Косгу: приобретение пластиковых окон и входной двери. Учреждение меняет окна и двери Ремонт подстатья 225 косгу расшифровка
Применение подстатьи 225 КОСГУ в рамках бюджетного учета является наиболее проблематичным. Нередко возникают сомнения при выборе между 225 и 310 КОСГУ (между ремонтом и модернизацией (реконструкцией, дооборудованием), а также - между 225 и 226 КОСГУ. Почему такие сложности возникают и как бухгалтеру «выйти сухим из воды», рассмотрим на примере рабочих ситуаций.
Что учитывать
Согласно Указаниям № 180н на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, ока-зание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом имущества, полученного в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. В частности, это расходы на:
- содержание в чистоте помещений, зданий, дворов, иного имущества (уборка и вывоз снега, мусора; дезинфекция, дезинсекция, дератизация, газация; санитарно-гигиеническое обслуживание, мойка и чистка (хим-чистка) и т. д.);
- ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов;
- противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества (огнезащитная обработка, зарядка огнетушителей и т. д.);
- расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния;
- проведение бактериологических исследований воздуха в помещениях, а также иных нефинансовых активов (перевязочного материала, инстру-ментов и т. п.);
- замазка, оклейка окон;
- услуги по организации питания животных, находящихся в оперативном управлении, а также их ветеринарное обслуживание;
- заправка картриджей;
- другие аналогичные расходы.
Учреждение отразило расходы за проведение экспертизы компьютерной техники, что было необходимо в целях подтверждения неисправности компьютера и его спи-сания, по подстатье 226 КОСГУ.
Выбор подстатьи 226 КОСГУ бухгалтер мотивировал тем, что эта экспертиза не связана с эксплуатацией. Однако в Указаниях № 180н в составе подстатьи 225 КОСГУ указано: обследование технического состояния объектов нефинансовых ак-тивов, осуществляемое в целях... определения возможности дальнейшей эксплуата-ции... Следовательно, расходы надо было отразить по коду 225 КОСГУ.
Это же учреждение регулярно оплачивает работы по «испытанию диэлектрических галош и ковриков». В полном соответствии с принципами применения подстатьи 225 КОСГУ эти работы оплачиваются как содержание имущества.
Учреждение отразило оплату работ по «опломбированию водомера» по под-статье 225 КОСГУ Несмотря на то что водомер не числится в учете как отдельный объект, код КОСГУ выбран правильно.
В Указаниях № 180н относительно применения подстатьи 225 КОСГУ отмечено: государственная поверка, паспортизация, клеймение средств измерений. Факт проведения опломбирования водомера подтверждает, что он находится в опе-ративном управлении учреждения.
Аналогично в отношении такого вида работ, как «электроизмерение и ис-пытание параметров электропроводки», оплату следует производить по коду 225 КОСГУ.
Администрация сельского поселения заключила договор на «сбор, транспорти-ровку, размещение отходов», предметом которого являлся сбор и вывоз мусора с улиц и иных общественных мест на территории поселения.
Бухгалтер принял ошибочное решение об отражении этих расходов на подста-тью 226 КОСГУ, хотя сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов относятся к коду 225 КОСГУ.
Независимо от того, оформлено ли такое имущество, расположенное в черте зе-мель поселения, в собственность, оно фактически находится в пользовании поселе-ния.
Кроме того, в п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указа-но, что в полномочия поселения входит организация благоустройства территории.
Следовательно, отражать расходы необходимо по подстатье 225 КОСГУ.
Подчеркнем, что ни один из нормативных документов по применению КОСГУ не содержит указания о том, что подстатья 225 может относиться исключительно к имуществу, отраженному на балансовых или забалансовых счетах учреждения. Определено только то, что речь идет об имуществе, на-ходящемся в собственности, оперативном управлении или пользовании.
Администрация сельского поселения для целей исполнения работ по благоустрой-ству приобрела бензопилу. В соответствии с п. 51 Инструкции № 157н бензопила отне-сена к материальным запасам и приобретена по коду 340 КОСГУ. Согласно принятой в органе власти учетной политике бензопила списана при передаче в эксплуатацию. В результате объект отсутствует и на балансовых, и на забалансовых счетах.
Тем не менее ремонт бензопилы следует отражать по коду 225 КОСГУ, т. к. право пользования на нее не прекратилось. Факт проведения ремонта подтверждает, что ремонтируемый объект существует и используется учреждением.
О ремонте
В 2009 г. в письме Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 «О на-правлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления» (в настоящее время утра-тило силу) впервые было дано определение понятия «ремонт». Под ним понимался комплекс ремонтно-строительных и ремонтно-реставрационных работ, выполняемых в т. ч. в целях устранения неисправностей (восстанов-ления работоспособности) объектов нефинансовых активов.
