Кран букса без гайки. Как отремонтировать кран-буксу для смесителя своими руками: простые инструкции
Протечка смесителя говорит, в большинстве случаев о том, что имеются проблемы с кран-буксой – устройством, которое регулирует подачу и закрытие воды. Кран-букса бывает двух видов: керамической, а также имеющей резиновую вставку. В последнее время наблюдается тенденция возросшего спроса на керамические буксы, которые более долговечны и позволяют открывать воду всего за пол оборота маховика смесителя.
Вышедшую из строя керамическую кран-буксу можно заменить частично, купив необходимые детали к ней, чтобы поставить их вместо испортившихся. Однако гораздо удобнее поменять всю буксу целиком – так уйдет гораздо меньше времени на починку смесителя и поиск нужных деталей.
Как заменить кран-буксу своими руками?
1. С маховика необходимо снять самый верхний колпачок. Возможно, в процессе долгой эксплуатации сделать это будет нелегко, поэтому в таком случае помогут пассатижи. Под колпачком внутри маховика находится болт, который необходимо вывернуть, чтобы извлечь вентиль крана.
2. Часто, чтобы отвернуть вентиль, требуется приложить немало усилий, ведь металл под постоянным воздействием воды образует окись, которая, иной раз, намертво скрепляет детали смесителя друг с другом. После того, как вентиль снят, необходимо почистить резьбу, к которой крепился болт — за период эксплуатации, вероятно, там мог скопиться мусор. Очистке нужно подвергнуть изнутри и сам маховик.
3. Далее следует заняться отвинчиванием фурнитуры крана, которая также может не поддаться с первого раза. Для удобства нужно взять раздвижные клещи, а чтобы не исцарапать ими глянцевую поверхность под них можно подложить лоскут плотной материи.
4. После снятия фурнитуры можно увидеть буксу, ввинченную в смеситель. Перед тем, как ее вывернуть, обязательно надо проверить, перекрыта ли подача горячей или холодной воды (в зависимости от того, какую воду регулировала вышедшая из строя кран-букса).
Если воду не перекрыть, то она хлынет сразу же после извлечения буксы из смесителя.
5. Когда букса вывинчена, необходимо тщательно прочистить резьбу смесителя. Это нужно для того, чтобы новая кран-букса встала плотно по резьбе, иначе, если там останется мусор, вода будет подтекать не только из носика гусака, но и у основания маховика. Для зачистки подойдет кардощетка.
6. Для каждого смесителя подходит определенный вид кран-букс. Необходимо подобрать эту деталь таким образом, чтобы она совпадала по резьбе, величине и материалу (керамическая или резиновая). Для удобства буксу, вышедшую из строя, можно просто взять с собой в магазин.
7. Новую буксу ввинчиваем на место, где стояла ее предшественница. Если резьба смесителя очищена нормально, то проблем с дальнейшей сборкой маховика возникнуть не должно.
Поскольку смеситель довольно часто эксплуатируется в ванной комнате и на кухне, то будет полезно иметь навыки по замене кран-буксы, ведь чаще всего именно она является причиной протечки воды. А, благодаря пошаговой инструкции с фото, справиться с этим сможет не только мужчина, но и домохозяйка, которая не имеет возможности обратиться к сантехнику.
Предлагаю также посмотреть видео по замене кран-буксы смесителя своими руками.
Видео «Замена кран-буксы и прокладки в смесителе»
Сегодня мы рассмотрим, как открутить кран-буксу, если она прикипела и какие необходимы для работы инструменты. Кран-букса является частью запорной арматуры и служит для регулирования подачи воды.
В смесителях с одним или двумя кранами установлена арматура из латуни. Этот металл не поддается коррозии, но со временем прикипевшее резьбовое соединение не так просто раскрутить.
Некоторые хозяева, если не откручивается кран букса, берут большой ключ и пытаются приложить максимум усилий. Такое действие не всегда может помочь. Хрупкая латунь способна раскрошиться и преподнести новые проблемы в ремонте, а то и привести к полной .
Вконтакте
Одноклассники
Необходимый инструмент
Какова бы ни была сложность работы, вам обязательно потребуется инструмент. Его лучше подготовить заранее, чтобы дом не остался без воды на долгое время. В первую очередь вам понадобятся:
- разводной и трубный ключ, ;
- пара гаечных ключей, соответствующих размеру граней кран-буксы. Обычно подходят ключи размером 14мм и 17 мм;
- отвертка с фигурным и плоским наконечником;
- электродрель с набором сверл по металлу и фрезой.
