Структура фронтальных логопедических занятий. Фронтальные логопедические занятия в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (с логопедическими группами) Логопедические фронтальные занятия в первом
В конце учебного года составляется сводная характеристика логопеда и воспитателя на каждого ребенка, в которой должны найти отражение результаты коррекционного обучения и остаточные проявления речевого недоразвития.
Логопедические занятия
Логопедические занятия в специальном детском саду являются основной формой коррекционного обучения, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.
Логопедические (фронтальные) занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы.
1. Занятия по формированию лесксико-грамматических средств языка:
а) занятия по формированию словарного запаса;
б) занятия по формированию грамматического строя.
Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространённые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.
2. Занятия по формированию звуковой стороны речи .
Основными задачами этих занятий являются: формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
3. Занятия по развитию связной речи.
Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному высказыванию.
На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.
Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.
Самсонова С. Н., Яковлева И. В.
П Фронтальные формы логопедической работы: учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. – с.
В учебном пособии рассматриваются принципы, методы, приёмы, специфика планирования фронтальных форм логопедической работы с детьми.
Пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.
© Елецкий государственный
университет им. И. А. Бунина, 2014 г.
© С. Н. Самсонова, И. В. Яковлева, 2014
ВВЕДЕНИЕ
29.12. 2012 года был принят Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Статья 10 нового закона («Структура системы образования») гласит, что в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: высшее образование – бакалавриат и высшее образование – специалитет, магистратура.
В свете новых требований к преподаванию в системе бакалавриата остро стоит необходимость в разработке учебной и учебно – методической литературы, обеспечивающей потребность студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование».
Учебное пособие по дисциплине «Фронтальные формы логопедической работы» предназначено для подготовки к практическим занятиям студентов очного и заочного отделений высших учебных заведений, обучающихся по направлению: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.
Это учебное пособие направлено на формирование у студентов теоретических знаний и практических умений по предлагаемому курсу и предполагает глубокое изучение принципов разработки и проведения фронтальных форм логопедической работы.
Задачами курса «Фронтальные формы логопедической работы» являются:
Расширение и систематизация знаний студентов об обследовании речи детей и проведении фронтальных форм логопедической работы;
Ознакомление студентов с принципами, методами, приёмами, спецификой планирования фронтальных форм логопедической работы в дошкольной образовательной организации и на логопункте общеобразовательной школы;
Обучение проведению логопедического обследования и составлению конспектов фронтальных форм логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
Обучение студентов анализу проводимых фронтальных форм логопедической работы с детьми с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации и на логопункте общеобразовательной школы.
К каждой теме даны вопросы для самоконтроля и промежуточного контроля знаний студентов в форме тестирования, список используемой и рекомендуемой литературы.
В целом, предлагаемое учебное пособие, может быть рекомендовано для подготовки будущих бакалавров.
Тема 1. Фронтальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми.
Цель: уточнить, систематизировать и расширить знания студентов о фронтальных формах логопедической работы.
Задачи:
Познакомить студентов с принципами организации фронтальных форм логопедической работы с детьми с нарушениями речи;
Охарактеризовать систему планирования и проведения фронтальных форм логопедической работы;
Раскрыть методы и приёмы фронтальных форм логопедической работы.
Ключевые слова и фразы: «фронтальные формы логопедической работы», «речевая патология», «дети с нарушениями речи», «логопедическая работа», «принципы фронтальной логопедической работы», «логопедическое воздействие».
План
1. Принципы организации фронтальных форм логопедической работы с детьми.
2. Система планирования и проведения фронтальных форм логопедической работы с детьми.
3. Методы и приёмы фронтальных форм логопедической работы.
Принципы организации фронтальных форм логопедической работы с детьми.
Логопедические занятия в дошкольной образовательной организации являются основной формой коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи (звукового состава слова, словообразования, грамматического строя), формирование высших психических функций (памяти, внимания, мышления) и подготовка к школе.
На фронтальных формах логопедической работы осуществляется
процесс логопедического воздействия, на котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе проведения фронтальных форм логопедической работы большое значение придаётся общедидактическим принципам: воспитывающий характер обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода .
Помимо этого, логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы, наиболее значимыми из которых являются следующие.
Принцип системности. В основе данного принципа лежит представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной
Принцип комплексности. Данный принцип имеет большое значение при изучении речевых расстройств как симптомов нервных и нервно – психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико – психолого – педагогический характер.
Принцип развития. Этот принцип предполагает учет общих и специфических закономерностей в онтогенезе аномальных детей, а также выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип деятельностного подхода. Реализация данного принципа применяется по отношению к тем видам деятельности, которые на различных возрастных этапах обеспечивают наиболее интенсивное психическое
развитие ребенка. В рамках ведущей деятельности происходят качественные изменения в психике, которые являются центральными психическими новообразованиями возраста. Качественная перестройка обеспечивает предпосылки для перехода к новой, более сложной деятельности, знаменующей достижение нового возрастного этапа.