Данная формулировка сохранилась и в Указаниях № 180н: ремонт - это, в частности, устранение неисправностей, восстановление работоспособно-сти имущества, восстановление или поддержание первоначальных харак-теристик. Рассмотрим, как данное определение действует на практике.
Устранение неисправностей объектов: двигатель автомобиля вышел из строя, автомобиль не может двигаться.
Восстановление эксплуатационных показателей объектов:
- автомобиль еще ездит, но заметно упала мощность двигателя, резко увеличился расход топлива, угар масла значительно превышает нормы;
- принтер еще печатает, но качество печати низкое, оттиски нечеткие, с полосами;
- оконные рамы еще целые, но рассохлись настолько, что их невозможно открыть и проветрить помещение.
Вышел из строя жесткий диск компьютера (HDD ) емкостью 80 гБ. На момент выполне-ния ремонта в продаже уже нет дисков емкостью менее 250 гБ. В результате произошло улучшение характеристик компьютера. Однако первопричиной замены жесткого диска было устранение неисправности, поэтому такая операция не является модернизацией и относится к коду 225 КОСГУ.
В соответствии с определением понятия ремонта, введенным Минфи-ном России, была поставлена точка в многочисленных конфликтах по вопросу правильной классификации работ по замене (ремонту) окон, две-рей, ворот, элементов отопительной системы. А также систем водоснаб-жения, канализации, ассенизации, освещения (в т. ч. радиаторов, смеси-телей, раковин, унитазов, светильников и других бытовых предметов, не являющихся отдельными инвентарными объектами), входящих в стои-мость здания.
Учреждение заключило договор на выполнение работ по замене вышедшего из строя отопительного котла в здании, которое находится в оперативном управлении и числится в бюджетном учете. Котел числился в учете как отдельный инвентарный объект основных средств. Новый котел приобретен в рамках отдельного договора.
В соответствии с нормами Инструкции № 157н (п. 118) отопительный котел не явля-ется самостоятельным объектом основных средств, а относится к материальным запа-сам. Следовательно, необходимо сначала исправить ошибку в учете: отсторнировать операцию принятия к учету котла как объекта основных средств и отразить исправи-тельную проводку по оприходованию старого котла как материальных запасов и далее списать его на увеличение стоимости здания.
Поскольку целью работ по демонтажу старого и установке нового котла было вос-становление эксплуатационных характеристик здания, все указанные работы следова-ло отнести к подстатье 225 КОСГУ
Новый котел, приобретенный в рамках отдельного договора, следует оплатить за счет статьи 340 КОСГУ, а после установки - списать по коду 272 КОСГУ.
Если ремонт (замена) выполняются подрядчиками в рамках договоров, заключенных государственными (муниципальными) учреждениями в це-лях восстановления эксплуатационных показателей зданий, сооружений, то оплачивать такие работы следует по коду 225 КОСГУ. Даже если под-рядчик указал в документах перечень и стоимость израсходованных им материалов.
В отношении обслуживания и ремонта единых функционирующих систем (локально-вычислительных сетей, пожарной и охранной сигнализации, си-стем допуска в помещение и видеонаблюдения и т. п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов, в Указаниях № 180н также пред-писано использование кода 225 КОСГУ. Даже если такие системы не отра-жены в учете в качестве отдельного инвентарного объекта.
В отношении зданий и сооружений к ремонтным работам отнесены:
- отделочные работы (перекраска, замена покрытий без изменения основ-ных функциональных характеристик);
- некапитальная перепланировка помещений;
- реставрационные работы (за исключением работ, носящих характер ре-конструкции, модернизации, дооборудования и приводящих к сущест-венным улучшениям объектов).
Для того чтобы четко различать, какие расходы следует отражать по коду 225, а какие по коду 310 КОСГУ (ремонт или реконструкция (мо-дернизация, дооборудование)), следует отталкиваться от первопричины (цели) выполнения работ. Если целью является улучшение характери-стик исправного объекта, то такие расходы не относятся к коду 225 КОСГУ.
Учреждение приобрело новую программу для ведения бухгалтерского учета. Пер-вый месяц ее эксплуатации показал, что, хотя компьютер, на который она была уста-новлена, исправен, его технические характеристики недостаточны для эффективного использования рабочего времени бухгалтера: медленно работает процессор и не хва-тает объема оперативной памяти.
Работы по улучшению компьютера не могут быть отнесены к подстатье 225 КОСГУ, т. к. их причиной не является восстановление работоспособности самого компьютера (старая бухгалтерская программа работает, как и прежде, успешно).