Кроме инструмента под рукой должна обязательно быть запасная кран-букса. Если не удастся удачно открутить старую деталь или она не поддастся ремонту, ее придется заменить на новую.
Возьмите на заметку: большое разнообразие в продаже китайских деталей может потребовать от вас наличие ключей другого размера. Лучше, если под рукой будет находиться небольшой набор ключей разного размера.
Подготовительные работы
Перед началом работы необходимо разобраться со специфической конструкцией смесителя.
В корпусе арматуры нарезана резьба для ввинчивания шлямбура (корпуса кран-буксы). Диаметр резьбовой части может быть разным. Обычно применяется шлямбур с полудюймовой резьбой. Реже встречаются модели с резьбой на шлямбуре ¾ дюйма.
Герметичность соединения шлямбура с корпусом смесителя обеспечивает резиновая прокладка. На штоке крана нарезаны насечки для вентиля:
- на штоке отечественного крана насечки выполнены в виде квадрата;
- шток импортного производства имеет 20 или 24 шлица.
Аналогичные насечки нанесены внутри вентиля, который бывает пластмассовый или из металлического сплава.
Возьмите на заметку: при возможности отключить водопровод в доме на длительное время, целесообразно идти за покупкой новой кран-буксы после демонтажа старой, прихватив ее с собой в магазин. По имеющемуся образцу вам подберут подходящую модель.
Конструкция смесителей предусматривает использование двух видов кран-букс:
- Модель с червячной передачей работает за счет выдвижного штока. На клапане стоит резиновая прокладка, перекрывающая подачу воды при закручивании штока. От частого использования резина изнашивается, и требует замены.
- Модель на керамических пластинах работает от полуоборота и отличается износостойкостью материала.
Обратите внимание: для каждого вида кран-букс продаются ремкомплекты, содержащие новые керамические и резиновые детали. Как показывает практика, при длительном использовании смесителя изнашивается весь запорный механизм, поэтому лучше купить новую кран-буксу целиком и заменить ее.
Перед началом работы необходимо перекрыть воду на стояке и определиться, почему протекает кран. Иногда протекание воды может появиться из-за износа вентильного сальника.
Подготовка к ремонту требует снятия вентиля:
- На торце вентиля снимают защитный колпачок и отверткой откручивают прижимной болт. Если он не выкручивается, его можно смазать уксусом или специальным раствором WD-40. Он продается в любых авто-магазинах. Благодаря высокой проницательности раствор легко проникает в резьбовое соединение и разлагает твердые образования.
- Если химические средства не принесли положительного результата, шляпку болта высверливают сверлом. Вентиль снимают со штока легкими раскачиваниями из стороны в сторону. Прикипевший к шлицам вентиль тоже можно обработать WD-40 и снять при помощи съемника.
После снятия вентиля необходимо открутить разводным ключом декоративный колпачок на смесителе, закрывающий кран буксу и приступить к ремонту.
Обратите внимание: на некоторых видах вентилей установлены дополнительные фиксаторы. Их необходимо снять в первую очередь.
Ремонтные работы
Если протекание вызвано износом сальника, можно просто попробовать подтянуть прижимную гайку. Если вода продолжает течь, необходимо открутить гайку и извлечь сальниковую втулку. По штоку плотно обматывают пару витков сальниковой набивки и прижимают ее втулкой. В финале останется только затянуть прижимную гайку и испытать кран.
Но у нас на штоке осталась часть резьбы от высверленной шляпки прижимного болта. Ее выкручивают пассатижами, обхватив за выступающий из штока край.
Также в этой ситуации можно попробовать тонким сверлом высверлить остатки болта и нарезать метчиком новую резьбу.
Если ремонт не принес положительных результатов и кран продолжает течь, кран-буксу придется заменить на новую. Для этого рожковым или разводным ключом обхватывают грань шлямбура и откручивают его против часовой стрелки. Далее в обратном порядке устанавливают все детали смесителя на место.
Демонтаж прикипевшего кран букса
Если кран не удается починить из-за того, что кран-букса сильно прикипела к корпусу, приходится применять дополнительные хитрости:
- «Облизавшиеся» грани шлямбура можно крепко обхватить трубным ключом. Методом раскачки надо попробовать сорвать шлямбур с места. Но главное не перестараться, иначе можно сорвать резьбу и сломать смеситель.
- Применение химических средств поможет ослабить резьбовое соединение. Хорошо действуют WD-40, уксус, моющее средство Sillit и другие кислотосодержащие растворы. Если поверхностное смазывание не помогло, то из пластилина можно вылепить маленькую емкость вокруг шлямбура и налить туда один из этих растворов. Глубина емкости должна обеспечить полное покрытие кран буксы раствором.