Онтогенетический принцип. Заключается в том, что разработка методики коррекционно – логопедического воздействия на фронтальных формах логопедической работы ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.
Принцип обходного пути. Этот принцип предполагает формирование новой функциональной системы в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, в обход пострадавшего звена.
Этиопатогенетический принцип. Учёт данного принципа очень важен при устранении речевых нарушений, так как для правильного построения коррекционной работы с ребенком специалистам необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У детей, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие грубое речевое недоразвитие, различны, соответственно методы и содержание коррекционной работы должны отличаться.
Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции
расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного
мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике
нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторичных наслоений.
Планирование и проведение фронтальных форм логопедической работы.
Логопедическая работа включает следующие виды занятий:
фронтальные (групповые), подгрупповые и индивидуальные. Их особенность заключается в коррекционной направленности, обеспечиваемой программой с учётом специфики речевого нарушения.
С точки зрения дидактической классификации, все виды логопедической работы делятся на:
Фронтальные логопедические занятия с целью овладения новыми знаниями, где дети накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем обеспечивает формирование понятий;
Фронтальные формы логопедической работы с целью совершенствования, формирования практических умений и навыков, на которых предусматривается проведение упражнений, направленных на длительное и многократное повторение;
Фронтальные формы логопедической работы с целью обобщения знаний, умений и навыков: при этом систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях детей; такие занятия проводятся в конце изучения отдельных тем и разделов программы;
Фронтальные логопедические занятия с целью повторения, на которых, учитывая особенности психических процессов детей с речевой патологией, закрепляются приобретенные знания, умения и навыки;
Комбинированные логопедические занятия, на которых одновременно решаются несколько дидактических и коррекционных задач.
Основными задачами фронтальных форм логопедической работы с детьми, являются:
Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать
предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность
уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков
словообразования и словоизменения; воспитание умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных семантических структур;
Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарного звукового анализа и синтеза;
Обучение детей самостоятельному высказыванию, на основе сформированных навыков использования различных типов предложений; вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-
описание .
Тема, цели, содержание, методическая аранжировка, а также периодичность и продолжительность фронтальных форм
логопедической работы определяются специальной (коррекционной) программой и соотносятся с возрастными и речевыми особенностями детей.
Технология проведения фронтальных форм логопедической работы может меняться в зависимости от задач коррекционной работы, возраста детей, структуры речевого дефекта, уровня общего развития. Однако можно выделить некоторые этапы фронтальных форм логопедической работы, которые составляют организационный стержень и базируются на общих
закономерностях процесса усвоения знаний и умений (табл. 1).
Фронтальные логопедические занятия в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (с логопедическими группами)
Медицина и ветеринария
Обучение на занятиях основная форма коррекционновоспитательной работы с детьми имеющая важное значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. Дети с нарушениями речи нередко характеризуются нарушением внимания пониженной познавательной активностью замкнутостью недостаточно сформированной игровой деятельностью и другими особенностями психического развития. На групповых занятиях логопед формирует умение войти в общий темп работы следовать общим инструкциям оценивать достижения партнера...
В 68. Фронтальные логопедические занятия в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (с логопедическими группами).
Обучение на занятиях основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая важное значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. Дети с нарушениями речи нередко характеризуются нарушением внимания, пониженной познавательной активностью, замкнутостью, недостаточно сформированной игровой деятельностью и другими особенностями психического развития. На групповых занятиях логопед формирует умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и др.
В процессе обучения проводятся три типа занятий:
Индивидуальные. Основная цель подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).
Подгрупповые. Основная цель воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.
Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.
На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
Специфика речевого нарушения у детей с ФФН состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия, которые требуют тщательной индивидуально ориентированной коррекции.
К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются только те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях.
Фронтальное занятие включает в себя несколько этапов.
Первый этап закрепление правильного произношения изучаемого звука. В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.
Второй этап дифференциация звуков (на слух и в произношении). Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.
В течение первого периода обучения детей учат четко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из трех-четырех гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.
Отработка правильного произношения простых согласных звуков (п, пь, т, ть, к, кь, ль) сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове.
В зависимости от индивидуальных особенностей детей, динамики их продвижения логопед имеет право уменьшать или увеличивать время для изучения звуков. В это же время продолжается работа по составлению и распространению предложений по вопросам, демонстрации действий, картинкам, опорным словам. «Оречевляя» простые сюжеты, дети учатся составлять несложные рассказы с опорой на наглядность. В то же время заучиваются короткие рассказы, стихотворения, потешки. Продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза.
Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю. В течение этого времени изучаются звуки л,р, л-ль, р-рь, л-р, л-ль-р-рь, ч, щ и осуществляется их дифференциация. На каждом логопедическом занятии предлагаются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими слоги. Выделяются гласные звуки красными кружочками, согласные синими. Заканчивается обучение детей в июне. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синтеза односложных слов без стечения согласных и со стечением согласных. В самостоятельной речи они должны достаточно свободно пользоваться лексико-грамматическими конструкциями, структурами простых и сложных предложений.
Конспект логопедического занятия
в подготовительной к школе группе
Тема: В поисках буквы М
Цель: обучение различению и правильному произношению звука М
Задачи:
коррекционно-образовательные
- закрепить понятие о механизме образования звука [М]
- закрепить различение изученных букв и звуков
- формировать навыки словообразования и словоизменения
коррекционно-развивающие
- автоматизировать у детей звук [М] в слогах, в словах и предложениях
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
- развивать у детей дыхание, голос, мимические мышцы
- развивать фонематический слух и восприятие
- развивать звукобуквенный анализ
- уточнять и расширять словарь
- развивать внимание и память
коррекционно - воспитательные
- воспитывать у детей самоконтроль за речью
- воспитывать у детей наблюдательность
Образовательная область: Коммуникация (интеграция)
Вид деятельности : развитие речи
Оборудование: буквы на доске, картинки к загадкам, конверт, стрелочки, плакат с зашифрованными буквами, разрезные буквы, плакат солнце, буквы, картинки.
Ход занятия
Логопед: Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения.)
Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди, вставайте с постели.
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнитесь мне и друг другу.
Ребята, посмотрите у нас сегодня много гостей. Поприветствуйте гостей кивком головы.
Давайте покажем нашим гостям, какие звуки и буквы мы с вами уже знаем.
Что такое буква? (Это то, что мы пишем и видим)
А, что такое звук? (То, что мы слышим)
Какие звуки синего и красного цвета мы знаем?
Красные это, какие звуки- одним словом? (Гласные)
Давайте назовем их. (А,У,О,И,Ы,Э)
Почему они гласные? (Мы их поем)
А синего цвета, какие звуки мы обозначаем? (Согласные)
Назовите их. (П,Т,К,Х)
Ребята, а ведь согласные звуки мы еще обозначаем зеленым цветом, почему, что означает зеленый цвет? (Мягкость согласного звука)
Назовите мягкие пары звукам: ПЬ, ТЬ, КЬ, ХЬ
А теперь отгадайте загадки:
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос . (Морковь)
Целый день летает,
Всем надоедает.
кружок.
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет. (Мяч)
Зверь забавный, сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Медведь)
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
(Логопед выставляет картинки на доску)
Ребята, как вы думаете, с какой буквой и звуком мы сегодня познакомимся?
(С буквой и звуком [ М] )
А, как вы догадались? (Первый звук – [М] в словах)
Молодцы!
М – нам губы звук смыкает!
Если нет – тогда… молчанье!
Л.: А теперь вы произнесите звук [ м ].
Дети произносят, педагог следит за правильностью произнесения.
Л.: Почувствовали, как ваши губки напряглись?
Д.: Да.
Л.: Ребята, можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.
Д.: Нет, не можем.
Л.: А когда этот звук мы произносим, наши губки создают преграду для воздуха, который идёт из горлышка. Значит, какой это звук: согласный или гласный?
Д.: Согласный.
А какая мягкая пара этого звука? (МЬ)
Придумайте слова с мягким зв МЬ.
А обозначаются звуки М, МЬ – буквой ….
- Ребята, это вредная Шапокляк решила нас проверить сможем ли мы найти букву и показать, что мы знаем и умеем. Покажем? (Покажем)
Логопед находит конверт. В конверте инструкция прохождения испытаний.
Физкультминутка. Раз, два!
Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)
К солнышку, к тучке.
Вдоль дорожки теремок.
Он не низок, не высок. (Присели.)
В нем живет мышонок Квак.
Быстро прячется
Вот так! (Прыжки.)
Идите по стрелочкам
1 испытание: Найдите знакомые буквы (плакат с наложенными буквами друг на друга)
2. Соберите знакомые буквы (разрезанные картонные буквы)
3. Составьте и прочитайте слоги (работа в кассах)
4. Звукобуквенный анализ слов – мак, кит, мука
5. Отремонтируйте предложения (картинки) :
Кушать, Мишка, мед.
Катать, на машина, Маша.
- Ребята, посмотрите, вот нашлась наша буква (ЭМ), какие вы молодцы, вы справились со всеми испытаниями.
Давайте посмотрим, на что похожа буква М?
(ответы детей)
РАБОТА В ТЕТРАДИ
Теперь давайте заштрихуем букву М.
Благодарность за работу (подарочки)
- Картотека упражнений по автоматизации звука Задания по автоматизации звука ш
- Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «грамотейка Рабочая программа грамотейка в доу
- Физкультурный досуг в старшей логопедической группе «День прыгуна День прыгуна в детском саду конспекты
- Восточный гороскоп для других знаков