Таким образом, работы следует оплатить по коду 310 КОСГУ как модернизацию или дооборудование, в зависимости от состава работ.
Не все имущество отражается по 225
Для того чтобы четко различать, какие расходы следует оплачивать по коду 225, а какие - по коду 226 КОСГУ (содержание имущества или прочие услуги), следует иметь в виду, что не все работы и услуги, связанные с иму-ществом, относятся к подстатье 225 КОСГУ:
- под содержанием понимаются работы, проводимые с имуществом, кото-рое находится в эксплуатации, поэтому работы по монтажу (когда иму-щество еще не введено в эксплуатацию (оплата по 226 КОСГУ)), по де-монтажу (имущество уже не эксплуатируется (226 КОСГУ)) не относятся к подстатье 225 КОСГУ;
- к содержанию имущества не относятся услуги, не связанные непосредст-венно с его эксплуатацией или с поддержанием его эксплуатационных характеристик: хранение (226 КОСГУ), транспортировка (222 КОСГУ), страхование (226 КОСГУ).
Государственная инспекция труда по субъекту РФ приобрела автомобиль. Автоса-лон-продавец в рамках отдельного договора произвел дополнительные работы: по-лировку кузова, фар; перепрограммирование контроллера автоматической коробки передач.
Вопреки мнению бухгалтера, по требованию органа казначейства оплата была про-изведена по подстатье 225 КОСГУ, хотя следовало отразить операцию по коду 226 КОСГУ
В описанной ситуации работник органа казначейства подошел формально к вопро-су выбора кода КОСГУ Действительно, если рассматривать сам состав выполняемых работ, то, как правило, такие работы выполняются для восстановления характеристик автомобиля. Конечно, из предоставленных в орган казначейства документов не было видно, что автомобиль новый. Но бухгалтер дал устные разъяснения, которые работник органа казначейства не принял во внимание.
Согласно Указаниям № 180н к подстатье 225 КОСГУ относятся работы, осуществля-емые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользователь-ских характеристик объекта. В отношении нового объекта никакого поддержания или восстановления быть не может, следовательно, нет оснований для применения подстатьи 225 КОСГУ.
Чтобы предотвратить такую ситуацию, следовало сформулировать договор с авто-салоном таким образом, чтобы в нем присутствовало прямое указание на то, что авто-мобиль новый.
Иные случаи
Также к подстатье 225 КОСГУ не относятся:
- приобретение государственным (муниципальным) учреждением матери-альных запасов для целей проведения ремонта, произведенное в рамках отдельных договоров (340 КОСГУ);
- оплата услуг по поддержанию (восстановлению) работоспособности компьютерных программ (226 КОСГУ);
- пусконаладочные работы «вхолостую» (работы капитального характера,
- 226 КОСГУ));
- разработка проектной документации для проведения ремонта (226 КОСГУ).
При проведении планового технического обслуживания автомобиля в автосало-не согласно предоставленным документам, кроме выполнения работ, подрядчиком были израсходованы запасные части (свечи зажигания, фильтры, прокладки), ГСМ (моторное и трансмиссионное масло) и технологические жидкости (антифриз, тор-мозная жидкость). Орган казначейства потребовал у учреждения отдельно произ-вести оплату за материальные запасы по статье 340 КОСГУ, и за работы - по подста-тье 225 КОСГУ Такое требование ошибочно и связано с неправильным пониманием назначения статьи 340 КОСГУ, которая отражает не приобретение материальных запасов, как процесс, а увеличение их стоимости, как результат. В результате техоб-служивания автомобиля общее количество материальных запасов в учреждении не изменилось. Следовательно, всю сумму договора следует оплатить по подста-тье 225 КОСГУ.