- Сдвинуть резьбу с места поможет термический метод. Строительным феном прогревают резьбовую часть корпуса смесителя, пока шлямбур не начнет откручиваться от руки.
Обратите внимание: применение открытого огня для прогрева ускорит результат, но в смесителе расплавятся пластиковые детали, а с поверхности корпуса обгорит блестящее покрытие.
- 90% китайских смесителей изготовлены из деформируемого сплава. Легкое простукивание молотком вокруг резьбы ослабит налет, и шлямбур провернется по резьбе.
- Когда все методы испробованы, остается последнее решение: удаление кран-буксы высверливанием. Для этого ножовкой по металлу срезают выступающую часть шлямбура и подходящим по диаметру сверлом высверливают оставшуюся в корпусе смесителя деталь. Вместо сверла подойдет аналогичного размера фреза. После высверливания придется нарезать новую резьбу в корпусе смесителя. Такой сложный ремонт имеет смысл производить для дорогих и качественных смесителей. Если у вас был установлен дешевый смеситель, проще и дешевле будет сменить его на новый.
Как отремонтировать кран-буксу, смотрите в видео:
Вконтакте
Видите неточности, неполную или неверную информацию? Знаете, как сделать статью лучше?
Хотите предложить для публикации фотографии по теме?
Пожалуйста, помогите нам сделать сайт лучше! Оставьте сообщение и свои контакты в комментариях - мы свяжемся с Вами и вместе сделаем публикацию лучше!
Кран-букса — один из важнейших узлов крана. Она применяется как в одновентильных кранах, предназначенных только для холодной волы так и в двухвентильных смесителях на кухне и в ванной. В случае выхода из строя заменить ее можно своими руками.
Что такое кран-букса, ее назначение
С античных времен применялся простейший поворотный кран. Сначала их делали из твердых пород дерева, в средние века перешли на металл. Они не позволяли точно регулировать поток жидкости. Фактически у них было только два положения: открыто и закрыто.
В конце XVIII века английский изобретатель Джозеф Брама изобрел и стал производить винтовой водопроводный кран. С его помощью стало возможным получать струю воды нужной интенсивности, плавно регулируя поток.
Через столетие Великий английский ученый лорд Кельвин изобрел смеситель – устройство с двумя вентилями, позволяющее получать струю воды требуемой температуры и интенсивности.
Кран Брамы стал прообразом современного крана. С целью совершенствования технологии производства, а, главное, упрощения ремонта и обслуживания, все подвижные части крана были собраны в единый модуль, который и называется кран-буксой. Все высокоточные операции по изготовлению, такие как фрезеровка, точение, сверление — проводятся над деталями, из которых состоит кран- букса. Их делают из более дорогих и износостойких материалов, чем литой из алюминиевых сплавов или стали корпус крана или смесителя, что дает дополнительную экономию и позволяет снижать цену изделия.
Кран-букса – это и единый ремонтный модуль. При необходимости его можно быстро снять со смесителя, не нарушая его установку и герметичность присоединения к магистралям горячей и холодной воды. Все кран-буксы одного типоразмера взаимозаменяемы, поэтому запасные части для любого смесителя легко найти в магазины.
Исторически сложилось так, что на территории стран СНГ выпускают кран-буксы с квадратным креплением под маховик. Импортные выполняют это крепление шлицевым, и имеют 22 или 24 шлица. Эти два типа кран-букс несовместимы
В конце 20 века была изобретена новая разновидность кран-буксы- керамическая.
Типы кран-букс, их устройство и принцип работы
Современные запорные модули для двухвентильных смесителей делятся на два основных типа:
- Червячные с резиновой рабочей прокладкой
- Керамические.
Принцип их действия и устройство заметно отличаются, но они могут быть установлены в одни и те же смесители, при условии совпадения резьбы и посадочных размеров. те же смесители.
С резиновой манжетой
Эта конструкция – прямой наследник крана Брамы, использует тот же принцип действия.
Рисунок 1. Принцип работы червячной кран- буксы
Внутри корпуса находится червячная передача, преобразующая вращательное движение маховика в поступательное движение штока. На окончании штока закреплена прокладка из резины. В положении «Закрыто» она упирается в седло клапана и перекрывает поток воды. По мере вращения маховика шток двигается вверх и понемногу прокладка отходит от седла, открывая просвет для потока воды. Когда шток полностью втягивается в червячный механизм, просвет открывается полностью и поток воды становится максимальным.
