебная песнь
Хоровая песня
Японский полководец
Зайцева Лариса Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки, Починковского района, Нижегородской области.
Предмет: литература
Класс: 9
Тема: Повторение изученного по литературе 18 века.
Тест для 9 класса «Г. Р. Державин»
Литература 18 века является основой всей нашей дальнейшей литературы, поэтому очень важно знать, как она развивалась, кто был ее основоположником.Г. Р. Державин, Д. И Фонвизин, Н. М. Карамзин внесли в литературу что-то свое, новое, они являлись представителями разных направлений, но цель их была одна — сделать наш язык доступным, красивым, понятным простому человеку. Предложенный тест позволит проверить и теоретические знания учащихся, и практические. Тем более, что тест не займет много времени на уроке, поэтому целесообразнее провести его в конце урока на этапе закрепления материала.
1.Писателями 18 века являлись:
А) Фонвизин,
Б) Державин
В)Карамзин.
2.Излюбленный жанр Державина:
А) комедия,
Б) лирика,
Г) повесть и рассказ.
А) Фонвизин,
Б)Державин,
В) Карамзин.
4.Кому принадлежат строчки?
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
А) Карамзину,
Б)Державину,
В) Фонвизину.
5.Кто являлся представителем классицизма как литературного направления?
А) Фонвизин,
Б) Державин,
В) Карамзин.
6.Кто написал комедию «Бригадир»?
А) Фонвизин
б)Карамзин,
в) Державин.
7.Кто в своих произведениях поднимает тему Отечества и служения ему?
А) Фонвизин,
Б) Карамзин,
В) Державин.
8.Кто в своих произведениях изображает нравы придворного дворянства?
А) Фонвизин,
Б) Карамзин,
В) Державин.
9.Кто был губернатором Олонецкой губернии?:
А) Фонвизин,
Б) Карамзин,
В) Державин.
10.Кто из них писал сатирические произведения?
А) Фонвизин,
Б) Державин,
В) Карамзин.
11.Чьему перу принадлежат «Письма русского путешественника»?
А) Фонвизина,
Б) Державина,
В) Карамзина.
12.Кто из них приблизил литературный язык к живой, естественной разговорной речи?
А) Фонвизин,
Б) Державин,
А) Державин,
Б) Карамзин,
В) Фонвизин.
14.Выберите признаки сентиментализма:
А) способность героя чувствовать и переживать,
Б) соответствие теории «трех штилей»,
В) в центре произведения — героические личности,
Г) герои – простые люди,
Д) изображение красоты природы,
Е) соблюдение правила «трех единств» — места, времени, действия.
15.В повести «Бедная Лиза» Карамзин утверждает:
А) образование должно быть хорошим,
Б) Отечеству надо служить верой и правдой,
В) и крестьянки любить умеют,
Г) нельзя угнетать крепостных крестьян.
Оценки | |
Общая оценка:
За 20 – 24 – «5»
За 15 – 20 – «4»