Бухгалтерские проводки
Согласно инструкциям № 157н и 162н отражение операций по подстатье 225 КОСГУ может быть оформлено следующим образом:
Наименование операции | Бухгалтерская запись | |
дебет счета | кредит счета | |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
Начисления | ||
Отражение задолженности поставщику за услуги по со-держанию имущества | 0 401 20 225 0 109 00 225 | 0 302 25 730 |
Кассовые расходы безналичным путем | ||
Перечисление оплаты поставщику за услуги по содержа-нию имущества | 0 302 25 830 | 1 304 05 225 0201 11 610 |
Перечисление аванса поставщику за услуги по содержа-нию имущества | 0 206 25 560 | 1 304 05 225 0201 11 610 |
Зачет ранее перечисленного аванса за услуги по содержа-нию имущества после получения документов, подтверж-дающих получение услуг | 0 302 25 830 | 0 206 25 660 |
Расходы через подотчетное лицо | ||
Перечисление денежных средств под отчет на счет со-трудника в кредитной организации | 0 208 25 560 | 1 304 05 225 0201 11 610 |
Снятие наличных для выдачи под отчет | 0 210 03 560 | 1 304 05 225 0201 11 610 |
Поступление в кассу | 0 201 34 510 | 0 210 03 660 |
Выдача сотруднику под отчет | 0 208 25 830 | 0 201 34 610 |
Принятие отчета сотрудника об израсходованных суммах | 0 401 20 225 0 109 00 225 | 0 208 25 660 |
Возврат неиспользованных сумм | 0 201 34 510 | 0 208 25 660 |
Сдача на лицевой счет | 0 210 03 560 | 0 201 34 610 |
Зачисление на лицевой счет - восстановление расходов | 1 304 05 225 0201 11 510 | 0 210 03 660 |
Начисление по гражданско-правовым договорам с физическими лицами | ||
Начисление работнику выплат по подстатье 225 КОСГУ | 0 401 20 225 0 109 00 225 | 0 302 25 730 |
Удержание налога на доходы физических лиц | 0 302 25 830 | 0303 01 730 |
Начисление платежей в бюджет по подстатье 225 КОСГУ | 0 401 20 225 0 109 00 225 |
0 303 02 730 0 303 06 730 0 303 07 730 0 303 08 730 0 303 10 730 0 303 11 730 |
Кассовые расходы безналичным путем | ||
Перечисление оплаты по гражданско-правовому договору | 0 302 25 830 | 1 304 05 225 0201 11 610 |
Перечисление платежей в бюджет и во внебюджетные фонды |
0303 01 830 0 303 06 830 0 303 07 830 0 303 08 830 0 303 10 830 0 303 11 830 | 1 304 05 225 |
Кассовые расходы с выплатой наличными | ||
Снятие наличных для выплаты | 0 210 03 560 | 1 304 05 225 0201 11 610 |
Поступление в кассу | 0 201 34 510 | 0 210 03 660 |
Выдача физическому лицу | 0 302 25 830 | 0 201 34 610 |
В соответствии с положениями раздела V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 190н, расходы бюджетного учреждения на оплату государственного контракта, предметом которого является: проведение ремонтных работ в помещении учреждения, предусматривающего работы по замене дверей и окон, следует отразить по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" классификации операций сектора государственного управления; приобретение окон и дверей - по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" классификации операций сектора государственного управления.
Ремонт основных средств учреждения
При эксплуатации основные средства морально и физически изнашиваются. Восстановить их можно путем проведения:
В зависимости от периодичности и сложности ремонт бывает текущим и капитальным. Как правило, под текущим ремонтом понимается техническое обслуживание основных средств для поддержания их в рабочем состоянии (п. 8 ст 55.24 Градостроительного кодекса РФ). В свою очередь, капитальный ремонт предполагает замену или восстановление основных элементов (деталей, конструкций и т. п.) (п. 14.2 , 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Учреждение самостоятельно определяет, какие ремонтные работы относятся к текущим, а какие – к капитальным.
Капитальный ремонт не относится к капвложениям в объекты основных средств. А значит, увеличивать их стоимость на затраты, связанные с его проведением, не нужно. Ведь ремонт не изменяет технологическое или служебное назначение объекта, не влечет изменения его параметров, не увеличивает нагрузки и не устанавливает новые качества объекта.
Чтобы определить, к ремонту или реконструкции (модернизации) относятся восстановительные работы по зданиям, сооружениям и прочему недвижимому имуществу, можно руководствоваться следующими документами:
Об этом сказано в письмах Минфина России от 25 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/87 и от 23 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/794 .
Ситуация: можно ли отнести восстановительные работы к ремонтным, если в результате них характеристики основного средства улучшились. До восстановительных работ основное средство было неисправно
Документальное оформление
Необходимость ремонтных работ нужно подтвердить документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , ).
Если вы ремонтируете объекты, которые уже эксплуатируются, можно составить акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства (дефектная ведомость). Для некоторых отраслей предусмотрены унифицированные формы подтверждающих документов. Например, чтобы оформить выявленные дефекты подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов, используют дефектную ведомость , утвержденную постановлением Минтранса России от 9 января 2004 г. № 2 . Дефекты основных элементов трубопроводов тепловых электростанций отражают в ведомости дефектов трубопроводов (утверждена постановлением Госгортехнадзора России от 18 июня 2003 г. № 94).
Если унифицированной формы документа, подтверждающего обнаруженные дефекты, не установлено, используйте самостоятельно разработанный бланк, например акт о выявленных неисправностях (дефектах) объекта основных средств или дефектную ведомость . В этих документах укажите неисправности объекта и предложения по их устранению.