На рисунке видны основные детали червячной кран-буксы импортного стандарта:
- Стопорная скоба, удерживающая конструкцию в сборе.
- Корпус. На нем видна гайка, за которую кран-буксу выкручивают из гнезда, мелкая резьба для крепления защитного колпачка, резиновое уплотнительное кольцо и более крупная резьба для крепления в корпусе смесителя.
- Шток червячного хода, на котором видны: шлиц для крепления маховика, уплотнительное кольцо, червячная резьба.
- Поршень. На нем видна внутренняя резьба червячной передачи, еще одно уплотнительное кольцо, гнездо крепления рабочей резиновой прокладки, и, наконец, сама рабочая прокладка.
- Гайка крепления прокладки
Рисунок 2. Конструкция червячной буксы в разрезе
Для того, чтобы полностью открыть кран, нужно повернуть маховик от 2 до 4 раз.
Прокладка, которая прижимается к седлу клапана и с трением проворачивается по нему, довольно быстро изнашивается. Ее легко снять и заменить, продлевая срок службы устройства.
Достоинствами червячных сердечников являются:
- Дешевизна.
- Проверенная веками конструкция.
- Плавная регулировка потока.
- Прокладку можно сделать самостоятельно из подручных материалов.
- Широкое распространение.
Но есть и заметные недостатки:
- Малый срок службы прокладки.
- Необходимость в частой разборке смесителя для замены прокладки.
- Для полного открытия воды нужно сделать несколько оборотов.
- Высокая шумность. Изношенные прокладки вызывают гудение в трубах.
Червячные устройства постепенно уступают место керамическим.
Керамические
Конструкция керамической буксы существенно упрощена по сравнению с червячной:
Рисунок 3. Конструкция керамического сердечника
Основные элементы:
- Скоба- фиксатор
- Корпус с уплотнительным кольцом такой же по размерам, как и червячного сердечника.
- Шток с шлицевым креплением для маховика и двумя уплотнительными кольцами. На конце штока закреплен шумогаситель. Он обеспечивает малошумное протекание потока через кран.
- Поворотная верхняя керамическая пластина. Имеет прорези с боков, через которые попадает вода из магистрали, и одно или два окна в донышке.
- Неподвижная нижняя керамическая пластина. Имеет одно или два окна, совпадающих по форме с верхней пластиной.
- Резиновое кольцо, упирающееся в седло корпуса смесителя.
Рисунок 4. Керамическая букса в сборе
Принцип действия керамической буксы существенно проще, чем у червячной. Подвижных деталей всего две- поворотный шток и верхняя металлокерамическая пластина. Керамические пластины очень плотно прилегают друг к другу за счет высокого качества обработки их поверхности.
В закрытом состоянии окна в пластинах не совпадают и просвета для протекания воды нет. Напор дополнительно поджимает пластины друг к другу, повышая герметичность.
При повороте маховика шток и закрепленная на нем подвижная пластина также поворачиваются. Окна на пластинах начинают совмещаться. Через пол- оборота маховика окна полностью совпадают, давая максимальный поток воды.
В большинстве моделей поворот штока ограничен. В последнее время все больше выпускается кран-букс без такого ограничения. Вращая маховик в одну и ту же сторону, можно сначала открыть, а потом закрыть кран.
Шумогаситель не дает потоку воды входить в колебательный резонанс с трубопроводом и обеспечивает низкую шумность работы устройства.
Герметизирующая прокладка не дает воде просочиться мимом клапана. При установке очень важно в меру затягивать резьбу. С одной стороны, кран-букса должна надежно упираться прокладкой в седло, а с другой, излишнее усилие может деформировать корпус и испортить кран-буксу. Нужно подобрать по высоте такую модель, которая точно подходит к вашему смесителю.
Достоинства керамических устройств таковы:
- Долгий срок службы.
- Половины оборота маховика достаточно для полного открытия крана.
- Плавный ход.
- Низкая шумность
К недостаткам обычно относят:
- Высокая цена.
- Высокие требования к качеству воды. Требуют установки фильтров механической очистки воды.
Процесс замены кран-буксы.
Несмотря на разницу конструкции и множество типоразмеров, чтобы поменять неисправную кран- буксу, последовательность действий выполняется практически идентичная.
Рисунок 5. Разные модели устройства
Если точно неизвестно, какая именно модель кран- буксы установлена в смесителе, начинать ремонт лучше утром или днем, чтобы успеть купить новую до закрытия магазинов.