Количество экземпляров акта о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства (дефектной ведомости) будет зависеть от того, кому принадлежит имущество и кто будет делать ремонт. Если учреждение решило своими силами отремонтировать основные средства, достаточно одного экземпляра. Если работы будет выполнять сторонний подрядчик, акт (дефектную ведомость) лучше заполнить в нескольких экземплярах по числу участвующих в ремонте организаций. В этом случае документы должны подписать представители всех задействованных сторон.
Чтобы обосновать необходимость и объем ремонтных работ, можно провести стороннюю оценку. Для справки: в бухучете и отчетности такие расходы проведите по «Работы, услуги по содержанию имущества». То есть отражать их нужно на счетах, которые увязаны с этим кодом: 401.20.225, 206.25, 302.25 и т. д. Такой порядок следует из раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н , и разъяснен в письме Казначейства России от 14 января 2016 г. № 02-02-03-3/14 (согласовано с Минфином России).
Ремонт нового оборудования, неисправность которого была выявлена при его монтаже (т. е. до принятия на учет в качестве основного средства), нужно также подтвердить документально. Так как в приказе Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н подходящей формы нет, можно составить акт о выявленных дефектах оборудования по форме № ОС-16 (ОКУД 0306008). Но его применение нужно обязательно закрепить в учетной политике, ведь сейчас формы документов класса 03 по ОКУД не применяются.
При передаче основного средства в ремонт в специальное подразделение учреждения (например, ремонтную службу) следует составить накладную на внутреннее перемещение (ф. 0504102) в трех экземплярах. Если при ремонте местонахождение основного средства не меняется, накладную составлять не нужно. Такой порядок следует из Методических указаний , утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н .
Если учреждение выполняет ремонтные работы не собственными силами, с
А значит, последующие разделы акта заполняются после того, как подрядчик передал вам уже отремонтированное имущество. Поэтому, когда вы только отдаете основное средство на ремонт, можно составить акт в произвольной форме . В случае утраты (порчи) объекта основных средств подписанный акт позволит учреждению потребовать у подрядчика возмещения причиненных убытков (ст. и ГК РФ). При отсутствии такого акта доказать передачу данного объекта основных средств подрядчику будет затруднительно.
В договоре подряда может быть прописано, что материалы для ремонта основного средства заказчик передает подрядчику (). При передаче материалов составьте накладную на отпуск материалов на сторону (ф. 0504205).
По окончании ремонта подрядчик должен сдать заказчику отчет об израсходованных материальных запасах (). На основании полученного отчета материальные запасы нужно списать на счета учета затрат.
По окончании ремонтных работ составляется акт о приеме-сдаче отремонтированных основных средств (ф. 0504103). Его заполняют независимо от того, хозяйственным или подрядным способом выполнен ремонт. Только в первом случае учреждение оформляет бланк в одном экземпляре, а во втором – в двух (для себя и для подрядчиков). Акт подписывается:
- приемочной комиссией, созданной в учреждении;
- сотрудником, ответственным за ремонт основного средства (или представителем подрядчика);
- сотрудником, ответственным за сохранность основного средства после ремонта.
Если подрядчик проводил ремонтные работы здания (сооружения или помещения), которые признаются строительно-монтажными, то дополнительно к акту (ф. 0504103) должны быть подписаны акт приемки по форме № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 .
Ситуация: нужно ли составлять акт по форме № 0504103 при замене запчастей в основном средстве
Ситуация: нужно ли в акте по форме № 0504103 указывать стоимость материалов, использованных подрядчиком для ремонта основного средства. Учреждение передало подрядчику запчасти на осуществление ремонта
Пример заполнения акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. 0504103)
Бухучет
Отражение в бухучете расходов на ремонт основных средств зависит от того, каким способом – подрядным или хозяйственным – они выполнены.
Расходы на проведение ремонта собственными силами состоят:
- из стоимости запасных частей и расходных материалов. Приобретенные для ремонта запчасти и расходные материалы учтите в составе материалов ;
- из зарплаты сотрудников, выполнивших ремонт;
- из страховых взносов, начисленных с зарплаты сотрудников, и т. д.
Порядок отражения в бухучете затрат на проведение ремонта основных средств зависит от типа учреждения.
В учете бюджетных учреждений:
Затраты на проведение ремонтных работ отразите проводками:
Дебет счета |
Кредит счета |
||
Ремонт проведен собственными силами: |
|||
Списаны запчасти, необходимые для ремонта: |
|||
– если запчасти включены в состав особо ценного движимого имущества; |
|||
– если запчасти включены в состав иного движимого имущества |
|||
Начислена зарплата сотрудникам, занятым в проведении ремонта |
|||
Начислены на зарплату сотрудников, занятых в ремонте, страховые взносы: |
|||
– на социальное страхование; |
|||
– на медицинское страхование; |
|||
– на пенсионное страхование; |
|||
– на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний |
|||
Ремонт проведен силами подрядной организации: |
|||
Разъясняем тонкости законодательства и актуальные вопросы наших читателей.
Казённым учреждением заключён договор на поставку трёх пластиковых окон на сумму 51 000 руб. Приложения к договору включают в себя стоимость окон, стоимость услуг по доставке и монтажу (установку в оконный проём). Закупка была осуществлена в 2012 г. Оказание услуг по доставке, а также монтажные работы соответствующими первичными документами не оформлялись. Договор выполнен, окна установлены. Факт исполнения обязательств по договору отражён товарной накладной и счётом-фактурой на сумму 51 000 руб. Расходы отнесены на статью 340 КОСГУ . Может ли возникнуть вопрос у контролирующих органов на предмет отнесения стоимости услуг по доставке на подстатью 226 КОСГУ, а стоимости монтажа на подстатью 225 КОСГУ?
При отнесении расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ в 2012 г. государственные (муниципальные) учреждения руководствовались положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённых приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н (далее - Указания № 180н). Согласно положениям как действующих, так и ранее действовавших Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ расходы должны относиться на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ в зависимости от экономического содержания конкретных хозяйственных операций.
В свою очередь, экономическое содержание операции прежде всего определяется на основании предмета договора (контракта). По общему правилу расходы на приобретение объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями Инструкции № 157н могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ.
Таким образом, в случае приобретения стеклопакетов на основании договора поставки учреждением обоснованно может применяться статья 340 КОСГУ. При этом по итогам поставки (купли-продажи) оформляется накладная, на основании которой в бюджетном учёте казённого учреждения отражаются операции по принятию к учёту материальных запасов (п. 99 Инструкции № 157н, п. 23 Инструкции № 162н). Напомним, что списание материальных запасов на ремонтные работы оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230), форма которого приведена в приказе Минфина России от 15.12.2010 № 173н. Данный акт применяется для оформления решения о списании материальных запасов и служит основанием для отражения их выбытия со счетов бухгалтерского учёта.
Отметим, что учреждением также может быть заключён смешанный договор, предусматривающий как поставку материальных ценностей, так и монтажные работы (установку). При этом, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определённые статьи (подстатьи) КОСГУ, у учреждения не возникает оснований для отражения всех этих расходов по какому-то одному коду КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации условия договора предусматривают услуги по доставке и монтаж (установку в оконный проём), однако стоимость этих услуг в договоре не выделена, а порядок документального оформления исполнения сторонами обязательств не предусматривает оформления документов, подтверждающих оказание этих услуг. В свою очередь, содержание указанных условий при отсутствии документального оформления факта выполнения ремонтных работ увеличивает риск возникновения разногласий с органами финансового контроля в ходе проведения ими контрольных мероприятий.
При отсутствии документального подтверждения оказания дополнительных услуг, предусмотренных условиями договора поставки, в целях исключения разногласий с органами финансового контроля в ходе проведения ими контрольных мероприятий факт выполнения ремонтных работ (установка стеклопакетов в оконный проём) должен быть зафиксирован Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). Он составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем. Отметим также, что под ремонтными работами понимаются работы, осуществляемые в целях восстановления или поддержания эксплуатационных показателей (качества применения) объектов нефинансовых активов (в т. ч. зданий, сооружений). Работы по замене окон в уже эксплуатировавшемся какое-то время здании соответствуют таким критериям и могут быть оплачены за счёт подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ в соответствии с Указаниями № 65н. При этом в предмете договора и в первичных документах, которые будет оформлять подрядная организация, желательно использовать формулировку «ремонтные работы на объекте… согласно смете…» или иные подобные формулировки.
В самой же смете, подробно описывающей перечень ремонтных работ, желательно указывать перечень из нескольких мелких видов работ, которые выполняются при установке окон. При этом дополнительным аргументом в пользу применения подстатьи 225 КОСГУ, конечно же, будет упоминание в смете отдельных видов работ, связанных с демонтажем старых окон.
В предмете договоре указано: работы по замене оконных блоков, установка отливов и подоконников. В сметном расчете: монтаж пластиковых оконных конструкций с откосами. Как правильно указать тему договора и сметы, чтобы платеж провести по статье 225?
Ответ
Отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться исходя из экономического содержания хозяйственной операции, определяемой предметом договора (контракта).
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н, расходы на оплату договора, предметом которого является установка (замена) окон, следует отражать по подстатье КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества".