Последовательность действий по замене следующая:
- Отключить воду ближайшим к смесителю вентилем. Перекрыть следует и холодную, и горячую воду.
- Открыть краны и дать воде, оставшейся в трубах, стечь в слив.
- Далее аккуратно снимается цветная пластмассовая заглушка с маховика. Ее нужно поддеть острым предметом. На некоторых моделях она крепится не на трении, а на резьбе. В таком случае ее надо выкрутить.
- Отвинчивается крепежный болт.
Рисунок 6. Крепление маховика
- Снять маховик.
Рисунок 7. Маховик снят
- На некоторых моделях смесителей может быть установлен защитный колпачок. Его нужно отвинтить руками.
Рисунок 8. Отвинчивание колпачка
- Открывается гайка кран-буксы. Захватить ее подходящим по размеру рожковым или разводным ключом и выкрутить сердечник.
Рисунок 9. Выкручивание сердечника
Внимание: выкручивать против часовой стрелки! Ключом нужно только ослабить резьбу, дальше выкручивать руками.
- Дело сделано.
Рисунок 10. Демонтаж закончен
После замены кран- буксы или ее ремонта сборка смесителя производится в обратном порядке.
Перед тем, как завинчивать сердечник, его резьбу нужно обмотать в несколько слоев лентой ФУМ или сантехнической нитью.
Замена неисправной кран-буксы на смесителе завершена.
Необходимый инструмент
Для того, чтобы поменять кран-буксу, потребуется:
- Рабочий нож или скальпель.
- Набор отверток.
- Набор рожковых ключей. Вместо них использовать разводной ключ достаточного размера.
- Лента ФУМ или сантехническая нить.
Не помешает также ветошь, чтобы протереть и осмотреть седло клапана, особенно для червячной конструкции.
- Перед началом разборки подстелить в раковину или в ванну лист ткани, пластика или картона. Это не даст мелким падающим деталям укатиться в слив и защитит покрытие от падения тяжелых инструментов.
- Испытания отремонтированного крана лучше проводить вдвоем- один открывает вентиль, второй стоит у крана и наблюдает. Так можно будет сразу перекрыть воду, если течь не устранена.
- При использовании керамических сердечников или картриджей лучше поставить перед кухонным краном или смесителем в ванной фильтр механической очистки. Он задержит загрязнения и намного продлит срок службы крана до ремонта.
- Если сорвало кран и вода бьет струей- прежде всего нужно перекрыть вентиль или стояк и только потом начинать разбираться с причиной.
Самой распространенной ошибкой при замене кран- буксы является прикладывание излишних усилий при откручивании резьбы. Если гайка не идет- ее надо отмочить в уксусе от 10 минут до нескольких часов. Поможет также жидкость WD-40.
При затягивании резьбы лишние усилия также могут деформировать керамическую буксу либо вообще сорвать резьбу. Это приведет уже к замене всего смесителя.
В ванной комнате водопровод представляет собой целую систему сантехники, венцом которой является смеситель. Кран букса для смесителя представляет собой запорное и регулирующее устройство, именно данная деталь устройства поддается наиболее частым механическим воздействиям. Об износе данной детали можно узнать по вечно текущей воде, когда кран находится в закрытом положении и по характерным тарахтящим звукам, тогда потребуется замена кран буксы в смесителе или его полная замена.
Неисправное состояние данной детали может доставить множество неприятностей, но их можно достаточно быстро устранить, заменив буксу. Замена и ремонт кранбуксы – сами по себе достаточно простые операции и, как правило, не требуют наличия особых умений и вызова специалиста. Прежде чем начинать обзор о ее замене, необходимо рассмотреть есть крановые кран-буксы, чем они различаются между собой и какими достоинствами и недостатками они обладают.
Характерные особенности основных видов кран-букс
Чтобы понять, как поменять старую кран буксу в смесителе, необходимо знать виды кран буксы для современных смесителей. Существуют два вида данных изделий:
- Обычные червячные с резиновыми манжетами.
- Нового поколения с керамическими вставками.
Их отличие – это длина и количество шлицов. У импортного изделия их 20 и 24 (под ручку). У отечественного смесителя есть квадратный крепеж под ручку, оснащенный специальным винтом для фиксации. Различаются они также диаметром резьбовой части, той которая должна вкручиваться в кран. Более популярным является диаметр ½ дюйма, менее распространен диаметр ¾.
Подробно рассмотрим разновидности этих изделий и их основные различия.