Поэтому, в рассматриваемой ситуации может быть любая из формулировок: "Работы по замене оконных блоков, установка отливов и подоконников" или "Монтаж пластиковых оконных конструкций с откосами", а может быть просто "Установка (замена) пластиковых окон".
В любом случае, платеж правомерно провести по подстатье КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества". Такой вывод можно сделать, исходя из раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н.
В государственных (муниципальных) учреждениях все доходы и расходы распределяются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов. Об этом сказано в статье 23.1 Бюджетного кодекса РФ, части 5 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разделе указаний, утвержденных .
В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н .
КОСГУ группирует операции в зависимости от их экономического содержания и состоит из следующих групп:
100 - «Доходы»;
200 - «Расходы»;*
300 - «Поступление нефинансовых активов»;
400 - «Выбытие нефинансовых активов»;
500 - «Поступление финансовых активов»;
600 - «Выбытие финансовых активов»;
700 - «Увеличение обязательств»;
800 - «Уменьшение обязательств».
Ситуация: по какой статье (подстатье) КОСГУ отразить расходы на приобретение и установку решеток для окон
Ответ на этот вопрос зависит от условий договора.
Расходы на установку решеток с использованием оборудования подрядчика отражайте по подстатье КОСГУ 225 раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).*
Если учреждение-заказчик самостоятельно приобретает решетки, расходы по статьям (подстатьям) КОСГУ распределите в следующем порядке:
последующая установка решеток на окна - «Работы, услуги по содержанию имущества».
изготовление дверей из материалов заказчика - «Прочие работы, услуги»;
установка противопожарных дверей (замена дверей на противопожарные) - «Работы, услуги по содержанию имущества».
В рассматриваемой ситуации работы (услуги) по изготовлению (приобретению) и установке производятся и оплачиваются в рамках одного договора. Исходя из экономического содержания данного договора основной целью его заключения являются противопожарные мероприятия. Поэтому все расходы по данному договору отразите по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
2. Статья: Ремонт здания: меняем окна и двери
Статья расходов зависит от способа выполнения работ
После оформления сметной документации необходимо выбрать способ выполнения ремонтных работ. Можно привлечь строительную организацию, выполнить работу собственными силами или поручить ее физическому лицу, заключив с ним договор гражданско-правового характера (подряда).
Отражая ремонтные работы по замене окон и дверей, важно учесть и такую особенность. Согласно положениям Инструкции по бюджетному учету, если такие активы полностью меняются на новые, стоимость здания остается прежней, ведь модернизацией, дооборудованием или реконструкцией это не является.
Как правило, стоимость окон и дверей после их установки списывают на расходы.
Причем статья расходов не зависит от того, на аналогичные окна и двери заменяют старые или нет. То есть случай замены деревянных дверей, например, на металлические с особой защитой и системой замков на выбор статьи расходов никак не влияет.
Кроме того, бухгалтерам следует помнить, что такие объекты, как окна и двери, не учитывают по статье бюджетной классификации РФ «Увеличение стоимости основных средств». Ведь, по сути, они являются строительными материалами. Однако по коду 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» их стоимость отражают тоже не всегда.* Рассмотрим разные варианты.
Ремонт выполняет строительная организация
При оформлении договора со строительной организацией-подрядчиком в одном из пунктов необходимо указать, чьи материалы будут использованы во время работ (заказчика, подрядчика или и того, и другого).
Статью расходов определяют согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ. В соответствии с действующим законодательством полная замена окон и дверей является капитальным ремонтом. При условии что ремонтные работы выполняются с использованием материалов только подрядчика, их оплата отражается по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».*
Однако если работы выполняются с использованием строительных материалов заказчика (полностью или частично), то оплата работ производится по подстатье 225 , а приобретение учреждением строительных материалов (окон, дверей) - по подстатье 340 . Заказчик в таком случае (если приобретал материалы и передавал их подрядчику) заполняет Накладную на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15).
По окончании ремонтных работ для подтверждения сего факта подрядчик оформляет соответствующую документацию (постановление Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100).
Окна и двери устанавливает физическое лицо по договору подряда
Если работу по замене окон и дверей проводит физическое лицо, с которым учреждение заключило гражданско-правовой договор, то эти расходы отражают по подстатье 225 . Оплата единого социального налога по указанному договору также будет отражаться по названной статье.
В остальном отражение расходов аналогично уже рассмотренному варианту: для учета стоимости материалов при покупке их подрядчиком используется код 225 , при покупке заказчиком - .
По окончании ремонта составляется акт приемки выполненных работ в произвольной форме. Так как до настоящего времени унифицированный бланк этого документа не утвержден, форму акта рекомендуется утверждать приказом по учреждению или в учетной политике.