Кран букса для смесителя с резиновыми манжетами. Принцип действия такого типа букс имеет червячный ход и резиновую прокладку в конце выдвижного штока. Для того чтобы полностью ее закрыть потребуется от двух до четырех оборотов.
Данная букса действует следующим образом: резиновая прокладка находящаяся во внутренней части клапана прижимается к нему, тем самым перекрывая воде путь. Такая прокладка подвержена быстрому износу, но она легко заменяется. Прокладка может быть изготовлена из разных сортов резины, от чего зависит срок ее эксплуатации.
- Нет необходимости заменять полностью кран-буксу, можно просто поменять прокладку.
- Небольшая цена прокладок.
- Возможность самостоятельно изготовить прокладки из резины.
- Краткий срок эксплуатации.
- Для того чтобы открыть или закрыть, требуется большое количество оборотов.
- Со временем теряется плавность хода, что ведет к тому, что кран нужно сильнее закручивать.
- Особый неприятный шум вызываемы резонирующим вентилем. Это возникает в том случае когда прокладка изношена. Данный фактор может отрицательно сказаться на работе водопроводных коммуникаций.
Кран-букса с керамическими вставками. Основой в такой кран-буксе составляют две керамические вставки, которые сделаны в виде пластин и снабжены идентичными отверстиями. От полностью открытого до максимально закрытого положения необходимо всего пол-оборота ручки.
Конструкция буксы выполнена таким образом, что одна из пластин внутри ее корпуса жестко закреплена. Вторая находится на штоке, и закрепляется маховиком. При повороте ручки крана отверстия на пластинах совмещаются так, чтобы вода сквозь них поступала в смеситель.
Керамические вставки заменить можно, но снимать и менять их не столь просто, как в случае резиновыми прокладками, потому что их нужно подбирать индивидуально по размеру буксы. В этом случае ремонт не нужен, проще будет купить и установить буксу по новой.
- Долгий срок службы керамики.
- Удобство эксплуатации: для того чтобы открыть воду понадобится всего пол-оборота.
- Низкий уровень шума во время работы.
- Плавный ход поворота ручки.
Недостатки:
- Цены гораздо выше, чем у моделей с резиновыми прокладками.
- Буксе сложнее будет работать если в воде присутствуют различные грубые примеси вроде песка, поэтому для того чтобы работа была бесперебойной рекомендуется установить фильтр для тонкой очистки воды.
Как заменить кранбуксу в смесителе?
Для замены кран-буксы, нужно сделать следующее:
- Стояки с холодной и горячей водой необходимо перекрыть. После чего необходимо удостоверится, что вода действительно не поступает, чтобы это проверить, необходимо полностью открыть оба крана.
- После чего нужно взять какой-нибудь плоский инструмент, для этого могут подойти отвертка или нож, и с его помощью снять пластиковую цветную заглушку. Ее нужно поддеть, а потом снять.
- Под заглушкой располагается винт, который необходимо отвинтить. В том случае если букса импортная, то на не может быть расположен пластиковый фиксатор, который также необходимо снять.
- После этого необходимо снять ручку. На этом этапе могут возникнуть трудности в виде закиси на шлицах, тогда их необходимо отмочить либо прибегнуть к помощи специально предназначенных для этого съемников.
- После того как снят маховик, доступ к кран-буксе открыт, ее нужно отвинтить при помощи разводного ключа. Если у буксы есть контргайка, то необходимо вначале отпустить ее, и лишь потом приступать к выкручиванию буксы.
Монтаж новой кран-буксы делается в обратном порядке. Во время замены кран-буксы можно поменять направление ее поворота. Чтобы это сделать необходимо выкрутить стопорный винт, который вкручен в шток буксы. Далее необходимо данный винт вкрутить с обратной стороны, что позволит буксе поворачиваться в другую сторону.
Как выбрать новую кран буксу?
Приобретение новой кран-буксы лучше делать только когда есть старая, которую можно будет продемонстрировать продавцу, для того чтобы он смог подобрать деталь подходящей конфигурации.
Во время замены кран-буксы, выбирая новую деталь, нужно обязательно учитывать ее размеры (обычно они составляют ½ и 3/8 дюйма). Кроме этого нужно обратить внимание на фирмы-производители.
Для отечественных смесителей как правило используются резиновые и керамические кран-буксы «под квадрат». Кран-буксы у которых на верхней части штока 20 и 24 шлица применяется для смесителей импортного производства.
Как правило вентили делаются «под шлиц» и «под квадрат». Производители для их изготовления используют металл или пластик. Перед покупкой кран-буксы, нужно замерить длину крана и штока. Если вы ничего не смыслите в подобных делах, для того чтобы не возникли в дальнейшем проблемы и для того чтобы не было ошибок при выборе лучше взять старые кран-буксу и вентиль (маховик) в магазин.
Стандарт и кран бывают разных стандартов, из-за этого рекомендуется маховик примерять в магазине перед тем его приобретением. Стоит помнить, что болт который держит маховик, может быть с другим шагом резьбы.
Во время приобретения смесителя для кухни или ванной, можно самостоятельно убедится какая кран-букса в нем установлена. Данную проверку осуществить достаточно просто прокрутив маховик. Если вентиль прокрутится на три – четыре оборота, это означает что кран букса резиновая, если пол оборота – керамическая.
Производители сантехнического оборудования представляют для выбора две модификации кран-букс и смесители разной ценовой категории. Цена кран-буксы с керамическими вставками колеблется в пределах 600 рублей, резиновые ка правило стоят примерно 350 рублей.
В виду того что у керамических кранов высокая чувствительность к различным загрязнениям в воде, а на входе не установлен водоочистительный фильтр, тогда во избежание различных проблем рекомендуется отдавать свое предпочтение буксам с резиновыми прокладками. Узнав все преимущества и недостатки обоих видов моделей можно подобрать оптимально подходящий вариант.
Можно ли отремонтировать механизм?
Когда слышен скрежет металла внутри смесителя в ванной и прерывистый напор воды это знак о том, что вышла из строя запорная прокладка. Подобная замена прокладки необходима также и во время протечек крана. После того как снята кран-букса, необходимо тщательно осмотреть ведро водозабора.
Если обнаружатся трещины, раковины, сколы на седле, это означает что устройство мы срочно полностью меняем, ремонт в данной ситуации не даст долговременного эффекта. Прокладку можно вырезать самостоятельно или приобрести в магазине. Обычно крепление прокладок осуществляется как правило на втулку или винт располагающиеся в конце штока.
Текущая прямо по вентилю вода говорит о том, что нужно смазать либо заменить сальники кран-буксы. Для данной процедуры нужно разобрать механизм, сняв при помощи отвертки крепежную шайбу со штока.
В ремкомплект, обычно, входит несколько подходящих уплотнительных колец для замены. Сальники можно смазывать любой водостойкой смазкой, силиконовая не является исключением. Во время монтажа недорогих моделей смесителей в ванной нужно сразу проверить кран-буксы на наличие достаточного количества смазки.
Что касается ремонта устройств с червячными устройствами, то он заключается обычно в замене запорной прокладки. В этом случае все, что нужно сделать – разобрать кран-буксу и сменить старую прокладку на новую. Если нужно, ее можно самостоятельно вырезать из достаточно толстой и крепкой резины.
Гораздо хуже, когда дефект у самого посадочного гнезда, из-за этого,даже если прокладка исправна, кран-букса тем не менее все равно будет слегка подтекать. В этом случае нужно будет поменять весь кран, как кратковременное решение можно установить более толстую прокладку.
Что же касается ремонта кран-буксы с керамическими пластинами, то решить данную проблему можно только ее абсолютной заменой. Но иногда причиной протечки кроется в износе кольца, которое гарантирует хороший прижим пластин друг к другу.
В этом случае ремонт можно произвести собственноручно, для этого нужно будет просто вырезать новое колечко примерно такой же толщины (строго соблюдать размеры необязательно) и установить его вместо старого на штоке. Это единственное что можно сделать для ремонта керамических кран-букс.
Если замена или ремонт, кажутся, довольно сложными либо под рукой нет необходимых инструментов, тогда стоит с этим вопросом обратиться к специалисту. Он аккуратно выполнит данную операцию, устранив неприятный звук и обеспечив плавное открывание крана и как следствие стабильную работу всей системы водоснабжения на ближайшее будущее.
Если вас интересует, как выкрутить кран-буксу из смесителя, то вы должны быть уверены, что там именно эта запорная арматура, а никак не картридж или шар. Хотя, определить это достаточно просто — если для регулировки используются два барашка или два рычага, значит, вы на верном пути.
Но и здесь не всё так просто, так как буксы могут быть разными — так, она может иметь керамическую пару для регулировки потока, либо червячную передачу для прижимания клапана. Сейчас мы вместе во всём этом разберёмся, проведём ремонтные работы и посмотрим тематическую демонстрацию видео в этой статье.