Списывают строительные материалы на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230) и Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
При этом контролирует использование строительных материалов работник учреждения, назначенный приказом руководителя для контроля за проведением ремонтных работ в учреждении.
Учреждение самостоятельно проводит ремонт
Если учреждение выполняет ремонтные работы собственными силами, то затраты на приобретение строительных материалов, окон и дверей отражают по подстатье 340 .
Работникам, участвующим в замене (установке) таких активов, зарплата выплачивается согласно действующим в учреждении правилам с отражением по коду 211 «Заработная плата».
И в этом случае израсходованные материалы списывают на основании Акта на списание материальных запасов и Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения. Причем, как и при осуществлении ремонтных работ по договорам гражданско-правового характера (подряда), контролирует использование строительных материалов работник учреждения.
3. Статья: Отвечает чиновник. Применение кодов бюджетной классификации РФ
- Учебному учреждению выделили средства по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» на установку пластиковых окон. Однако орган Федерального казначейства не пропускает оплату выполненных работ по данной подстатье, ссылаясь на то, что это текущий ремонт, а соответственно, его оплату следует произвести по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». Правомерны ли действия специалистов казначейства?
Да, правомерны.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, расходы на оплату договора, предметом которого является установка (замена) пластиковых окон, следует отразить по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.*
Р.П. Ничук,
эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"
Бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений нередко сталкиваются с необходимостью отражать в учете операции, связанные с заменой окон и дверей. Например, если в ходе планового ремонта меняют межкомнатные или входные двери и заменяют старые деревянные окна на современные пластиковые. Или если кто-то разбил окно и приходится в экстренном порядке вставлять новое стекло или стеклопакет.
Театр начинается с вешалки, а ремонт - с плана!
Любой ремонт - "удовольствие" во всех отношениях дорогое. Поэтому необходимо к такому ответственному мероприятию готовиться заранее. В государственных (муниципальных) учреждениях ремонт, как правило, проводится за счет субсидии на иные цели. Поэтому учреждению необходимо согласовать условия и сроки получения такой субсидии.
Обратите внимание, что в ряде случаев именно на этапе согласования с учредителем целей предоставления "иной" субсидии учреждение должно определиться, на какой именно ремонт ему нужны средства: на капитальный ремонт, реконструкцию и т. п. Так, например, согласно приказу Минкультуры России от 19.01.2012 № 13 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий Госфильмофонду России" субсидия на иные цели предоставляется, в частности:
- на проведение капитального ремонта объектов имущественного комплекса Госфильмофонда России;
- разработку проектно-сметной документации по объектам, подлежащим капитальному ремонту.
Кроме того, учреждению необходимо в течение трех дней с момента принятия решения о проведении ремонта внести соответствующие изменения в план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Требование об этом содержится в Порядке размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (утв. совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н; далее - Приказ № 761/20н).
Затем казенное или бюджетное учреждение готовит закупочную документацию и проводит процедуры размещения заказа на выполнение ремонтных работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ о размещении заказов. В свою очередь автономные учреждения при проведении закупок руководствуются нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и самостоятельно разработанным Положением о закупках.
Поэтому весьма важно, чтобы уже на этапе согласования с учредителем целей выделяемых средств, при подготовке закупочной документации согласовать все виды работ со всеми заинтересованными службами учреждения, включая и бухгалтерию. Если позже, например, уже при подписании договора с подрядчиком выявится какая-то ошибка, то изменить условия договора и т. п. будет невозможно.
Обратите внимание, что Федеральное казначейство осуществляет строгий контроль за целевыми субсидиями и их использованием. Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, утвержден приказом Минфина России от 16.07.2010 № 72н .
Кроме того, финансовые источники для проведения текущего и капитального ремонта разные.
Ремонт или реконструкция?
Поэтому первый принципиальный вопрос, который необходимо решить на этапе планирования работ - и который напрямую влияет на порядок отражения в учете операций, связанных с заменой окон и дверей, - заключается в том, как именно следует трактовать предполагаемые работы: как текущий или капитальный ремонт либо как реконструкцию здания.
Все дело в том, что в соответствии с пунктом 27 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее - Инструкция № 157н) в случаях реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и частичной ликвидации (разукомплектации) объектов нефинансовых активов необходимо производить изменение их первоначальной (балансовой) стоимости. Относить затраты на реконструкцию, модернизацию или дооборудование объекта на увеличение его стоимости нужно:
Кроме того, в момент принятия выполненных работ, согласно пункту 44 Инструкции № 157н, в случаях изменения в результате реконструкции или модернизации первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств комиссии по поступлению и выбытию активов нужно также принять решение о пересмотре срока полезного использования по этому объекту.
В пунктах и