Кран-буксы
Примечание. Если у вас смеситель джойстикового типа (с одним рычагом), то там, в качестве запорной арматуры, скорее всего, стоит пластиковый или керамический картридж, а в некоторых случаях (для дорогих моделей) шаровый затвор.
Вопрос, как поменять кранбуксу на смесителе, актуален лишь в тех случаях, когда у нас двухвентильный (двухрычажный) смеситель, а также в проходные и одинарные краны с носиком.
Различия
Чтобы разобраться в том, как поменять кран-буксу в смесителе, а ещё лучше, отремонтировать её, нужно понять из чего она состоит и как работает, то есть, как с её помощью регулируется водный поток.
Вы уже, наверное, обратили внимание на то, что отверстия в керамике расположены не по центру и именно этот фактор позволяет регулировать поток воды. То есть, когда отверстия совпадают, то открывается полный проход, но при вращении верхней пластины вокруг своей оси, отверстия постепенно смещаются относительно друг друга, что уменьшает проход до полного его закрывания.
Резиновый уплотнитель не позволяет воде пробиваться в стороны, но он с течением времени сплющивается и тогда как раз и возникает вопрос о том, как поменять кран буксу в смесителе.
В том случае, когда при закрывании-открывании вентиля нужно сделать много оборотов (от 5-ти до 10-ти), то это говорит о том, что там стоит запорная арматура с червячным механизмом. Несмотря на то, что замена кранбуксы в смесителе такого типа производится практически одинаково с керамическим вариантом, тем не менее, её устройство несколько иное.
В этом случае шток служит в качестве поршня, который поднимается и опускается при помощи червячной передачи, но для того чтобы через этот узел не протекала вода, там находится жировая камера.
Изредка причиной выхода такого механизма из строя является износ резьбы «червячка», но в большинстве случаев, это износ резиновой прокладки на поршне, так что замена кран-буксы в смесителе здесь не нужна — достаточно просто сменить прокладку (клапан).
Ремонтные работы
Примечание. Если вы решили произвести какие-либо ремонтные работы со смесителем на кухне или ванной комнате, вам обязательно нужно перекрыть воду, как и требует инструкция.
В большинстве случаев это можно сделать общим проходным краном, который находится перед водомером.
- Нам для начала нужно снять вентиль, как открутить кранбуксу на смесителе можно только после его демонтажа (мешает) . Для этого поддеваем ножом или отвёрткой декоративную заглушку в центре барашка и снимаем её, под низом находится болт, который нужно открутить и тогда мы снимем вентиль. Если у вас стоят ручки, то такой болт, как правило, находится под рычагом на корпусе ручки (он тоже закрыт заглушкой).
- Теперь нам нужно снять контргайку, выкручивая её против часовой стрелки, только это нужно делать осторожно, чтобы не поцарапать корпу с. Зачастую над контргайкой может быть ещё одна, декоративная гайка, которую в большинстве случаев можно открутить руками. Теперь можно просто вытянуть запорную арматуру, но иногда для дополнительного крепления там ещё есть стопорное кольцо — демонтируйте его, так как снять кран буксу со смесителя можно будет только после этого.
- Теперь вы можете просто пойти со снятым запорным механизмом в магазин и купить такой же, благо, его цена невелика, но можно избавить себя от покупки, если его разобрать и отремонтировать . Для этого снимите со штока стопорное кольцо и выдавите его стержнем из корпуса керамическую пару вместе с прокладкой. Если на корпусе есть налёт, то вам нужно будет ударить по торцу штока отвёрткой или пассатижами.
- Для того чтобы устранить протечку, нужно увеличить толщину сплющенного кольца, но так как это сделать невозможно, мы просто увеличим длину внутреннего комплекта буксы
. Для этого посмотрите на фото вверху — там вы видите, куда наклеить два-три слоя изоленты, чтобы увеличить толщину верхней керамической пластины. Кроме того, под резиновое уплотнительное кольцо можно подставить самодельную шайбу из медной проволоки, как бы увеличив толщину прокладки. (См. также статью .)
- Замена резинового клапана в кран-буксе с червячным механизмом вообще не вызовет каких-либо проблем . Для этого откручиваете болт с шайбой и меняете клапан (можно даже на самодельный, из толстой резины).
Заключение
Как видите, своими руками можно не только заменить кран-буксу, но и отремонтировать её, не растрачивая время и деньги на походы в магазин. Но хотелось бы вас предупредить — если вы всё-таки захотите установить новую запорную арматуру, то обязательно идите в магазин со старым образцом — такие узлы могут быть разных размеров, так что лучше перестраховаться.